Особо охраняемые природные территории
Рациональное природопользование наряду с организацией регламентируемого экологическими требованиями природопользования предполагает выделять наиболее ценные в природном или эстетическом отношении территории, на которых устанавливается либо щадящий режим природопользования либо исключается всякая хозяйственная деятельность. Эти территории, находящиеся под защитой государства, получили название особо охраняемых природных территорий. Необходимость существования особо охраняемых территорий в нашей стране определена Конституцией РФ.
С учетом специфики режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются:
• государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
• национальные парки;
• природные парки;
• государственные природные заказники;
• памятники природы;
• дендрологические парки и ботанические сады;
• лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Для защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут быть созданы охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находятся, соответственно, в федеральной собственности, в собственности субъекта федерации или муниципального образования.
Высшей формой особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заповедники. Ими объявляются комплексы и объекты (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, экологическое, просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные и редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда живых организмов. Для изучения таких комплексов создаются специальные научно-исследовательские некоммерческие учреждения федерального знания – государственные природные заповедники. Их задача – сохранять и изучать естественный ход процессов и явлений, генофонд живых организмов, отдельные виды и сообщества животных и растений, типичные и уникальные экосистемы, проводить учебную работу, заниматься экологическим просвещением.
Заповедникам, осуществляющим глобальный мониторинг и входящим в международную систему биосферных заповедников, присваивается статус биосферных. К их территории могут быть присоединены участки для организации биосферных полигонов, где проводятся научные исследования, экологический мониторинг, апробируются методы организации рационального природопользования.
Государственные природные заповедники учреждаются и расширяются постановлением Правительства Российской Федерации. Имущество заповедника является федеральной собственностью. Земля, воды, недра со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира передаются заповедникам в бессрочное (постоянное) пользование. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников изымается из хозяйственного оборота. На территории заповедников устанавливается строгий природоохранный режим и запрещается любая деятельность, ему противоречащая. Выделяются участки, где запрещается всякое вмешательство в природные процессы. Заповедники закрыты для свободного доступа.
Национальными парками объявляются территории (акватории), природные комплексы и объекты, которых имеют особую экологическую, историческую, рекреационную ценность. Они являются федеральными природоохранными учреждениями, где наряду с деятельностью по сохранности и научной работой организуется отдых населения и туризм. Для их посещения установлены правила пребывания. Сейчас на территории Российской Федерации организовано более 30 национальных парков.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, культурные и другие объекты, недвижимости предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами.
В пределах территории национального парка могут выделяться различные функциональные зоны со специальными режимами:
• заповедная, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
• особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов – здесь допускается строго регулируемое посещение;
• познавательного и экологического туризма, предназначенных для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;
• рекреационная, предназначенной для отдыха;
• охраны историко-культурных объектов, обеспечивающей условия сохранения комплексов и объектов культурного наследия;
• обслуживания посетителей, (размещение ночлега, палаточные лагери, бытовое и информационное обслуживание;
• хозяйственного назначения, в пределах которой ведутся необходимые производственно-хозяйственные работы.
В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного природопользования. Здесь возможна традиционная хозяйственная деятельность, кустарные народные промыслы и связанное с ними использование природных ресурсов.
К природным паркам относятся природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность. Они являются некоммерческими учреждениями, организующими отдых населения, и находятся в ведении субъектов Федерации. Природные парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, а также на землях иных землепользователей. Создание природных парков, связанное с изъятием земель и водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, согласовывается с Правительством Российской Федерации.
Примером природного парка является Самаровский Чугас в Ханты-Мансийске. На территории природного парка могут выделяться природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные зоны, включая охранные зоны территориально-культурных комплексов. В парках запрещается деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических или рекреационных качеств, нарушение порядка поддержания памятников истории и культуры. Конкретные особенности, зонирование и режим природного парка определяются Положением о нем, утвержденным органом государственной власти, принявшим решение о создании парка и согласованным со специально уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды.
