13.2 Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
Данная группа нормативов включает: нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормативы образования отходов, лимиты размещения отходов.
Предельно допустимый выброс или сброс — это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается выбрасывать данному конкретному предприятию в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.
Нормативами установлено, что если в воздухе городов или других населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, а значения, допустимых выбросов по объективным причинам не могут быть достигнуты, вводится поэтапное снижение выброса вредных веществ до значений, обеспечивающих ПДК. При этом могут быть установлены временно согласованные выбросы (ВСВ) на уровне выбросов предприятий с наиболее совершенной или аналогичной ей технологией.
В настоящее время в России на нормативах допустимых выбросов работают лишь 15-20% загрязняющих производств, на ВСВ (временно согласованных выбросах вредных веществ) - 40-50%, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке времени.
Объемы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и нормативов допустимого сброса (НДС) вредных веществ и микроорганизмов, загрязняющих воздух, воды, почвы, устанавливают с учетом производственных мощностей объекта и данных о вредных последствиях по каждому источнику загрязнений.
Согласно действующим правилам основной принцип, заложенный в расчеты ПДВ, НДС и ПДН, - это обеспечение таких объемов поступления загрязнений в окружающую среду, при которых не нарушаются требования природопользователей (ПДК). Следовательно, в основе всех расчетов лежат действующие ПДК.
Предельно допустимый выброс.
Конечная цель расчетов ПДВ - обеспечение концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе, не превышающих ПДКа.в., т.е. соблюдение условия С≤ПДК.
В реальных условиях предприятия часто по техническим причинам не могут выдержать установленные для них ПДВ. В этих условиях разрешается поэтапное снижение выбросов и устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ) до достижения ПДВ.
Задачи обеспечения ПДВ, т.е. установления С≤ПДВ, решаются путем внедрения ресурсосберегающих технологий, соблюдения техники безопасности, очистки и обеззараживания выбрасываемых в воздух смесей, замены сырья, топлива и т.д. при невозможности обеспечения ПДВ предприятия должны быть перепрофилированы или закрыты.
Норматив допустимого сброса.
Величины нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей определяются исходя из нормативов качества воды водного объекта. Если нормативы качества воды в водных объектах не могут быть достигнуты из-за воздействия природных факторов, не поддающихся регулированию, то величины НДС определяются исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося природного фонового качества воды.
Нормирование качества воды осуществляется в соответствии с физическими, химическими, биологическими (в том числе микробиологическими и паразитологическими) и иными показателями состава и свойств воды водных объектов, определяющими пригодность ее для конкретных целей водопользования и/или устойчивого функционирования экологической системы водного объекта.
Расчетная величина норматива допустимого сброса тесно связана с числовым значением норматива качества вод водных объектов.
Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования.
Нормативы качества воды водного объекта включают:
-
общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
-
перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;
-
перечень ПДК веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения.
При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов, используемых для питьевых и хозяйственно-бытовых целей, нормативы качества вод или их природный состав и свойства выдерживаются на водотоках начиная со створа, расположенного на 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (рис.13.1) (водозабор для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта и т.п. вплоть до самого места водопользования), а на водоемах - на акватории в радиусе 1 км от пункта водопользования.
При сбросе сточных вод или других видах хозяйственной деятельности, влияющих на состояние водных объектов рыбохозяйственного значения, нормативы качества поверхностных вод или их природные состав и свойства (в случае природного превышения этих нормативов) соблюдаются на протяжении всего участка водопользования начиная с контрольного створа (контрольный створ - поперечное сечение водного потока, в котором контролируется качество воды), но не далее чем 500 м от места сброса сточных вод или расположения других источников загрязнения поверхностных вод (мест добычи полезных ископаемых, производства работ на водном объекте и т.п.).
В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд для состава и свойств его вод принимаются наиболее жесткие нормы качества воды из числа установленных.
Для веществ, относящихся к 1 и 2 классам опасности при всех видах водопользования, НДС определяются так, чтобы для веществ с одинаковым лимитирующим признаком вредности (ЛПВ), содержащихся в воде водного объекта, сумма отношений концентраций каждого вещества к соответствующим ПДК не превышала 1.
Для сбросов сточных вод в черте населенного пункта НДС определяются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам.
Если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном пункте, то НДС по этим показателям разрабатываются исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам.
Для тех веществ, для которых нормируется приращение к природному естественному фону, НДС определяются с учетом этих допустимых приращений к природному фоновому качеству воды.
