Межрегиональные природно-антропогенные системы гидросферы мировой океан
Мировой океан загрязнен отходами антропогенной деятельности от поверхности до дна.
Мировой океан является естественной геоэкосистемой и природно-антропогенной системой. По его просторам перевозится около 90% объёма мировой торговли. Самые массовые грузы - нефть, нефтепродукты, сжиженный газ, руды, уголь, бокситы, фосфаты и др.
По словам Тура Хейердала, Мировой океан превращается «из всемирно фильтрующей системы во всемирную сточную яму». Например, в Индийском океане вдоль побережья Индии на глубине до 130 м находятся развалины затопленных портов. Один из них - порт Бет-Дварака - найден близ берегов штата Гуджарат. О нем рассказывается в древнеиндийском эпосе «Махабхарата». По оценке индийских ученых, на дне Бенгальского залива, вблизи берегов Индии, лежат сотни затонувших в разное время индийских и иностранных судов. Многие из них загружены золотом, серебром, произведениями искусства.
Основные загрязнители океанских вод - нефть и нефтепродукты. Тур Хейердал с борта папирусной лодки «Ра» сообщил, что из 52 дней трансатлантического путешествия в течение шести суток они плыли в загрязненных водах, содержащих дегтеобразные и асфальтообразные материалы. По разным оценкам, в результате аварий на морских скважинах, слива загрязненных нефтью вод с судов, промышленных и бытовых стоков, транспортировки нефти и нефтепродуктов и т.д. в Мировой океан ежегодно поступает от 6 до 15-30 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Естественное просачивание нефти составляет 1% от общего загрязнения океана нефтепродуктами. Около 54% приходится на морской транспорт и около 23% - на индустриальный сброс.
Основные виды нефтяного загрязнения Мирового океана - нефтяные пятна, комочки и дисперсная нефть. Под их влиянием деградация морской среды уже в 1960-х гг. начала приобретать глобальный характер.
Нефтяные пленки на поверхности моря отражают в два раза больше энергии, чем морская вода. Благодаря этому нарушается обмен энергии: уменьшается доля солнечной энергии, проникающей в толщу воды. Это уменьшает скорость фотосинтеза фитопланктона и нарушает миграцию зоопланктона. По оценкам, тончайшая молекулярная пленка нефти на поверхности воды уменьшает испарение на 60%, в результате чего усиливается нагрев этой поверхности. Массы воздуха, соприкасаясь с загрязненными зонами, становятся более теплыми, уменьшается их насыщенность водяным паром. Проходя затем над континентами, они дадут меньше осадков. Нефтяная пленка препятствует газообмену между океаном и атмосферой. При соприкосновении с берегом она оседает на нем. Тяжелая окисленная нефть оседает на дно, образуя донное загрязнение.
Загрязнение нефтью и нефтепродуктами океанов и морей происходит при авариях на морских буровых и крушениях танкеров. Шельфы морей дают около четверти всей добываемой на Земле нефти. Количество разведочных и эксплуатационных нефтяных скважин на континентальном шельфе приблизилось к 30 тысячам. Велики потери нефти при морском бурении и ее перекачке по магистральным нефтепроводам.
Примеры:
3 июля 1979 г. произошла авария на подводной скважине «Исток-1», расположенной вблизи полуострова Юкатан (Мексика). В течение нескольких месяцев здесь ежедневно сгорало и выливалось в море около 4,8 млн. л нефти. Гигантские нефтяные пятна, растянувшись на 940 км, приблизились к побережью США. К концу августа толстым слоем нефти было покрыто около 200 км пляжей штата Техас. Непоправимый ущерб был нанесен морской флоре и фауне.
Примерно половина нефти, добываемой в мире, перевозится танкерами. По данным регистра Ллойда, в 1973-1990 гг. в аварию попало 583 танкера вместимостью 6 тыс. регистровых тонн и более. На 368 из них произошла значительная утечка нефти. Так, при аварии танкера «Торри Каньон» у берегов Англии в 1967 г. в море вытекло 118 тыс. тонн нефти. Она растеклась тонкой пленкой на многие сотни гектаров поверхности океана; ветры прибили эту нефть к берегу.
Крупнейшей в Европе экологической катастрофой была гибель американского танкера «Амоко Кадис». Он затонул в марте 1978 г. в Бискайском заливе, неподалеку от берегов французской провинции Бретань. В море вылилось 220 тыс. тонн нефти. В результате на 400-километровом побережье Бретани погибли десятки тысяч рыб, птиц и весь подводный мир. Изучение зоопланктона показало, что в зоне аварии временно полностью исчезли рачки, обычно обитающие в водах, омывающих Францию. Выловленная здесь рыба имела специфический запах, на ее жабрах были капли нефти.
23 марта 1989 г. у берегов Аляски потерпел крушение американский танкер «Экссон Валдис», длина которого превышала 300 м. В море вылилось 40 тыс. тонн нефти, загрязнившей свыше 2600 квадратных миль морской акватории, 800 миль побережья. В районе катастрофы погибло более 22 тыс. птиц.
