Цели и задачи изучения дисциплины
Нарастающие темпы индустриализации вызваны беспримерным численным ростом народонаселения Земли и беспредельно растущими потребностями человека. Известно, что за последнее столетие численность населения увеличилась вчетверо и достигла 6 млрд. человек, а ежегодный прирост составляет около 80 млн. чел. Но по сравнению с ростом населения потребление человечеством природных ресурсов растет еще более стремительными темпами. Здесь достаточно сослаться хотя бы на то, что, потребление материалов в 2000г. по сравнению с 1900 г. возросло в 9 раз, а энергии – даже в 12 раз.
Такие высокие темпы использования природных ресурсов привели к тому, что в настоящее время человек эксплуатирует более 55 % суши и около 13 % речных вод, а скорость сведения лесов достигла 18 млн. га в год. Известно, что в результате застройки территорий, проведения горных работ, из-за опустынивания и засоления ландшафтов человечество ежегодно теряет более 50 тыс. кв. км земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, что усугубляет проблемы обеспечения продовольствием ежегодно увеличивающегося народонаселения планеты. Примеры негативного воздействия человеческой деятельности на природу можно бесчисленно умножать.
Быстрое усиление антропогенной нагрузки на природную среду привело к глобальному экологическому кризису, преодоление которого возможно только в случае, если человек научится оценивать допустимые пределы антропогенных воздействий на природу и вызванных ими количественных и качественных изменений природной среды. На основе этих знаний человечество может и обязано выработать комплекс мер, которые позволили бы ему не переступать эти допустимые пределы. Изучение этих вопросов и является основной целью данной дисциплины. Комплекс мер, направленных на преодоление экологического кризиса, наряду с медико-биологическими и инженерно-техническими безусловно должен включать и меры социально-экономического, юридического, культурно-нравственного характера, основанные на гуманитарных знаниях. Поэтому экология, возникшая более века назад как биологическая наука, в наши дни превратилась в комплексную междисциплинарную науку, основной целью которой является изучение взаимоотношений общества и природы, роли и места человека в системе социальных и природных взаимосвязей.
Достижение сформулированной выше цели изучаемой дисциплины предполагает решение ряда основных задач:
- изучение биолого-географических закономерностей формирования и эволюции биосферы Земли и экосистемных закономерностей ее функционирования,
- изучение факторов техногенного воздействия на природную среду (в первую очередь, химического и радиационного загрязнения) и их влияния на здоровье человека с учетом социально-экономических,
- рассмотрением основных причин глобализации экологических проблем (отходы, загрязнение, истощение природных ресурсов и связанные с ним энергетическая и продовольственная проблемы и др.), их современных проявлений и возможных социально-экономических последствий,
- рассмотрение принципов и проблем устойчивого развития с учетом социально-экономических, государственно-политических, культурно-нравственных и других аспектов,
- ознакомление с эколого-экономическими принципами рационального природопользования и подходами к охране окружающей природной среды с учетом региональных особенностей и российского и зарубежного экологического права,
- рассмотрение демографических перспектив на ХХI век и опыта и перспектив международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды.
- Ю.М. Полищук общая экология Учебное пособие
- Введение
- Цели и задачи изучения дисциплины
- 1.2. Краткая история возникновения и развития экологии
- Связь экологии с другими дисциплинами
- Р ассмотрим далее основные из связей общей экологии с другими научными дисциплинами.
- 1.4. Профессиональная ответственность специалиста за преодоление экологического кризиса
- II. Биосфера
- 2.1. Основные понятия и определения
- 2.2. Этапы эволюции биосферы
- 2.3. Строение биосферы
- 2.4. Биогеоценоз
- 2.5. Популяция
- III. Экосистемы
- 3.1. Общая характеристика экосистем
- 3.2. Экологические факторы
- 3.3. Экологическая ниша
- 3.4. Трофические цепи и сети
- 3.5. Круговорот вещества и устойчивость природных
- 3.6. Энергетика и продуктивность экосистем
- 3.7. Нарушение круговорота вещества в социоприродных экосистемах
- IV. Загрязнение окружающей среды
- 4.1.Основные понятия и виды
- 4.2. Химическое загрязнение
- 4.2.1.Классификация и источники загрязнения
- 4.2.2. Загрязнение атмосферного воздуха
- 4.2.3. Загрязнение водоемов
- 4.2.4. Загрязнение почвы
- 4.3 Глобальные эффекты химического загрязнения
- 4.3.1. Парниковый эффект
- 4.3.2. Эффект «озоновой дыры»
- 4.3.3. Кислотные осадки, их последствия и меры их
- 4.4. Химическое загрязнение окружающей среды в хмао
- Анализ факторов воздействия нефтедобычи на
- Состояние загрязнения атмосферы нефтедобывающих территорий хмао
- 4.4.3. Воздействие химического загрязнения атмосферы на природную среду хмао
- Радиационное загрязнение
- Общая характеристика
- Основные факторы радиационной опасности
- Радиационное загрязнение территории хмао
- 4.6. Перенос, трансформация и накопление загрязнителей в окружающей среде
- Здоровье человека и окружающая среда
- 5.1. Качество жизни, здоровье и окружающая среда
- 5.2. Заболеваемость населения
- 5.3. Средняя продолжительность жизни человека
- 5.4. Нормирование воздействий загрязнения на здоровье
- Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека
- VI. Демографические проблемы
- 6.1. Демографический «взрыв» как ведущий фактор
- 6.2. Демографические прогнозы на XXI в. И ближайшие десятилетия
- VII. Основы природопользования
- 7.1. Общие понятия природопользования
- Региональная неравномерность распределения
- 7.3. Об истощении энергетических и пищевых ресурсов
- 7.4. Экономические и эколого-экономические принципы
- 7.5. Экологические технологии, безотходные производства и экозащитная техника
- Восстановление земель после техногенных нарушений
- Особо охраняемые природные территории
- 7.8. О сохранении биоразнообразия
- 8.2. Экологическое право и закон рф об охране окружающей природной среды
- 8.4. Экологический мониторинг
- Самотлорского месторождения
- Международное сотрудничество
- 9.2. Международные организации по окружающей среде
- Заключение
- Литература