8.2. Экологическое право и закон рф об охране окружающей природной среды
Юридическим инструментом реализации эколого-экономических принципов природопользования и управления окружающей средой является экологическое законодательство. Экологическое право – совокупность правовых норм, регулирующих взаимоотношения в сфере взаимодействия природы и общества. Экологическое право и регулируемые им общественные отношения условно можно разделить на три составные части. Первую часть составляет собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны природных систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны окружающей природной среды. Первая часть включает нормы федеральных законов «Об охране окружающей среды», об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях.
Вторая составная часть экологического права включает природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха. Природоресурсное право, исторически возникшее раньше экологического, включало земельное, горное, водное, лесное и иные отрасли права. Невозобновляемость многих важных видов природных ресурсов и их взаимосвязанность между собой определили необходимость перехода к регулированию общественных отношений по поводу охраны и использования природных ресурсов на общем уровне, т.е. на уровне охраны окружающей среды. Поэтому со временем, когда стала ясна недостаточность лишь природоресурсного подхода, природоресурсное право было включено в экологическое право в качестве его второй составной части.
В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, например, нормы административного или уголовного права (административная ответственность за экологические правонарушения или уголовная ответственность за экологические преступления), нормы конституционного, финансового, трудового, процессуального и ряда других отраслей права.
Основными источниками российского экологического права являются Конституция РФ – основной закон Российской Федерации, Федеральные законы в области охраны окружающей среды: «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения», «Об экологической экспертизе», «Об особо охраняемых природных территориях» и ряд других, Земельный, Водный, Лесной, Градостроительный кодексы. Кроме того, источниками экологического права являются подзаконные акты: указы Президента России, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, нормативные акты субъектов Российской Федерации и иные акты.
В наиболее полном и завершенном виде экологические права и обязанности граждан развиваются в перечисленных выше федеральных законах, наиболее общим из которых является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2001), в преамбуле к которому сказано: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации». Этот закон определяет правовые основы государственной политики в области окружающей среды, способствующей сохранению благоприятной окружающей среды (т.е. обеспечивающей устойчивое функционирование естественных экосистем и природных и природно-антропогенных объектов), сохранения биоразнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.
Этот закон устанавливает основополагающие принципы и нормы регулирования экологических отношений в России. В нем систематизированы нормы, касающиеся прав граждан на здоровую и благоприятную окружающую среду, установлен экономический механизм охраны окружающей природной среды, сформулированы принципы нормирования качества окружающей природой среды, принципы государственной экологической экспертизы, экологические требования при осуще-ствлении различных видов деятельности, в том числе строительной, принципы деятельности в экологически неблагоприятных зонах и в случае чрезвычайных ситуаций, на особо охраняемых природных территориях, принципы экологического воспитания и образования, проведения экологического контроля и экологических научных исследований и другие нормы.
В Законе (статья 3) устанавливаются основные принципы охраны окружающей природной среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности:
• приоритет охраны жизни и здоровья человека;
• обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
• необходимость сочетания экономических и экологических интересов, что обеспечило бы реальные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду;
• ответственность за нарушение требований природоохранного законодательства;
• гласность в решении природоохранных задач;
• международное сотрудничество.
Статья 11 данного Закона определяет права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Эти права обеспечиваются нормированием качества окружающей природной среды, мерами по предотвращению вредной деятельности и оздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, возмещением в судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природной среды, государственным контролем за состоянием окружающей природной среды и соблюдением природоохранного законодательства и т.д.
Согласно этому Закону граждане РФ имеют право создавать общественные объединения по охране окружающей природной среды; принимать участие в общественных акциях, референдумах по охране окружающей среды, получать достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды и о намечаемой хозяйственной и иной деятельности; требовать, в том числе и в судебном порядке, отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов; ставить вопрос о привлечении к ответственности нарушителей природоохранного законодательства.
Эколого-правовой опыт развитых стран показывает, что охрана окружающей среды все более становится неотъемлемой частью государственной экологической политики этих стран, в основу которой положены следующие основные принципы:
1) право человека на благоприятную окружающую среду, ведущее свой отсчет от Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде (1972),
2) формирование и активное функционирование общественных структур экологического движения (в ряде стран общее число общественных природоохранных организаций превышает тысячи и включает различные по количеству и профессиональному составу группы). Опыт развитых стран доказывает, что в условиях рыночной экономики и с учетом глобального характера экологических проблем усиление государственного регулирования во взаимодействии с общественными структурами способно сдерживать экологические кризисные явления,
3) возможность граждан и общественных организаций обращаться в суд с исками о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, здоровью человека, имуществу. Наблюдается активизация судебной практики, особенно по делам, возбуждаемым отдельными гражданами, стремящимися использовать судебную систему для защиты экологических прав, провозглашенных законами в области охраны окружающей среды,
4) возможность воздействия общественных организаций на государственные органы управления в области охраны окружающей среды путем:
распространения экологических знаний и информации (издание докладов об экологических проблемах регионов, о состоянии окружающей среды и роли в нем отдельных фирм и корпораций);
участия в политическом процессе, под которым понимается групповая борьба с целью оказать влияние на государственный механизм управления (разные формы лоббизма и участия в работе органов управления);
переписки отдельных граждан с официальными представителями госучреждений по вопросам охраны окружающей среды и экологическим проблемам с целью воздействия на выработку хозяйственных решений в экологически благоприятном направлении.