Гигантское пятно дизельного топлива достигло побережья Антарктиды - самого чистого района Земли — после кораблекрушения в начале 1989 г. аргентинского судна «Бахиа параисо».
Крупный источник загрязнения моря нефтью - сброс танкерами остатков нефтяного груза с балластной водой. Танкеры в одну сторону везут нефть, а в обратный рейс заполняют свои танки водой, которую называют балластной. Эта вода, смывая и растворяя остатки нефти со стенок, всегда содержит некоторое количество нефти. Прежде чем налить в танкер нефть, воду сливают, и если слив происходит прямо в море, то туда попадает и нефть. Танкер водоизмещением 30000 тонн сбрасывает в море около 300 тонн мазута при каждом рейсе. |
С 1969 г. действует международное соглашение, запрещающее сброс в море неочищенной балластной воды в пределах 100-мильной полосы от любой береговой линии и повсеместно с танкеров водоизмещением более 20 тыс. тонн. Однако слив неочищенных балластных вод с танкеров в море практикуется. Многие судовладельцы считают выгодным платить штрафы, получая экономию от сокращения времени простоя на станции промывки.
Дизельные двигатели судов выбрасывают в море до 2 млн. тонн тяжелых нефтепродуктов (смазочные масла, несгоревшее топливо и т.п.).
Особенно загрязнены окраинные моря Мирового океана: Северное, Балтийское, Средиземное, Персидский залив. Средиземное море - самое крупное внутреннее море на Земле. На его берегах живет 10 млн. человек (17 стран), расположено 140 тыс. промышленных предприятий. Это - од - на из главных зон мирового судоходства: в нем одновременно находится 2,5 тыс. судов дальнего плавания и 5 тыс. каботажных. По его трассам ежегодно проходит 300-350 млн. тонн нефти. В результате этого море превратилось чуть ли не в главную «помойную яму» Европы.
От Апеннинского полуострова Сицилию отделяет Мессинский пролив. В его самой узкой части, между скалистыми берегами, согласно древнегреческой мифологии, обитали морские чудовища Сцилла и Харибда. В конце марта 1985 г. здесь столкнулись два танкера: греческий «Патмос», баки которого были доверху наполнены нефтью, и испанский «Кастильо». Из пробоины в корпусе греческого танкера в пролив вылилось примерно 5000 тонн нефти. На поверхности моря образовалось нефтяное пятно длиной около 2 км и шириной 800 м.
Самой серьезной причиной загрязнения нефтью Мирового океана остаются войны. Во время военных действий в январе-феврале 1991 г. в воды Персидского залива было сброшено около 1,2 млн. тонн нефти. Ракетами и авиабомбами в Персидском заливе было атаковано 470 танкеров, при этом 156 из них получили серьезные повреждения, сопровождавшиеся крупными разливами нефти. «Мирных» аварий танкеров в зоне Персидского залива за это время было лишь 19.
В формировании климата океан играет громадную роль, вырабатывая 60-70% кислорода, необходимого для существования жизни. Подсчитано, что достаточно 1 л нефти, чтобы лишить кислорода 400 тыс. л морской воды. Нефтяные пленки существенно нарушают обмен энергией, теплом, влагой, газами между океаном и атмосферой. В настоящее время, в связи с поверхностным загрязнением Мирового океана, заметно уменьшилось испарение с его поверхности. В некоторых акваториях дефицит испарения составил 20-30 и даже 40%.
Самоочищение моря от нефти зависит от многих факторов. Морские бактерии хорошо «работают» в теплую погоду, а уже при 5-10 С бактериальное разложение нефти почти приостанавливается. Бактерии в море уже не могут справиться с нефтью, она накапливается и поэтому в северных морях разлитая нефть может держаться десятилетиями. При интенсивном самоочищении водоемов нефть приносит вред: на ее окисление расходуется много кислорода, нужного водным обитателям. По некоторым данным, при бактериальном окислении 1 литра нефти требуется запас кислорода, содержащийся в 400000 л морской воды.
Мировой океан загрязняется и впадающими в него реками. Так, в Северный Ледовитый океан реки выносят загрязнения в таких количествах, что скоро его в этом районе можно будет называть, по выражению экологов, «Северный ядовитый океан».
В Мировой океан поступают тяжелые металлы. Опасными для водной среды являются ртуть и ее соединения, особенно метилртутные. В моря и океаны в специальных контейнерах сбрасываются высокотоксичные соединения. Но они рано или поздно дают утечку.
Техногенное радиоактивное загрязнение Мирового океана происходит в результате: 1) сброса радиоактивных веществ предприятиями атомной промышленности и атомными электростанциями; 2) сброса радиоактивных отходов судовых реакторов и аварий судов, работающих на атомных двигателях; 3) ядерных испытаний. Подавляющее большинство попадающего в Мировой океан стронция-90 не впитывается морскими грунтами, и он весь держится в толще воды.
На дне морей Мирового океана лежат и радиоактивные объекты военного производства.
