logo
Маврищев В

Предисловие

В середине XIX века великий русский педагог К. Ушинский писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком посреди рощи и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье».

Сегодня экологические проблемы превалируют над всеми другими проблемами современности, а экологическое образование является мировой проблемой. Сейчас просто "экологического мышления" недостаточно. Насущная задача - сформировать экологическое мировоззрение. Для этого необходим экологический всеобуч - образование на экологической основе, экологизация знания.

Экологическая грамотность - вот что нужно современному человеку. Раньше косарь мог обойти гнездо, а сейчас с комбайна не увидишь, что там внизу. Старожилы-крестьяне рассказывали, что на две-три недели во всех селах, стоявших на нерестовых реках, прекращали звонить в колокола, а весла на лодках обвязывали паклей или тряпками, чтобы не было лишнего шума, беспокоящего рыбу. На этот случай существовала ныне забытая пословица: «Рыба святое дело делает - оставь реку в покое».

На чем же был основан экологический подход к охране среды своего обитания у наших предков? Где те экологические императивы, на которые опиралось человечество прошлых веков? Следует признать, что глубочайший экологический смысл был заложен прежде всего в вековом опыте народной жизни. Пусть неосознанно и стихийно, но в природе поддерживалось некое экологическое равновесие между лугами, полями, лесами и водами. Даже и в наши дни можно местами встретить размежевание между угодьями. Пруд, да не один, был во многих усадьбах Беларуси, а в нем непременно рыба, был сенокос - на лугах, а пашня -выше на полях, и все это окаймляли густые чащи леса. Никому в голову не приходило распахать заливной луг, где снимали два урожая сена, или, скажем, спустить пруд, а еще неразумнее - затопить пашню и луг или вовсе отдать землю под пашню иль море заливанное. Ведь неспроста все это было, и совсем еще недавно! А теперь мы неразумно и бездумно травим эти поля, землю, их несущую, хлеб наш и все кругом, а в конце концов — самих себя, ядохимикатами!

Налицо противоречие между программой природы как системного целого и программой человека как ее части. Парадокс заключается в том, что устойчивость биосферы основана на круговороте веществ в природе, а существование человеческого общества подчинено закону необратимого поступательного движения – прогрессу. Таким образом, формирование научного экологического знания ныне отстает от практики социального бытия.

Значение природы неоценимо в жизни каждого человека. Воздух, вода, малахитовый ковер лугов, щебетанье птиц, белка на дереве, бодрящий аромат тенистых лесов - все это природа. "Кладовой солнца" назвал ее Михаил Пришвин. Но черпать из этой кладовой нужно с большой осторожностью. Природа похожа на уязвимую паутину. Коснитесь одной паутинки - и дрогнут все остальные.

Конечно, беречь и охранять природу можно по-разному. Прежде всего так, как это делалось в нашей стране в недалеком будущем - постановлениями, указами, декретами. Стало ли от этого лучше? - Конечно, нет. Потому что в этом трудном, тяжелом, но благородном деле нужно начинать прежде всего с себя, с обращения к нравственному началу каждого человека. И чем раньше, тем лучше. Недаром академик Д.С.Лихачев ввел в обиход понятие "экология нравственности".  Оставаясь наедине с природой, человек безнравственный может натворить немало бед. Расплачиваться потом придется другим.

Если человек сам непосредственно каким-то добрым делом соприкоснется с природой, например, вырастит дерево или цветок, то прежде чем сломать ветку или сорвать растение, он непременно задумается, а нужно ли это делать? Постоянное и доброе общение с природой необходимо каждому. Тогда человеку откроются три важнейшие заповеди - он должен хорошо знать природу и ее законы, беречь и охранять ее, и, конечно же, приумножать ее богатство.

А начинать-то надо с себя. Нельзя быть равнодушным. Нельзя проходить спокойно мимо торговцев родной природой, нельзя мерять деньгами бесценную красоту наших лесов. Никогда не требовалось от каждого из нас такой осторожной нежной походки в лесу как сейчас, когда природа в опасности. Нужно всегда помнить, что природа - незаменимый и вечно живой источник бесконечных открытий, родник здоровья и духовного богатства человечества во все времена. И поэтому можно понять слова Владимира Солоухина о том, что наш век, должен быть не только веком пластмассы и алюминия, но, прежде всего, веком зеленых трав, ярких цветов, чистых рек и лесов, выхоленных рукой разумного человека.