1.1 История развития экологии как науки.
Экология как наука начала своё развитие с доисторических времён с накопления эмпирических знаний. Человек начал познавать природу ещё в те времена, когда он научился добывать огонь и использовать орудия труда. Люди постепенно познавали повадки и пути передвижения животных, на которых охотились, полезные и вредные свойства растений, особенности их жизненного цикла и места произрастания, в поисках убежищ изучали рельеф и т.д. Люди накапливали эмпирические знания о природе, занимаясь элементарными делами. Так, например, рыбак знает, что форель водится в ручьях с быстрым течением, тогда как карась предпочитает стоячие воды. Или каждый знает, что на берегах ледовитого океана не водятся львы, а в Сахаре нет белых медведей. С развитием цивилизации развивались и экологические познания, и экологические проблемы.
Элементы экологических знаний обнаруживаются в сочинениях многих учёных античного мира. Гиппократ выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей. Первые экологические исследования, пожалуй, стоит отнести к работам отца зоологии Аристотеля, который описал более 500 видов животных, указав в том числе и на характер их мест обитания - а это уже сфера экологии.
Для античного периода характерно описательное направление в науке, основанное на эмпирических знаниях о природе. В то же время, человек был выделен из природы и поставлен в центр мироздания.
В древнем Египте и Вавилоне были известны методы борьбы с накоплением в почве токсичных для растений солей. Техника удаления солей хоть и была примитивной, но она уже существовала. Жители Средиземного моря для получения пресной воды фильтровали морскую воду через слой почвы. В таких городах как Афины, Рим, Иерусалим, Александрия канализационные стоки не сбрасывались в реку, а собирались в специальных отстойниках и, затем использовались для орошения полей и садов.
В средние века науки о природе развивались медленно в силу религиозного догматизма. Следует упомянуть о легендарном враче Авиценне, родившемся и жившем в Средней Азии. его книга «Канон врачебной науки» имеет мировую известность, в ней есть разделы о влиянии на организм человека окружающего воздуха, места жительства и времен года. Другим видным ученым был врач Парацельс, идеи которого о дозированном влиянии природных факторов были развиты 19 в. в работах Либиха и шелфорда. Но большая часть накопленных знаний была утрачена в связи с разрушением знаменитой Александрийской библиотеки.
Толчком к развитию наук о природе и современному естествознанию послужили открытия новых стран и тем самым нового растительного и животного мира в эпоху Возрождения. Этот период характеризуется описанием открытых земель, их растительного и животного мира. Много внимания уделялось влиянию погодно-климатических и других факторов природы. эпоха Возрождения произвела революцию в умах людей Западной Европы. В эпоху возросшей деловой активности стали появляться талантливые изобретатели, исследователи, художники, мыслители.
18 столетие характеризуется наблюдениями натуралистов и осмысливанием влияния природных факторов на развитие и эволюцию живых организмов.
Первая половина 19 века – зарождение и становлении экологии как науки: накопление данных о взаимосвязи живых организмов со средой обитания, первые научные обобщения. Первые предупреждения (Мальтус, Ламарк) о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.
Вторая половина 19 века - создание Ч. Дарвином учения о происхождении видов, указавшим на взаимозависимость и взаимовлияние всех форм живой и неживой природы. На основании этого учения Э. Геккель выделил экологию как науку, изучающую все взаимодействия в природе. Под экологией он понимал «сумму знаний о всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего - его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт».
Экологический подход к изучению природы, как следует из всего вышесказанного, был свойственен человеку с древнейших времен, но слова «экологи» не было. Заслуга Геккеля в том, что он предложил название новой науке и определил предмет ее исследований.
Важным шагом на пути становления экологии следует считать введение в 1877 г. немецким гидробиологом К. Мебиусом понятия биоценоза. Биоценоз (гр. bios – жизнь, koinos - сообщество) – совокупность популяций, которая функционирует в определённом биотопе. Биотоп (гр. bios – жизнь, topos - место) совокупность условий среды, в которых обитает биоценоз. Биоценоз и биотоп функционируют как единое целое или экосистема.
Однако представления о целостности среды ещё не стали господствующей системой взглядов.
Значительный вклад внесли в развитие экологии русские ученые А.Н. Бекетов, Н.А. Северцев и др.
В самом конце 19 века с призывом развернуть междисциплинарные комплексные исследования природных систем выступил выдающийся ученый-почвовед В.В. Докучаев. Именно закономерная связь между «силами», «телами» и явлениями, между «мертвой» и «живой» природой, растительными, животными и минеральными царствами , с одной стороны, и человеком, его бытом и духовным миром – с другой стороны, составляет сущность познания «естества», считал он. Практическое осуществление его идей связано с именем Г.Ф. Морозова- создателя учения о лесе. Он подчеркивал, что лес и его территория должны сливаться для нас в единое целое, в географический индивидуум. В 1925 г. Эти идеи были реализованы немецким гидробиологом А. Тинеманом, который рассматривал озера как целостную систему, где биоценоз и биотоп образуют органическое единство.