Сильно загрязнены радиоактивными отходами Северное, Ирландское, Балтийское, Средиземное и Японское моря, Мексиканский, Бискайский, Персидский, Токийский заливы и Атлантическое побережье США. В Атлантическом океане в 1963 г. затонула американская подводная лодка «Трешер». Ее остатки были найдены более чем в 200 милях восточнее Бостона. А в 1966 г. у берегов Ирландии выловили деталь подводной лодки с надписью «радиоактивно».
- Содержание, предмет и объект геоэкологии
- Геоэкологический риск
- Народнохозяйственное значение геоэкологии
- Г.П. Горшков
- Часть 1 воздействие геологических процессов на геоэкосистемы и природно-антропогенные системы природное воздействие на литосферу
- Факторы, влияющие на состояние литосферы физические поля Тепловое поле
- Геомагнитное поле
- Нарушение геохимического равновесия литосферы
- Нарушение геодинамического равновесия литосферы Оползни, обвалы, сели
- Тектонические движения
- Геоэкологические последствия землетрясений
- Наиболее разрушительные землетрясения
- Разжижение грунта
- Разломы
- Оползни и обвалы
- Геоэкологические последствия вулканизма
- Геоэкологические последствия падения метеоритов
- Метеоритные гипотезы вымирания динозавров
- Глобальные литосферные аномалии и ката строфы
- Дрейфующие геоэкосистемы
- Глобальное сжатие и расширение земли
- Мезогеоэкосистемы геосинклиналей и орогенов
- Природное воздействие на гидросферу
- В.И. Вернадский
- Факторы, влияющие на состояние гидросферы
- Круговорот воды на земле
- Основные составляющие глобального водообмена
- Распределение водных ресурсов в гидросфере
- Соотношение соленых и пресных вод
- Природные гидрохимические аномалии и катастрофы
- Разрушительная деятельность морей, текучих вод, ледников
- Геоэкосистемы гидросферы мезогеоэкосистема мирового океана
- Макрогеоэкосистемы черного, каспийского и аральского морей
- Геоэкосистемы подземных вод
- Природное воздействие на атмосферу
- Факторы, влияющие на состояние атмосферы
- Температурный режим атмосферы
- Естественная радиоактивность атмосферы
- Энергия атмосферы
- Кинематическая подвижность атмосферы
- Взаимодействие атмосферы с литосферой и гидросферой
- В.И. Вернадский
- Часть 2 антропогенное воздействие на геологическую среду
- Антропогенное воздействие на литосферу
- Возбужденные геологические процессы формирование антропогенных почв и грунтов
- Карст, суффозия
- Криогенные процессы
- Опустынивание
- Техногенный рельеф
- Техногенные опускания земной поверхности
- Техногенные землетрясения
- Техногенные оползни
- Химическое и радиационное загрязнение химическое загрязнение
- Радиационное загрязнение
- Изъятие из оборота ценных земель
- Антропогенное воздействие на гидросферу
- Химическое загрязнение компонентов гидросферы основные загрязнители вод
- Сточные воды
- Загрязнение токсикантами и тяжелыми металлами
- Загрязнение нефтью и нефтепродуктами
- Аварии канализационных систем
- Аварии, связанные с халатностью людей
- Загрязнение грунтовых и подземных вод
- Тепловое загрязнение компонентов гидросферы
- Антропогенное геолого-геоморфологическое воздействие на гидросферу гибель вавилона
- Перекрытие карабогаза
- Судьба арала
- Межрегиональные природно-антропогенные системы гидросферы мировой океан
- Река волга
- Антропогенное загрязнение атмосферы
- Химическое загрязнение компонентов атмосферы основные загрязнители воздуха
- Основные загрязнители атмосферы
- Соотношение между естественным и антропогенным поступлением некоторых веществ в воздух
- Луис Баттан
- Техногенное загрязнение атмосферы пылью
- Радиационное загрязнение
- Кислотные дожди
- Парниковый эффект
- Озоновые дыры
- Космический «мусор»
- Вариации климата земли
- Комплексное антропогенное воздействие на геологическую среду
- Чернобыльская катастрофа
- Оценка изотопного состава выброса аварийного блока чаэс
- Радиоактивное загрязнение территории стран снг в результате чернобыльской катастрофы
- Геоэкологические последствия войн и гонки вооружений Меньше войн - меньше разрушений и загрязнений природной среды.
- Воздействие войн и гонки вооружений на недра
- Воздействие войн и гонки вооружений на гидросферу
- Воздействие войн и гонки вооружений на атмосферу
- Природно-антропогенная система г. Москвы природная геологическая среда города
- Антропогенное воздействие на геологическую среду Тепловое и электрическое поля
- Техногенный рельеф
- Антропогенные грунты
- Землетрясения
- Оседание земной поверхности
- Оползневые процессы
- Карстово-суффозионные процессы
- Радиационная обстановка
- Подтопление
- Геохимическое заражение почв и грунтов
- Изменение гидрогеологических и гидрохимических условий
- Загрязнение атмосферы
- Заключение