Примеры расширения взаимодействия государства и общественности в экологической области имеются в различных странах. В Канаде, например, эта деятельность проявляется в наблюдениях, производстве измерений, оценке состояния природы, отборе образцов. Служба живой природы Канады производит анализ на тяжелые металлы тканей животных, присылаемых звероловами и охотниками, помогает организациям дачников вести наблюдения за прозрачностью озерной воды и отбирать пробы для анализа, сажать деревья и т.п.
Нормирование, контроль качества окружающей среды и экологическая экспертиза
Охрана окружающей природной среды – система международных, государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы на основе сохранения и воспроизводства природных ресурсов, рационального природопользования и улучшение качества окружающей среды. В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» под качеством окружающей среды понимается ее состояние, характеризуемое физическими, химическими и биологическими показателями и (или) их совокупностью.
Качество окружающей среды определяет возможность нормального функционирования живых организмов, в том числе человека, поэтому задачей государства является организация экологического контроля ее состояния, который заключается в проведении мероприятий по проверке соответствия показателей ее качества установленным нормам и требованиям. Установление норм представляет собой специальную деятельность по разработке и теоретическому обоснованию системы количественных и качественных показателей (стандартов) состояния окружающей природной среды, при которых обеспечиваются благоприятные условия для жизни человека и устойчивого функционирования природных экосистем.
Экологический контроль – совокупность правовых, санитарно-гигиенических, медико-биологических, технико-экономических и других мер, осуществляемых на государственном, производственном и общественном уровнях для обеспечения требований природоохранного законодательства. Основу экологического контроля составляет система нормативов в области окружающей среды (природоохранных нормативов).
Под нормированием понимается вид деятельности природоохранных служб, направленной на установление максимальных величин воздействий негативных факторов на окружающую среду, превышение которых может привести к ухудшению качества окружающей среды. Эти максимальные величины воздействий называются нормативами. Разработкой нормативов в зарубежных странах в основном занимается Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), в нашей стране – Министерство здравохранения. В разделе 5.4. настоящего пособия рассматривались вопросы нормирования воздействия загрязнения на здоровье человека. Там же определены некоторые из санитарно-гигиенических нормативов, например, предельно допустимая концентрация (ПДК) химических веществ или нормативы радиационной безопасности.
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» на территории нашей страны вводятся следующие основные группы нормативов в области охраны окружающей среды (природоохранных нормативов):
1) Нормативы качества окружающей среды – нормативы, установленные для физических, химических и биологических показателей состояния окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
2) Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – нормативы, установленные в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
3) Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – нормативы, установленные в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается нормальное функционирование природных экосистем и сохраняется биологическое разнообразие.
Например, в качестве нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в практике управления качеством окружающей среды в городах и других населенных пунктах используются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС). Под ПДВ и ПДС понимают максимальные величины масс вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу (сбрасываемых в водоемы) и почвы, устанавливаемые государственными природоохранными органами для каждого источника загрязнения с целью обеспечения требований природоохранного законодательства.
Система экологического контроля, направленная на анализ текущего состояния окружающей среды, не пригодна для оценки возможных негативных воздействий на окружающую среду, связанных со строительством новых производственных объектов, обустройством нефтегазовых месторождений, внедрением новых технологий. Эту функцию в управлении состоянием окружающей среды выполняет государственная экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза – комплексная оценка проектов хозяйственного строительства, проектов правовых и нормативных документов с точки зрения их соответствия требованиям природоохранного законодательства. Цель экологической экспертизы состоит в обеспечении экологической безопасности развития общества, его производительных сил, прежде всего самого человека, его жизни и здоровья, а также окружающей его среды, без должного качества которой невозможно нормальное существование ни индивида, ни общества. Отсюда вытекает ее главная функция – определение экологической обоснованности как намечаемых, так и принятых решений (с целью их корректировки или отмены), если их реализация может повлечь за собой или уже оказывает негативное воздействие на здоровье населения и качество окружающей среды.
В России экологическая экспертиза регламентируется Законом РФ «Об экологической экспертизе» (1995 г.). Согласно этому закону, объектами экологической экспертизы являются:
• проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также предприятия и комплексы;
• нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также работающее оборудование;
• проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.
Субъектами экологической экспертизы в соответствии с указанным законом являются:
• законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;
• специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, агентства, министерства);
• специализированные неправительственные организации (частные, общественные, кооперативные).
