15.4 Участие Росси в международном сотрудничестве
В последние годы деятельность по международному природоохранному сотрудничеству в России значительно активизировалась. Одним из важнейших направлений стало участие в общеевропейском процессе под названием «Окружающая среда для Европы». В октябре 1995 г. в Софии прошла Общеевропейская конференция министров окружающей среды. В ходе ее подготовки РФ активно взаимодействовала с Комитетом по экологической политике ООН. Основными итоговыми документами были «Декларация Министров» и «Экологическая программа для Европы».
На состоявшейся в 1995 г, XVIII сессии Совета управляющих ЮНЕП принят ряд решений об оказании содействия странам с переходной экономикой. Развиваются контакты с Экономической и социальной комиссией стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). С 1995 г. Россия - полноправный член ЭСКАТО.
Делегация России приняла участие в работе 3-й сессии Комитета ООН по устойчивому развитию (Нью-Йорк, апрель 1995). Разработана и представлена Международному оргкомитету Европейского года окружающей среды программа его проведения в России.
В рамках сотрудничества с МСОП представители РФ добились выделения специальной программы МСОП по странам СНГ с особым блоком России. По линии Всемирного фонда дикой природы (ВВФ) подписан Меморандум о взаимопонимании между республиками Саха (Якутия) и отделением ВВФ в Швеции. По линии МАГАТЭ проведены два совещания экспертов (Россия, США, Норвегия) по проблеме использования отработанного топлива атомных лодок и радиоактивных отходов.
Реализуется более 20 международных конвенций и соглашений. В связи с ратификацией РФ Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) активизируется работа по выполнению международных обязательств в ее рамках. В список всемирного наследия включен массив первичных лесов Печоро-Ильчинского заповедника в Республике Коми. Продолжается работа по Конвенции о защите морской среды региона Балтийского моря (Хелком, 1974). Российская делегация приняла участие в работе 16-й сессии Хелком (1994), где обсуждались итоги работы за двадцатилетний период, а также бюджет на последующие годы; в 1995 г. был выработан согласованный план мероприятий по подготовке России к 17-й сессии.
6 февраля 1995 г. РФ и Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) подписали соглашение о займе на сумму 110 млн. долларов США для финансирования проектов по управлению окружающей средой. В этой связи Правительство РФ приняло два постановления: № 808 и № 809. 30 августа 1995 г. соглашение вступило в силу. Основная цель этого проекта - создание в течение трех - пяти лет условий для снижения экологического ущерба в особо опасных районах России (на Верхней Волге, Среднем Урале и Нижнем Доне).
Созданы федеральные и региональные Комитеты по оказанию технической помощи по следующим направлениям:
1) экологическая политика и регулирование;
2) экологическая эпидемиология;
3) управление качеством воды и водными ресурсами;
4) управление опасными отходами.
Проводятся международные конкурсные торги для выбора фирм-консультантов и фирм-поставщиков товаров и услуг в интересах проекта.
Наиболее активно двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется с Великобританией, Германией, Данией, Индией, Канадой, Китаем, Нидерландами, Норвегией, Республикой Корея, США, Финляндией, Францией, Швецией.
Международные формальные и неформальные движения за сохранение жизни на Земле - объективная необходимость.
Поэтому сотрудничество России в области охраны природы не исчерпывается деятельностью организаций, о которых сказано выше. Оно охватывает различные неформальные общественные движения, партию «зеленых» и многие другие и постоянно расширяется.
Общественные экологические организации
Истощение природных ресурсов и ухудшение состояния природной среды – неизбежные спутники экономического роста. Последнее десятилетие XX века убедительно показало, что это положение не являются универсальным и вечным, оно нуждается в серьезном переосмыслении. Современный этап мирового развития характеризуется озабоченностью и осознанием необходимости изменения двух взаимосвязанных важнейших, на наш взгляд, систем, во многом определяющих развитие человечества: а) системы ценностей и целей развития; и б) системы принятия решений.
