logo
Курс лекций экология

15.4 Участие Росси в международном сотрудничестве

В последние годы деятельность по международному природоохранному сотрудничеству в России значительно активизировалась. Одним из важнейших направлений стало участие в общеевропейском процессе под названием «Окружающая среда для Европы». В октябре 1995 г. в Софии прошла Общеевропейская конференция министров окружающей среды. В ходе ее подготовки РФ активно взаимодействовала с Комитетом по экологической политике ООН. Основными итоговыми документами были «Декларация Министров» и «Экологическая программа для Европы».

На состоявшейся в 1995 г, XVIII сессии Совета управляющих ЮНЕП принят ряд решений об оказании содействия странам с переходной экономикой. Развиваются контакты с Экономической и социальной комиссией стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). С 1995 г. Россия - полноправный член ЭСКАТО.

Делегация России приняла участие в работе 3-й сессии Комитета ООН по устойчивому развитию (Нью-Йорк, апрель 1995). Разработана и представлена Международному оргкомитету Европейского года окружающей среды программа его проведения в России.

В рамках сотрудничества с МСОП представители РФ добились выделения специальной программы МСОП по странам СНГ с особым блоком России. По линии Всемирного фонда дикой природы (ВВФ) подписан Меморандум о взаимопонимании между республиками Саха (Якутия) и отделением ВВФ в Швеции. По линии МАГАТЭ проведены два совещания экспертов (Россия, США, Норвегия) по проблеме использования отработанного топлива атомных лодок и радиоактивных отходов.

Реализуется более 20 международных конвенций и соглашений. В связи с ратификацией РФ Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) активизируется работа по выполнению международных обязательств в ее рамках. В список всемирного наследия включен массив первичных лесов Печоро-Ильчинского заповедника в Республике Коми. Продолжается работа по Конвенции о защите морской среды региона Балтийского моря (Хелком, 1974). Российская делегация приняла участие в работе 16-й сессии Хелком (1994), где обсуждались итоги работы за двадцатилетний период, а также бюджет на последующие годы; в 1995 г. был выработан согласованный план мероприятий по подготовке России к 17-й сессии.

6 февраля 1995 г. РФ и Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР) подписали соглашение о займе на сумму 110 млн. долларов США для финансирования проектов по управлению окружающей средой. В этой связи Правительство РФ приняло два постановления: № 808 и № 809. 30 августа 1995 г. соглашение вступило в силу. Основная цель этого проекта - создание в течение трех - пяти лет условий для снижения экологического ущерба в особо опасных районах России (на Верхней Волге, Среднем Урале и Нижнем Доне).

Созданы федеральные и региональные Комитеты по оказанию технической помощи по следующим направлениям:

1) экологическая политика и регулирование;

2) экологическая эпидемиология;

3) управление качеством воды и водными ресурсами;

4) управление опасными отходами.

Проводятся международные конкурсные торги для выбора фирм-консультантов и фирм-поставщиков товаров и услуг в интересах проекта.

Наиболее активно двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды осуществляется с Великобританией, Германией, Данией, Индией, Канадой, Китаем, Нидерландами, Норвегией, Республикой Корея, США, Финляндией, Францией, Швецией.

Международные формальные и неформальные движения за сохранение жизни на Земле - объективная необходимость.

Поэтому сотрудничество России в области охраны природы не исчерпывается деятельностью организаций, о которых сказано выше. Оно охватывает различные неформальные общественные движения, партию «зеленых» и многие другие и постоянно расширяется.

Общественные экологические организации

Истощение природных ресурсов и ухудшение состояния природной среды – неизбежные спутники экономического роста. Последнее десятилетие XX века убедительно показало, что это положение не являются универсальным и вечным, оно нуждается в серьезном переосмыслении. Современный этап мирового развития характеризуется озабоченностью и осознанием необходимости изменения двух взаимосвязанных важнейших, на наш взгляд, систем, во многом определяющих развитие человечества: а) системы ценностей и целей развития; и б) системы принятия решений.

Необходимость изменения первой системы нашла свое отражение в основных идеях Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (UNCED- 92), развивших положения Доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию о необходимости новых подходов к проблемам окружающей среды и развития. Эти идеи подтолкнули новый международный процесс изменений в системе принятия решений в области взаимодействия человека со средой обитания. Их суть заключается главным образом в понимании необходимости проведения всесторонней оценки возможных последствий для человека и среды обитания различных вариантов достижения намечаемой цели.

