logo search
Геоэкология

Межрегиональные природно-антропогенные системы гидросферы мировой океан

Мировой океан загрязнен отходами антропогенной деятельности от поверхности до дна.

Мировой океан является есте­ственной геоэкосистемой и природно-антропогенной системой. По его просторам перевозится около 90% объёма мировой тор­говли. Самые массовые грузы - нефть, нефтепродукты, сжижен­ный газ, руды, уголь, бокситы, фосфаты и др.

По словам Тура Хейердала, Ми­ровой океан превращается «из все­мирно фильтрующей системы во все­мирную сточную яму». Например, в Индийском океане вдоль побережья Индии на глубине до 130 м находят­ся развалины затопленных портов. Один из них - порт Бет-Дварака - найден близ берегов штата Гуджарат. О нем рассказывается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». По оценке индийских ученых, на дне Бенгальского залива, вблизи берегов Индии, лежат сотни затонувших в разное время индийских и иностран­ных судов. Многие из них загружены золотом, серебром, произведениями искусства.

Основные загрязнители океанских вод - нефть и нефтепродукты. Тур Хейердал с борта папирусной лодки «Ра» сообщил, что из 52 дней транс­атлантического путешествия в течение шести суток они плыли в загряз­ненных водах, содержащих дегтеобразные и асфальтообразные материа­лы. По разным оценкам, в результате аварий на морских скважинах, слива загрязненных нефтью вод с судов, промышленных и бытовых стоков, транспортировки нефти и нефтепродуктов и т.д. в Мировой океан еже­годно поступает от 6 до 15-30 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Естест­венное просачивание нефти составляет 1% от общего загрязнения океана нефтепродуктами. Около 54% приходится на морской транспорт и около 23% - на индустриальный сброс.

Основные виды нефтяного загрязнения Мирового океана - нефтяные пятна, комочки и дисперсная нефть. Под их влиянием деградация мор­ской среды уже в 1960-х гг. начала приобретать глобальный характер.

Нефтяные пленки на поверхности моря отражают в два раза больше энергии, чем морская вода. Благодаря этому нарушается обмен энергии: уменьшается доля солнечной энергии, проникающей в толщу воды. Это уменьшает скорость фотосинтеза фитопланктона и нарушает миграцию зоопланктона. По оценкам, тончайшая молекулярная пленка нефти на по­верхности воды уменьшает испарение на 60%, в результате чего усилива­ется нагрев этой поверхности. Массы воздуха, соприкасаясь с загрязнен­ными зонами, становятся более теплыми, уменьшается их насыщенность водяным паром. Проходя затем над континентами, они дадут меньше осадков. Нефтяная пленка препятствует газообмену между океаном и ат­мосферой. При соприкосновении с берегом она оседает на нем. Тяжелая окисленная нефть оседает на дно, образуя донное загрязнение.

Загрязнение нефтью и нефтепродуктами океанов и морей происходит при авариях на морских буровых и крушениях танкеров. Шельфы морей дают около четверти всей добываемой на Земле нефти. Количество разве­дочных и эксплуатационных нефтяных скважин на континентальном шельфе приблизилось к 30 тысячам. Велики потери нефти при морском бурении и ее перекачке по магистральным нефтепроводам.

Примеры:

3 июля 1979 г. произошла авария на подводной скважине «Исток-1», располо­женной вблизи полуострова Юкатан (Мексика). В течение нескольких месяцев здесь ежедневно сгорало и выливалось в море около 4,8 млн. л нефти. Гигантские нефтяные пятна, растянувшись на 940 км, приблизились к побережью США. К концу августа толстым слоем нефти было покрыто около 200 км пляжей штата Техас. Непоправимый ущерб был нанесен морской флоре и фауне.

Примерно половина нефти, добываемой в мире, перевозится танкерами. По данным регистра Ллойда, в 1973-1990 гг. в аварию попало 583 танкера вместимостью 6 тыс. регистровых тонн и более. На 368 из них произошла значительная утечка нефти. Так, при аварии танкера «Торри Каньон» у берегов Англии в 1967 г. в море вытекло 118 тыс. тонн нефти. Она растеклась тонкой пленкой на многие сотни гектаров поверхности океана; ветры прибили эту нефть к берегу.

Крупнейшей в Европе экологической катастрофой была гибель американского танкера «Амоко Кадис». Он затонул в марте 1978 г. в Бискайском заливе, непо­далеку от берегов французской провинции Бретань. В море вылилось 220 тыс. тонн нефти. В результате на 400-километровом побережье Бретани погибли де­сятки тысяч рыб, птиц и весь подводный мир. Изучение зоопланктона показало, что в зоне аварии временно полностью исчезли рачки, обычно обитающие в во­дах, омывающих Францию. Выловленная здесь рыба имела специфический запах, на ее жабрах были капли нефти.

23 марта 1989 г. у берегов Аляски потерпел крушение американский танкер «Экссон Валдис», длина которого превышала 300 м. В море вылилось 40 тыс. тонн нефти, загрязнившей свыше 2600 квадратных миль морской акватории, 800 миль побережья. В районе катастрофы погибло более 22 тыс. птиц.

Гигантское пятно дизельного топлива достигло побережья Антарктиды - самого чистого района Земли — после кораблекрушения в начале 1989 г. аргентин­ского судна «Бахиа параисо».