Мировая практика осуществления экологической экспертизы показала, что на любом уровне управления окружающей средой обязательны два принципа:
• экологическая экспертиза должна иметь императивный характер, т.е. без нее ни одному ведомству или проекту не должно быть дано разрешение на реализацию и не должно открываться финансирование;
• приоритет должен быть отдан экологической безопасности, т.е. обеспечению нормального функционирования природных экосистем и здорового и безопасного существования человека.
В развитие этих принципов в российском законодательстве принципы экологической экспертизы сформулированы следующим образом:
• презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
• обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта хозяйственной или иной деятельности;
• комплексность оценки воздействия на окружающую среду и природные ресурсы намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
• обязательность учета всех требований, установленных законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды;
• независимость и беспристрастность экспертов при проведении экспертизы и ответственность их за качество заключения;
• научная обоснованность, объективность и законность экспертизы;
• достоверность и полнота документации, представляемой на экологическую экспертизу;
• гласность проведения экологической экспертизы.
С 80-х гг. основополагающим критерием проведения экологической экспертизы стала оценка риска нанесения ущерба окружающей природной среде. Исследования в этой области анализа экологии риска показали, что наиболее удобным критерием экологической безопасности должна стать концепция экологического риска внедрения новых технологий. Экологический риск – допущение определенной вероятности причинения вреда природной среде ради достижения экономического и экологического эффекта при условии отсутствия необратимых изменений в состоянии среды и природных ресурсов.
Согласно этой концепции, принятие оптимального с природоохранной точки зрения решения означает экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия проектируемого объекта на экосистему и здоровье человека. Подразумевается при этом, что полностью устранить такое воздействие невозможно.
Исходя из концепции риска содержанием экологической экспертизы является выявление комплекса факторов, негативно воздействующих на окружающую среду и здоровье человека и сопоставление на этой основе альтернатив с целью выбора оптимального варианта проекта.
- Ю.М. Полищук общая экология Учебное пособие
- Введение
- Цели и задачи изучения дисциплины
- 1.2. Краткая история возникновения и развития экологии
- Связь экологии с другими дисциплинами
- Р ассмотрим далее основные из связей общей экологии с другими научными дисциплинами.
- 1.4. Профессиональная ответственность специалиста за преодоление экологического кризиса
- II. Биосфера
- 2.1. Основные понятия и определения
- 2.2. Этапы эволюции биосферы
- 2.3. Строение биосферы
- 2.4. Биогеоценоз
- 2.5. Популяция
- III. Экосистемы
- 3.1. Общая характеристика экосистем
- 3.2. Экологические факторы
- 3.3. Экологическая ниша
- 3.4. Трофические цепи и сети
- 3.5. Круговорот вещества и устойчивость природных
- 3.6. Энергетика и продуктивность экосистем
- 3.7. Нарушение круговорота вещества в социоприродных экосистемах
- IV. Загрязнение окружающей среды
- 4.1.Основные понятия и виды
- 4.2. Химическое загрязнение
- 4.2.1.Классификация и источники загрязнения
- 4.2.2. Загрязнение атмосферного воздуха
- 4.2.3. Загрязнение водоемов
- 4.2.4. Загрязнение почвы
- 4.3 Глобальные эффекты химического загрязнения
- 4.3.1. Парниковый эффект
- 4.3.2. Эффект «озоновой дыры»
- 4.3.3. Кислотные осадки, их последствия и меры их
- 4.4. Химическое загрязнение окружающей среды в хмао
- Анализ факторов воздействия нефтедобычи на
- Состояние загрязнения атмосферы нефтедобывающих территорий хмао
- 4.4.3. Воздействие химического загрязнения атмосферы на природную среду хмао
- Радиационное загрязнение
- Общая характеристика
- Основные факторы радиационной опасности
- Радиационное загрязнение территории хмао
- 4.6. Перенос, трансформация и накопление загрязнителей в окружающей среде
- Здоровье человека и окружающая среда
- 5.1. Качество жизни, здоровье и окружающая среда
- 5.2. Заболеваемость населения
- 5.3. Средняя продолжительность жизни человека
- 5.4. Нормирование воздействий загрязнения на здоровье
- Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека
- VI. Демографические проблемы
- 6.1. Демографический «взрыв» как ведущий фактор
- 6.2. Демографические прогнозы на XXI в. И ближайшие десятилетия
- VII. Основы природопользования
- 7.1. Общие понятия природопользования
- Региональная неравномерность распределения
- 7.3. Об истощении энергетических и пищевых ресурсов
- 7.4. Экономические и эколого-экономические принципы
- 7.5. Экологические технологии, безотходные производства и экозащитная техника
- Восстановление земель после техногенных нарушений
- Особо охраняемые природные территории
- 7.8. О сохранении биоразнообразия
- 8.2. Экологическое право и закон рф об охране окружающей природной среды
- 8.4. Экологический мониторинг
- Самотлорского месторождения
- Международное сотрудничество
- 9.2. Международные организации по окружающей среде
- Заключение
- Литература