Начало 20 столетия – А. Тэнсли ввёл термин экосистема и указал на невозможность отделения организмов от окружающей среды.
Оформились экологические школы ботаников, зоологов, гидробиологов, в каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки: экология животных, экология растений, экология микроорганизмов, экология насекомых, экология леса, экология моря и т.д.
В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на экология особей – аутэкологию (англ. out – вне, отдельно) и экологию сообществ - синэкологию (гр. syn – вместе). Это деление распространилось затем и на общую экологию.
Особый интерес ученой общественности привлекли исследования русского геохимика Вернадского и его учения о биосфере и ноосфере. Он привлек внимание к проблеме взаимодействия живых организмов с неживой природой. Учение о биосфере сыграло важную роль в подготовке целостного восприятия природных процессов как системы.
Вторая половина 20 столетия – характеризуется большим вниманием мирового сообщества к угрозе экологического кризиса. Осознан роль человека как части природы и зависимость его от ресурсов планеты.
- Содержание
- 1. Предмет и задачи экологии
- 1.1 История развития экологии как науки.
- 1.2 Предмет, структура и задачи экологии
- Смертность – гибель особей в популяции.
- 2. Биосфера. Учение вернадского
- 2.1. Понятие о биосфере
- 2.2. Структура биосферы.
- 2.3. Этапы развития биосферы. Ноосфера
- 2.4. Биогеохимические циклы
- 3. Экологическая система
- 3.1 Структура и свойства экосистемы
- 3.2 Пищевые цепи. Трофические уровни
- 3.3. Энергетика и продукция экосистемы
- 3.4. Динамические процессы в экосистеме
- 3.4. Примеры экосистем
- 4.Экологические факторы
- 4.1. Классификация экологических факторов.
- 4.2 Абиотические факторы.
- Абиотические факторы почвенного покрова
- 4.3 Биотические факторы
- 4.4 Экологическая пластичность. Понятие о лимитирующем факторе
- 5. Влияние загрязнения на здоровье человека
- 5.1 Характер воздействия загрязнения на здоровье человека:
- 5.2 Эколого-зависимые заболевания
- 5.3 Действие основных загрязняющих веществ на организм человека
- 5.4 Влияние вредных производственных факторов (шум, вибрация, ультразвук) на здоровье человека
- 6. Глобальные проблемы окружающей среды
- 7. Рациональное использование природных ресурсов
- 7.1 Классификация природных ресурсов
- 7.2 Рациональное природопользование
- 7.3 Стратегия устойчивого развития
- 8. Антропогенное воздействие на биосферу. Загрязнение окружающей среды
- 8.1 Загрязнение окружающей среды
- 8.2 Антропогенное воздействие на атмосферу. Источники загрязнения атмосферного воздуха
- 8.3 Загрязнение гидросферы. Производственные сточные воды.
- 8.4 Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления
- 8.5 Энергетические загрязнения
- 8.6 Биологическое загрязнение
- 9. Очистка газовых выбросов
- 9.1 Механические методы очистки отходящих газов
- Механические («сухие») пылеуловители
- 9.2 Физико-химические методы очистки газовых выбросов
- Электрофильтры
- Аппараты мокрого пылегазоулавливания
- Скрубберы (газопромыватели).
- Очистка сточных вод
- 10.1 Механические методы очистки сточных вод
- Удаление взвешенных частиц под действием центробежных сил
- Очистка сточных вод от мелкодисперсных примесей и маслопримесей методом флотации
- 10.2 Физико-химические методы очистки сточных вод (Очистка сточных вод от растворимых примесей).
- 10.3 Биологические методы очистки сточных вод
- Антропогенное воздействие на литосферу
- 11.2 Воздействия на горные породы и их массивы
- 11.3 Воздействия на недра
- 11.4 Защита литосферы
- Управление отходами. Переработка отходов
- 12.1 Стратегия обращения с отходами
- 12.2 Обращение с отходами в Российской Федерации
- 12.3 Переработка промышленных отходов.
- 13. Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование
- Нормативы качества окружающей среды.
- 13.2 Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
- 13. 3. Нормативы использования природных ресурсов.
- 13. 4. Экологические стандарты
- 13. 5. Нормативы санитарных и защитных зон
- 14. Экологический мониторинг
- 14.1 Понятие экологического мониторинга. Классификация
- 14.2 Оценка фактического состояния окружающей среды
- Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почвы по суммарному показателю представлена в табл. 14.3.
- 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- 15.1 Международные объекты охраны окружающей среды
- 15.2 Международные организации
- 15.3 Конференции и соглашения
- 15.4 Участие Росси в международном сотрудничестве
- 16 Экологическое право…………………………………
- 16.1. Источники экологического права
- 16.2. Государственные органы охраны окружающей природной среды
- 16.3. Экологическая стандартизация и паспортизация
- 16.4. Экологическая экспертиза
- 16.5. Понятие об экологическом риске
- 17 Экономика природопользования…………………..
- 17.1 Плата за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды
- 17.2 Оценка экологических ущербов