Государственными природными заказниками объявляются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов, а также в целях поддержания экологического баланса. Их основное назначение ресурсосбережение и средозащита. По профилю заказники подразделяются в зависимости от назначения на следующие группы:
• комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);
• биологические (ботанические и зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, а также видов, ценных в хозяйственном, научном, культурном отношении;
• палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
• гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.
Государственные заказники могут иметь федеральное и региональное значение. Первые утверждаются Правительством Российской Федерации, вторые – органами государственной власти субъектов Федерации. Объявление территории заказником допускается как с изъятием земельных участков у пользователей, собственников и владельцев, так и без изъятия. На территории государственного заказника постоянно или временно запрещается или ограничивается деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред охране природных комплексов. На собственников и пользователей земельными участками и акваториями, где созданы природные заказники, возлагается обязанность поддерживать установленный в них природоохранный режим. На территории заказников, где проживают малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту среды обитания и сохранение традиционного образа жизни.
К памятникам природы относятся отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства. В зависимости от своей уникальности, научной и эстетической ценности, памятники природы могут быть федерального или регионального значения. Первые объявляются памятниками природы Правительством Российской Федерации, вторые – органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти же органы устанавливают границы и режим охраны.
Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного оборота. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы и окружающей его природной среде или ухудшающая ее состояние и охрану. Предприятия, учреждения и организации, на территории которых имеются памятники природы, несут полную ответственность за их состояние и охрану.
Дендрологические парки и ботанические сады предназначены для создания специальных коллекций растений, проведения научной работы по обогащению и сохранению растительного мира, учебной и просветительской работы. Они также могут иметь уровень федерального и регионального значения и образуются решением соответствующих органов государственной власти. Территория дендрологических парков и ботанических садов предназначена для выполнения названных выше задач. Поэтому на их территории не допускается деятельность, не связанная с выполнением этих задач и влекущая нарушение целостности флористических объектов.
Территория передается дендрологическим паркам и ботаническим садам в бессрочное пользование и может быть разделена на различные функциональные зоны:
• экспозиционную, посещение которой допускается в установленном порядке;
• научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники и специалисты;
• административную.
Курортные и лечебно-оздоровительные зоны являются особо охраняемыми территориями, обладающими природными лечебными свойствами, минеральными источниками, климатическими и иными условиями, благоприятными для лечения и профилактики заболеваний. Природными лечебными ресурсами являются минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, лечебный климат и другие условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Их лечебные свойства устанавливаются на основе научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения.
Территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной охраны, представляет собой курортный район. Округ санитарной охраны представляет собой особо охраняемую территорию, в пределах которой устанавливается такой режим хозяйствования, природопользования и проживания, который бы обеспечивал защиту и сохранение природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов с прилегающими к ним территориями от загрязнения и преждевременного истощения.
К особо охраняемым объектам природы относятся также виды растений и животных, численность и ареал которых либо уже резко сократился, либо продолжает сокращаться в результате прямого истребления, разрушения мест обитания или по другим причинам. К числу редких видов относятся такие, численность и ареал которых имеет постоянную тенденцию к сокращению. Для охраны таких видов учреждаются Красная книга Российской Федерации, Красные книги республик в составе Российской Федерации. Растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного оборота. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности растений и животных, ухудшающая среду их обитания. Предприятия, учреждения и организации, иные землепользователи, на территории которых имеются растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красные книги, обязаны принимать меры по охране и воспроизводству этих видов растений и животных.
Сохранение и развитие особо охраняемых территорий признано приоритетным направлением государственной политики в области природопользования. Экологи рекомендуют отводить под особо охраняемые природные территории (ООПТ) не менее трети площади территории страны. Этому нормативу соответствует сеть ООПТ в США и некоторых развитых странах. В России общая площадь особо охраняемых территорий значительно ниже этого норматива.
