Добро и зло
Добро и Зло – базовые "единицы" морального сознания и категории этики, которые, строго говоря, нельзя определить в рамках самого "практического разума". Добро и зло как "нравственное" и "безнравственное" – основная бинарная оппозиция нравственности. "Делай добро и избегай зла" – вот моральная максима, рассчитанная на индивида, обладающего автономией воли. Зрелое моральное сознание не даёт списка "добрых" и "злых" поступков; что такое добро и зло, индивид должен решать сам. Вместе с тем в рамках философских систем и религиозных доктрин всегда существовали попытки определить "общую природу" добра и зла.
Одна из самых ранних попыток выявления природы добра и зла была осуществлёна в ранних религиозных системах Востока – зороастризме, митраизме, манихействе. Добро и зло в этих системах имеют субстанциональную природу, это два самостоятельных равноправных начала мира. 3ло, воплощённое в образе Аримана, отождествлялось с силами разрушения, добро (Ормузд) – с творческой, созидательной силой. Борьба этих двух начал определяет развитие мира. Добро и зло в данном случае онтологизируются, это сверхчеловеческие силы, составляющие дуальную основу мира.
В античной философии присутствуют и дополняют друг друга различные подходы к пониманию добра и зла. Один подход, восходящий к досократикам, предполагает понимание добра как согласия с космическим порядком, с целым; зло – отступление от мирового порядка. Так, Анаксимандр конечность, временность земного существования рассматривал как наказание за вину обособления от целого. Сходная позиция присутствует в восточных религиозно-философских системах. В одном из направлений китайской философии, даосизме, добро есть согласие с Дао – мировым путём; зло – отход от него. В конфуцианстве добро – сохранение мирового порядка в природе и социальной жизни, установленного Небом. В индийской философии добро – единение Брахмана и Атмана, абсолютное единство всеобщего и индивидуального. Философская система Платона даёт основания говорить о возникновении более дифференцированного подхода к проблеме добра и зла. Абсолютное Благо, верховный принцип существования внутренне раздельного, законченного, неподвижного мира идей и материя как косное, неструктурированное начало составляют вместе рамки проявления добра и зла, их онтологические основания. Собственно же добро и зло есть характеристики человеческого поведения, осуществляемого в согласии с этими принципами бытия. Добро, согласно этой теории, доступно не всем – лишь мудрецам, способным выявить эти запредельные основы мироустройства, созерцать с помощью ума мир идей.
Более узкое понятие – понятие добродетели; оно не выходит за рамки оценки человеком собственного места в социальном целом, границ своей "меры", своей социальной и профессиональной "ниши". В рамках такого подхода зло проявляет себя в эгоизме, противопоставленности интересам социального целого, в нарушении границ меры. Три "отрицательные" формы государства в социальной концепции Аристотеля (тирания, олигархия, демократия) и есть проявление зла как обособленности, партикуляризма стоящих у власти по отношению ко всему обществу. Добро и справедливость в данном подходе почти неразличимы.
Идея добра как социальной и душевной гармонии присутствует и в более поздних социально-философских и этических концепциях, добро окончательно сближается с социальной справедливостью в социальных утопиях (Бабёф, Мелье, Мабли, Морелли, Сен-Симон, Оуэн, Фурье и др.). Происходит своеобразная "деиндивидуализация" понятий "добро и зло". Добро и зло выступают в качестве оценок не столько отдельного человека, сколько общества в целом. Незыблемые онтологические основы различения добра и зла превращаются в меняющиеся характеристики социальной жизни. Сужение онтологической основы концепций добра и зла, сочетание социологизма с интеллектуализмом приводят к субъективизму в понимании добра и зла, к этическому конвенционализму, условному определению добра и зла в зависимости от социальной позиции и исторических условий.
Представители других точек зрения видят онтологическую основу различения добра и зла в степени соответствия поведения человека собственной природе. Такой "индивидуалистический натурализм", сведение добра к индивидуальной пользе был характерен для французских материалистов XVIII в. Концепцией, которая пыталась объединить обе версии, социологическую и натуралистическую, понимания добра и зла был утилитаризм Бентама И., вводивший иерархию уровней пользы.
В этической концепции Канта И. понимание добра и зла было отделено от онтологии и гносеологии, Кант постулировал их "безосновность", априорность в сфере "практического разума" – сфере индивидуальных выборов и решений. Одновременно Кант выдвинул требование всеобщности критериев добра и зла, их применимости к каждому без исключения и вне всяких условий; исключил "степени" добра.
