logo search
359668_C6355_polishuk_yu_m_obshaya_ekologiya

1.4. Профессиональная ответственность специалиста за преодоление экологического кризиса

Из вышеизложенного ясно, что в стремлении к самостоятельной устойчивости, независимости от природы общество дошло сегодня до критического состояния отчуждения от природы, создав тем самым реальную угрозу собственного существования на планете. Это отчуждение проявляется наиболее явно в безудержном росте материального потребления, в провоцировании и культивировании все новых потребностей в вещах. В стремлении к свободе, независимости от сил природы общество и отдельный человек, все чаще нарушая естественные экологические связи, теряют представление о своей ответственности за окружающий мир.

Однако общество, культура, человек обладают не только разрушительным, но и созидательным потенциалом, способны преодолеть экологический кризис и его основные составляющие – социокультурный и антропологический кризисы. В экологическом сознании человечества сегодня совершается важнейший переход. Прежде люди сами создавали экологические тупики и затем думали о том, как из них выбраться, как преодолеть созданную опасность жизни. Сегодня главные усилия интеллектуальной элиты общества направлены на выработку таких форм социальной активности, которые свели бы к абсолютному минимуму экологический риск, обеспечивали бы экологическую безопасность человека и окружающей его среды. Как и для всего человечества, для России выход из экологического кризиса видится в переходе на модель устойчивого (не разрушающего, не истощающего и не загрязняющего природную среду) развития, которая рассматривается как единственная альтернатива безудержному экономическому росту, характерному для рыночной модели природопользования.

В современных условиях в развитых странах создаются научно обоснованные и экономически эффективные системы государственного, общественно-политического и экономического управления природопользованием и охраной окружающей среды. Во многих странах мира разрабатывается государственная экологическая политика на различных уровнях административного деления и обеспечивается централизованное финансирование природоохранной деятельности, возрастает роль научного сообщества в решении экологических проблем. Эти изменения могут быть осуществлены лишь при опоре на новую стратегию образования, новую социальную и экономическую политику, которые должны вести к изменению отношения человека к природе и изменению поведения человека в социоприродной среде. И в этом процессе особенно возрастает роль гуманитарных знаний.

Использование человеком природы и преобразование природной среды в интересах общества неизбежны и закономерны, так как они осуществляются в силу действия как законов природы, так и социальных законов развития общества. Поэтому научно-технический прогресс человечества не является чем-то чуждым природе, противоречащим ей, а наоборот, это – один из последовательных и закономерных процессов ее эволюции. Поэтому неудивительно, что закономерными являются и возникающие экологические и ресурсные проблемы человечества.

Так как общество не в силах остановить научно-технический прогресс, человеку ничего не остается, как научиться жить в согласии с законами природы и не переступать допустимые пределы воздействий на природную среду. Эта важнейшая для будущего нашей цивилизации задача может быть решена только на основе перехода общества на концепцию устойчивого развития с использованием новых экологических технологий с учетом корректировки стратегии природопользования, воспитания у людей разумного ограничения человеческих потребностей. Поэтому разработкой стратегии рационального природопользования, решением инженерно-технических и медико-биологических проблем охраны природы, разработкой и реализацией программ экологического воспитания и образования, разработкой юридических и социально-экономических механизмов управления природопользованием и т.п. должны заниматься ответственные профессионалы на своих рабочих местах.