При этом следует учитывать, что:

а) оценка последствий должна проводиться до принятия решения о начале деятельности;

б) в процессе принятия решений с самого его начала должны участвовать не только профессионалы и люди, принимающие решения, но и общественность – то есть те, на кого могут повлиять последствия принимаемых решений.

Ряд основных принципов этой системы (многовариантность решений, оценка последствий этих решений и др.) в той или иной степени уже присутствуют в отечественной законодательной и нормативной системе. И если участие общественности в процессе принятия экологически значимых решений ранее не относилась к традициям нашей страны, то в последние годы начинает занимать все более заметное место. В России до последнего времени с одной стороны лишь немногие граждане имели хоть какой-нибудь опыт влияния на политические решения или на конкретный проект, с другой – лица принимающие решения не всегда осознавали эффективность участия общественности в процессе выработки конкретных решений. В итоге, в настоящее время часть населения не достаточно понимает то, как они могут повлиять на принятие решений. А лица принимающие решения не знают, как организовать процедуру общественного участия без дополнительной для себя «головной боли» и стремятся ее обойти. В конечном счете, все это оборачивается и для одних, и для других значительными социально-экологическими, политическими и экономическими издержками. Примеров тому достаточно.

В материалах Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН), посвященных участию общественности в процессе принятия экологически значимых решений, отмечается, что главная здесь проблема – отсутствие методов достижения согласия между инициаторами деятельности, природоохранными органами и общественностью, механизма информационной поддержки разработанных с участием общественности мер по снижению социальной напряженности на объектах, оказывающих влияние на социально-экологическую обстановку.

Сегодня Россия следует принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики. Частью этих принципов является требование общественного участия, которое включено в процесс подготовки решений по инвестиционным проектам. Поэтому, несомненно, общественность будет играть гораздо более существенную роль в российской системе принятия экологически значимых решений. Это стало еще более очевидным после принятия в Орхусе Конвенции по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды. России рано или поздно придется включиться в мировой процесс общественного участия при принятии решений. Однако, это может произойти только после того, когда для всех участников потенциального социально-экологического конфликта станут ясными и понятными основные формы и методы конструктивного диалога и их результативность, обоюдные социально-экологические и экономические выгоды от общественного участия для всех участников процесса.

В самом начале реформаторских процессов в России (конец 1980-х годов) стало очевидным, что успешное их продвижение зависит от активизации гражданской позиции людей, от их способности к самоорганизации и самоуправлению. На этот вызов времени откликнулись прежде всего экологические инициативы местных жителей, возникновение которых волной прокатилось по стране, затронув даже самые отдаленные уголки. Причины такого явления уже не раз интерпретировались социологами. Во-первых, наличие предшествующего организационного опыта: в советский период существовали две общественные экологические структуры - ВООП (Всесоюзное общество охраны природы) и ДДОП (Движение дружин по охране природы). Несмотря на малодейственность этих организаций они обеспечили внедрение в массовое сознание понятия «охрана природы», носившего, правда, подчас негативную окраску, так как связывалось с добровольно-принудительным сбором взносов и выраженного активистского характера. Во-вторых, руководители государства того времени выдвинули установку на то, что окружающая среда - это направление гражданской активности, которое сейчас как раз и необходимо обществу.

Активность гражданских экологических инициатив направлена в первую очередь на разрешение проблем среды своего непосредственного обитания, а также на экопросвещение и экообразование. Региональные организации в отличие от местных, действующих по месту жительства, часто вовлечены в работу по охране живой природы всей области, ее водных объектов, лесов и прочих экосистем. Также они помогают поддерживать режим содержания особо охраняемых (государством) природных территорий.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Назовите основные международные организации по охране окружающей среды

  2. Что относится к международным объектам охраны окружающей среды?

  3. В чём заключаются основные принципы международного экологического сотрудничества?

  4. Назовите наиболее известные доклады «Римского клуба»

  5. Какими документами регламентируются международные отношения в вопросах трансграничного переноса загрязнителей атмосферы?