В числе естественных факторов, формирующих качество воды, рассматриваются факторы, не входящие в хозяйственное звено круговорота воды, включающее возвратные воды всех видов (сточные, сбросные и дренажные).
Рис. 13.1. Расположение контрольного створа в водотоках
Лимит на размещение отходов – это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
- Содержание
- 1. Предмет и задачи экологии
- 1.1 История развития экологии как науки.
- 1.2 Предмет, структура и задачи экологии
- Смертность – гибель особей в популяции.
- 2. Биосфера. Учение вернадского
- 2.1. Понятие о биосфере
- 2.2. Структура биосферы.
- 2.3. Этапы развития биосферы. Ноосфера
- 2.4. Биогеохимические циклы
- 3. Экологическая система
- 3.1 Структура и свойства экосистемы
- 3.2 Пищевые цепи. Трофические уровни
- 3.3. Энергетика и продукция экосистемы
- 3.4. Динамические процессы в экосистеме
- 3.4. Примеры экосистем
- 4.Экологические факторы
- 4.1. Классификация экологических факторов.
- 4.2 Абиотические факторы.
- Абиотические факторы почвенного покрова
- 4.3 Биотические факторы
- 4.4 Экологическая пластичность. Понятие о лимитирующем факторе
- 5. Влияние загрязнения на здоровье человека
- 5.1 Характер воздействия загрязнения на здоровье человека:
- 5.2 Эколого-зависимые заболевания
- 5.3 Действие основных загрязняющих веществ на организм человека
- 5.4 Влияние вредных производственных факторов (шум, вибрация, ультразвук) на здоровье человека
- 6. Глобальные проблемы окружающей среды
- 7. Рациональное использование природных ресурсов
- 7.1 Классификация природных ресурсов
- 7.2 Рациональное природопользование
- 7.3 Стратегия устойчивого развития
- 8. Антропогенное воздействие на биосферу. Загрязнение окружающей среды
- 8.1 Загрязнение окружающей среды
- 8.2 Антропогенное воздействие на атмосферу. Источники загрязнения атмосферного воздуха
- 8.3 Загрязнение гидросферы. Производственные сточные воды.
- 8.4 Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления
- 8.5 Энергетические загрязнения
- 8.6 Биологическое загрязнение
- 9. Очистка газовых выбросов
- 9.1 Механические методы очистки отходящих газов
- Механические («сухие») пылеуловители
- 9.2 Физико-химические методы очистки газовых выбросов
- Электрофильтры
- Аппараты мокрого пылегазоулавливания
- Скрубберы (газопромыватели).
- Очистка сточных вод
- 10.1 Механические методы очистки сточных вод
- Удаление взвешенных частиц под действием центробежных сил
- Очистка сточных вод от мелкодисперсных примесей и маслопримесей методом флотации
- 10.2 Физико-химические методы очистки сточных вод (Очистка сточных вод от растворимых примесей).
- 10.3 Биологические методы очистки сточных вод
- Антропогенное воздействие на литосферу
- 11.2 Воздействия на горные породы и их массивы
- 11.3 Воздействия на недра
- 11.4 Защита литосферы
- Управление отходами. Переработка отходов
- 12.1 Стратегия обращения с отходами
- 12.2 Обращение с отходами в Российской Федерации
- 12.3 Переработка промышленных отходов.
- 13. Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование
- Нормативы качества окружающей среды.
- 13.2 Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды
- 13. 3. Нормативы использования природных ресурсов.
- 13. 4. Экологические стандарты
- 13. 5. Нормативы санитарных и защитных зон
- 14. Экологический мониторинг
- 14.1 Понятие экологического мониторинга. Классификация
- 14.2 Оценка фактического состояния окружающей среды
- Ориентировочная оценочная шкала опасности загрязнения почвы по суммарному показателю представлена в табл. 14.3.
- 15. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
- 15.1 Международные объекты охраны окружающей среды
- 15.2 Международные организации
- 15.3 Конференции и соглашения
- 15.4 Участие Росси в международном сотрудничестве
- 16 Экологическое право…………………………………
- 16.1. Источники экологического права
- 16.2. Государственные органы охраны окружающей природной среды
- 16.3. Экологическая стандартизация и паспортизация
- 16.4. Экологическая экспертиза
- 16.5. Понятие об экологическом риске
- 17 Экономика природопользования…………………..
- 17.1 Плата за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды
- 17.2 Оценка экологических ущербов