В Ханты–Мансийском автономном округе, на территории которого расположен крупнейший в стране нефтедобывающий комплекс, оказывающий огромное воздействие на окружающую среду, в последнее десятилетие проведены значительные работы по расширению сети ООПТ. На территории ХМАО в настоящее время создана система особо охраняемых природных территорий, которые выполняют функцию поддержания экологического равновесия в регионе. Всего на территории округа насчитывается 29 таких особо охраняемых природных территорий различных категорий, из них 2 заповедника («Юганский» и «Малая Сосьва») общей площадью 874198 га, 3 государственных заказника, 4 заказника регионального (окружного) значения и 5 заказников местного (районного) значения, водно-болотные угодья международного значения и 9 памятников природы. Общая площадь ООПТ на территории ХМАО составляет 4260625 га, что соответствует 8% от площади округа. Этот показатель один из самых высоких в нашей стране. Разработанная в округе перспективная схема развития сети ООПТ предполагает значительное увеличение в будущем общей площади особо охраняемых природных территорий в округе.
- Ю.М. Полищук общая экология Учебное пособие
- Введение
- Цели и задачи изучения дисциплины
- 1.2. Краткая история возникновения и развития экологии
- Связь экологии с другими дисциплинами
- Р ассмотрим далее основные из связей общей экологии с другими научными дисциплинами.
- 1.4. Профессиональная ответственность специалиста за преодоление экологического кризиса
- II. Биосфера
- 2.1. Основные понятия и определения
- 2.2. Этапы эволюции биосферы
- 2.3. Строение биосферы
- 2.4. Биогеоценоз
- 2.5. Популяция
- III. Экосистемы
- 3.1. Общая характеристика экосистем
- 3.2. Экологические факторы
- 3.3. Экологическая ниша
- 3.4. Трофические цепи и сети
- 3.5. Круговорот вещества и устойчивость природных
- 3.6. Энергетика и продуктивность экосистем
- 3.7. Нарушение круговорота вещества в социоприродных экосистемах
- IV. Загрязнение окружающей среды
- 4.1.Основные понятия и виды
- 4.2. Химическое загрязнение
- 4.2.1.Классификация и источники загрязнения
- 4.2.2. Загрязнение атмосферного воздуха
- 4.2.3. Загрязнение водоемов
- 4.2.4. Загрязнение почвы
- 4.3 Глобальные эффекты химического загрязнения
- 4.3.1. Парниковый эффект
- 4.3.2. Эффект «озоновой дыры»
- 4.3.3. Кислотные осадки, их последствия и меры их
- 4.4. Химическое загрязнение окружающей среды в хмао
- Анализ факторов воздействия нефтедобычи на
- Состояние загрязнения атмосферы нефтедобывающих территорий хмао
- 4.4.3. Воздействие химического загрязнения атмосферы на природную среду хмао
- Радиационное загрязнение
- Общая характеристика
- Основные факторы радиационной опасности
- Радиационное загрязнение территории хмао
- 4.6. Перенос, трансформация и накопление загрязнителей в окружающей среде
- Здоровье человека и окружающая среда
- 5.1. Качество жизни, здоровье и окружающая среда
- 5.2. Заболеваемость населения
- 5.3. Средняя продолжительность жизни человека
- 5.4. Нормирование воздействий загрязнения на здоровье
- Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека
- VI. Демографические проблемы
- 6.1. Демографический «взрыв» как ведущий фактор
- 6.2. Демографические прогнозы на XXI в. И ближайшие десятилетия
- VII. Основы природопользования
- 7.1. Общие понятия природопользования
- Региональная неравномерность распределения
- 7.3. Об истощении энергетических и пищевых ресурсов
- 7.4. Экономические и эколого-экономические принципы
- 7.5. Экологические технологии, безотходные производства и экозащитная техника
- Восстановление земель после техногенных нарушений
- Особо охраняемые природные территории
- 7.8. О сохранении биоразнообразия
- 8.2. Экологическое право и закон рф об охране окружающей природной среды
- 8.4. Экологический мониторинг
- Самотлорского месторождения
- Международное сотрудничество
- 9.2. Международные организации по окружающей среде
- Заключение
- Литература