Необходимость изменения первой системы нашла свое отражение в основных идеях Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (UNCED- 92), развивших положения Доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию о необходимости новых подходов к проблемам окружающей среды и развития. Эти идеи подтолкнули новый международный процесс изменений в системе принятия решений в области взаимодействия человека со средой обитания. Их суть заключается главным образом в понимании необходимости проведения всесторонней оценки возможных последствий для человека и среды обитания различных вариантов достижения намечаемой цели.
При этом следует учитывать, что:
а) оценка последствий должна проводиться до принятия решения о начале деятельности;
б) в процессе принятия решений с самого его начала должны участвовать не только профессионалы и люди, принимающие решения, но и общественность – то есть те, на кого могут повлиять последствия принимаемых решений.
Ряд основных принципов этой системы (многовариантность решений, оценка последствий этих решений и др.) в той или иной степени уже присутствуют в отечественной законодательной и нормативной системе. И если участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений ранее не относилась к традициям нашей страны, то в последние годы начинает занимать все более заметное место. В России до последнего времени с одной стороны лишь немногие граждане имели хоть какой-нибудь опыт влияния на политические решения или на конкретный проект, с другой – лица принимающие решения не всегда осознавали эффективность участия общественности в процессе выработки конкретных решений. В итоге, в настоящее время часть населения не достаточно понимает то, как они могут повлиять на принятие решений. А лица принимающие решения не знают, как организовать процедуру общественного участия без дополнительной для себя «головной боли» и стремятся ее обойти. В конечном счете, все это оборачивается и для одних, и для других значительными социально-экологическими, политическими и экономическими издержками. Примеров тому достаточно.
В материалах Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН), посвященных участию общественности в процессе принятия экологически значимых решений, отмечается, что главная здесь проблема – отсутствие методов достижения согласия между инициаторами деятельности, природоохранными органами и общественностью, механизма информационной поддержки разработанных с участием общественности мер по снижению социальной напряженности на объектах, оказывающих влияние на социально-экологическую обстановку.
Сегодня Россия следует принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики. Частью этих принципов является требование общественного участия, которое включено в процесс подготовки решений по инвестиционным проектам. Поэтому, несомненно, общественность будет играть гораздо более существенную роль в российской системе принятия экологически значимых решений. Это стало еще более очевидным после принятия в Орхусе Конвенции по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды. России рано или поздно придется включиться в мировой процесс общественного участия при принятии решений. Однако, это может произойти только после того, когда для всех участников потенциального социально-экологического конфликта станут ясными и понятными основные формы и методы конструктивного диалога и их результативность, обоюдные социально-экологические и экономические выгоды от общественного участия для всех участников процесса.
В самом начале реформаторских процессов в России (конец 1980-х годов) стало очевидным, что успешное их продвижение зависит от активизации гражданской позиции людей, от их способности к самоорганизации и самоуправлению. На этот вызов времени откликнулись прежде всего экологические инициативы местных жителей, возникновение которых волной прокатилось по стране, затронув даже самые отдаленные уголки. Причины такого явления уже не раз интерпретировались социологами. Во-первых, наличие предшествующего организационного опыта: в советский период существовали две общественные экологические структуры - ВООП (Всесоюзное общество охраны природы) и ДДОП (Движение дружин по охране природы). Несмотря на малодейственность этих организаций они обеспечили внедрение в массовое сознание понятия «охрана природы», носившего, правда, подчас негативную окраску, так как связывалось с добровольно-принудительным сбором взносов и выраженного активистского характера. Во-вторых, руководители государства того времени выдвинули установку на то, что окружающая среда - это направление гражданской активности, которое сейчас как раз и необходимо обществу.
Активность гражданских экологических инициатив направлена в первую очередь на разрешение проблем среды своего непосредственного обитания, а также на экопросвещение и экообразование. Региональные организации в отличие от местных, действующих по месту жительства, часто вовлечены в работу по охране живой природы всей области, ее водных объектов, лесов и прочих экосистем. Также они помогают поддерживать режим содержания особо охраняемых (государством) природных территорий.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
-
Назовите основные международные организации по охране окружающей среды
-
Что относится к международным объектам охраны окружающей среды?
-
В чём заключаются основные принципы международного экологического сотрудничества?
-
Назовите наиболее известные доклады «Римского клуба»
-
Какими документами регламентируются международные отношения в вопросах трансграничного переноса загрязнителей атмосферы?