Крупный источник загрязнения моря нефтью - сброс танкерами остат­ков нефтяного груза с балластной водой. Танкеры в одну сторону везут нефть, а в обратный рейс заполняют свои танки водой, которую называют балластной. Эта вода, смывая и растворяя остатки нефти со стенок, всегда содержит некоторое количество нефти. Прежде чем налить в танкер нефть, воду сливают, и если слив происходит прямо в море, то туда попа­дает и нефть. Танкер водоизмещением 30000 тонн сбрасывает в море око­ло 300 тонн мазута при каждом рейсе. |

С 1969 г. действует международное соглашение, запрещающее сброс в море неочищенной балластной воды в пределах 100-мильной полосы от любой береговой линии и повсеместно с танкеров водоизмещением более 20 тыс. тонн. Однако слив неочищенных балластных вод с танкеров в море практикуется. Многие судовладельцы считают выгодным платить штрафы, получая экономию от сокращения времени простоя на станции промывки.

Дизельные двигатели судов выбрасывают в море до 2 млн. тонн тяжелых нефтепродуктов (смазочные масла, несгоревшее топливо и т.п.).

Особенно загрязнены окраинные моря Мирового океана: Северное, Балтийское, Средиземное, Персидский залив. Средиземное море - самое крупное внутреннее море на Земле. На его берегах живет 10 млн. человек (17 стран), расположено 140 тыс. промышленных предприятий. Это - од - на из главных зон мирового судоходства: в нем одновременно находится 2,5 тыс. судов дальнего плавания и 5 тыс. каботажных. По его трассам ежегодно проходит 300-350 млн. тонн нефти. В результате этого море превратилось чуть ли не в главную «помойную яму» Европы.

От Апеннинского полуострова Сицилию отделяет Мессинский пролив. В его самой узкой части, между скалистыми берегами, согласно древне­греческой мифологии, обитали морские чудовища Сцилла и Харибда. В конце марта 1985 г. здесь столкнулись два танкера: греческий «Патмос», баки которого были доверху наполнены нефтью, и испанский «Кастильо». Из пробоины в корпусе греческого танкера в пролив вылилось примерно 5000 тонн нефти. На поверхности моря образовалось нефтяное пятно дли­ной около 2 км и шириной 800 м.

Самой серьезной причиной загрязнения нефтью Мирового океана ос­таются войны. Во время военных действий в январе-феврале 1991 г. в во­ды Персидского залива было сброшено около 1,2 млн. тонн нефти. Раке­тами и авиабомбами в Персидском заливе было атаковано 470 танкеров, при этом 156 из них получили серьезные повреждения, сопровождавшие­ся крупными разливами нефти. «Мирных» аварий танкеров в зоне Пер­сидского залива за это время было лишь 19.

В формировании климата океан играет громадную роль, вырабатывая 60-70% кислорода, необходимого для существования жизни. Подсчитано, что достаточно 1 л нефти, чтобы лишить кислорода 400 тыс. л морской воды. Нефтяные пленки существенно нарушают обмен энергией, теплом, влагой, газами между океаном и атмосферой. В настоящее время, в связи с поверхностным загрязнением Мирового океана, заметно уменьшилось испарение с его поверхности. В некоторых акваториях дефицит испарения составил 20-30 и даже 40%.

Самоочищение моря от нефти зависит от многих факторов. Морские бактерии хорошо «работают» в теплую погоду, а уже при 5-10 С бактериальное разложение нефти почти приостанавливается. Бактерии в море уже не могут справиться с нефтью, она накапливается и поэтому в северных морях разлитая нефть может держаться десятилетиями. При интенсивном самоочищении водоемов нефть приносит вред: на ее окисление расходу­ется много кислорода, нужного водным обитателям. По некоторым дан­ным, при бактериальном окислении 1 литра нефти требуется запас кисло­рода, содержащийся в 400000 л морской воды.

Мировой океан загрязняется и впадающими в него реками. Так, в Се­верный Ледовитый океан реки выносят загрязнения в таких количествах, что скоро его в этом районе можно будет называть, по выражению эколо­гов, «Северный ядовитый океан».

В Мировой океан поступают тяжелые металлы. Опасными для водной среды являются ртуть и ее соединения, особенно метилртутные. В моря и океаны в специальных контейнерах сбрасываются высокотоксичные со­единения. Но они рано или поздно дают утечку.

Техногенное радиоактивное загрязнение Мирового океана происходит в результате: 1) сброса радиоактивных веществ предприятиями атомной промышленности и атомными электростанциями; 2) сброса радиоактив­ных отходов судовых реакторов и аварий судов, работающих на атомных двигателях; 3) ядерных испытаний. Подавляющее большинство попадаю­щего в Мировой океан стронция-90 не впитывается морскими грунтами, и он весь держится в толще воды.

На дне морей Мирового океана лежат и радиоактивные объекты воен­ного производства.

Сильно загрязнены радиоактивными отходами Северное, Ирландское, Балтийское, Средиземное и Японское моря, Мексиканский, Бискайский, Персидский, Токийский заливы и Атлантическое побережье США. В Ат­лантическом океане в 1963 г. затонула американская подводная лодка «Трешер». Ее остатки были найдены более чем в 200 милях восточнее Бостона. А в 1966 г. у берегов Ирландии выловили деталь подводной лод­ки с надписью «радиоактивно».