- Содержание
- 1. Предмет и задачи экологии
- 1.1 История развития экологии как науки.
- 1.2 Предмет, структура и задачи экологии
- Смертность – гибель особей в популяции.
- 2. Биосфера. Учение вернадского
- 2.1. Понятие о биосфере
- 2.2. Структура биосферы.
- 2.3. Этапы развития биосферы. Ноосфера
- 2.4. Биогеохимические циклы
- 3. Экологическая система
- 3.1 Структура и свойства экосистемы
- 3.2 Пищевые цепи. Трофические уровни
- 3.3. Энергетика и продукция экосистемы
- 3.4. Динамические процессы в экосистеме
- 3.4. Примеры экосистем
- 4.Экологические факторы
- 4.1. Классификация экологических факторов.
- 4.2 Абиотические факторы.
- Абиотические факторы почвенного покрова
- 4.3 Биотические факторы
- 4.4 Экологическая пластичность. Понятие о лимитирующем факторе
- 5. Влияние загрязнения на здоровье человека
- 5.1 Характер воздействия загрязнения на здоровье человека:
- 5.2 Эколого-зависимые заболевания
- 5.3 Действие основных загрязняющих веществ на организм человека
- 5.4 Влияние вредных производственных факторов (шум, вибрация, ультразвук) на здоровье человека
- 6. Глобальные проблемы окружающей среды
- 7. Рациональное использование природных ресурсов
- 7.1 Классификация природных ресурсов
- 7.2 Рациональное природопользование
- 7.3 Стратегия устойчивого развития
- 8. Антропогенное воздействие на биосферу. Загрязнение окружающей среды
- 8.1 Загрязнение окружающей среды
- 8.2 Антропогенное воздействие на атмосферу. Источники загрязнения атмосферного воздуха
- 8.3 Загрязнение гидросферы. Производственные сточные воды.
- 8.4 Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления
- 8.5 Энергетические загрязнения
- 8.6 Биологическое загрязнение
- 9. Очистка газовых выбросов
- 9.1 Механические методы очистки отходящих газов
- Механические («сухие») пылеуловители
- 9.2 Физико-химические методы очистки газовых выбросов
- Электрофильтры
- Аппараты мокрого пылегазоулавливания
- Скрубберы (газопромыватели).
- Очистка сточных вод
- 10.1 Механические методы очистки сточных вод
- Удаление взвешенных частиц под действием центробежных сил
- Очистка сточных вод от мелкодисперсных примесей и маслопримесей методом флотации
- 10.2 Физико-химические методы очистки сточных вод (Очистка сточных вод от растворимых примесей).
- 10.3 Биологические методы очистки сточных вод
- Антропогенное воздействие на литосферу
- 11.2 Воздействия на горные породы и их массивы
- 11.3 Воздействия на недра
- 11.4 Защита литосферы
- Управление отходами. Переработка отходов
- 12.1 Стратегия обращения с отходами
- 12.2 Обращение с отходами в Российской Федерации
- 12.3 Переработка промышленных отходов.
- 13. Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование
- Нормативы качества окружающей среды.
- 13.2 Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
- 13. 3. Нормативы использования природных ресурсов.
- 13. 4. Экологические стандарты
- 13. 5. Нормативы санитарных и защитных зон
- 14. Экологический мониторинг
- 14.1 Понятие экологического мониторинга. Классификация
- 14.2 Оценка фактического состояния окружающей среды
- Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почвы по суммарному показателю представлена в табл. 14.3.
- 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- 15.1 Международные объекты охраны окружающей среды
- 15.2 Международные организации
- 15.3 Конференции и соглашения
- 15.4 Участие Росси в международном сотрудничестве
- 16 Экологическое право…………………………………
- 16.1. Источники экологического права
- 16.2. Государственные органы охраны окружающей природной среды
- 16.3. Экологическая стандартизация и паспортизация
- 16.4. Экологическая экспертиза
- 16.5. Понятие об экологическом риске
- 17 Экономика природопользования…………………..
- 17.1 Плата за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды
- 17.2 Оценка экологических ущербов