Христианское понимание добра и зла предполагает, что зло не существуем как особое бытие, есть лишь злые существа (злые духи и злые люди). Бог есть добро и зло – это разрыв с Богом, разрыв с Богом – акт свободы. Человеческая природа оторвана вследствие первородного греха от прямой связи с Богом; искушение злом есть испытание, которое человек должен пройти, чтобы окрепнуть в своей преданности Богу. Свобода – это и путь отхода от Бога, и путь возвращения к Нему; свобода опосредует как добро, так и зло в жизни человека. Попытки превратить критерии добра и зла в "относительные", меняющиеся, избирательные оценки человеческого поведения разрушают оппозицию добра и зла, основную "размерность" человеческой жизни.
Интернет-источник
http://www.sunhome.ru/philosophy/11801/p2
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Задание 1. Дилеммы. Подумайте каким может быть выбор с точки зрения экологической этики?
1.Жизнь болезнетворных бактерий и жизнь человека. Что выбрать?
2.Жизнь животных и питание человека. Как установить этические рамки?
3.Жизнь животных и удовольствие человека от охоты?
4.Жизнь растений и эстетическое наслаждение человека, состаляющего букет из срезанных цветов?
5.Жизнь деревьев и постройка дома для человека. Как быть?
6.Жизнь любого существа и научное познание мира. Лишать жизни или нет во имя науки?
Вспомните свойства идеального человека. Может быть идеальный человек так живет, что дилемм подобного рода просто не существует в его мире?
Задание 2. Подумайте над абсолютностью относительностью понятий добра и зла. Приведите примеры, где эти категории проявляют свою относительность, а где абсолютность?
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Как Вы думаете в чем заключается этический парадокс добра и зла?
В чем суть этического выбора?
Как Вы думаете в чем заключается суть проблемы «добро-зло» в экологической этике?
Каковы критерии нравственной оценки по отношению к природе?
- Экологическая этика
- Содержание
- Предисловие
- Часть 1. Связь экологии, этики и
- Интернет-источник
- Этическая энциклопедия http://www.Ethicscenter.Ru/en/content/66.Htm
- А. А. Гусейнов
- Размышления о прикладной этике
- И. А. Ильиных Экологическая этика – синтетическая сфера знания, помогающая человеку установить гармоничные отношения с окружающим миром
- Проблемы, которые экологическая этика пытается решать
- В. В. Мантатов Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности
- Занятие 2 идеал экологической этики
- Э. В. Ильенков идеал
- И. А. Ильиных идеальный образ отношений «человек-природа»
- Занятие 3 добро и зло – базовые категории этики. Экологоэтические дилеммы
- Добро и зло
- Часть 2. Предпосылки возникновения и история развития идей экологической этики занятие 4 системный кризис цивилизации – результат мировоззренческого кризиса
- М. Лайтман кризис и его решение
- С. И. Сухонос кризис западного мировоззрения: человечество без будущего
- Занятие 5
- История экологической этики за рубежом
- Обзор различных направлений в экологической этике
- Этика дикой природы как радикальное направление экологической этики
- Экологическая этика в философских учениях различных эпох
- Т. Н. Павлова исторический характер этики и биоэтики
- Занятие 7 экологическая этика в религиозных воззрениях
- Т. Н. Павлова религии и животные
- Н. А. Содоноков язычество
- В. Коротенко, и. Домашов, е. Постнова, а. Кириленко экологическая этика или разговор об истоках
- Часть 3. На пути к новому типу отношений
- «Человек- природа»
- Занятие 8
- Физическое и духовное единсто мироздания
- И. А. Ильиных Идея единства мира как основа экологического мировоззрения
- К. А. Томилин вокруг трепещет пульс вселенной: а.Л.Чижевский
- Занятие 9 устройство и сущность человека, его неразрывное единство с мирозданием
- Рамачарака основы миросозерцания индийских йогов
- Шри Ауробиндо человек
- Занятие 10 сознание человека и других существ
- Понятие сознания в психологии
- Сознание с точки зрения физики
- И. А. Ильиных сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность
- В. Лермонтов сила поющего сердца. Сокровенные истории
- Г. С. Белимов сознание в живой природе и экологическая этика
- М. Ришар францизск ассизский и волк
- Проявление сознания в растениях
- Немецкие учёные исследуют память и сознание растений
- В. Н. Пушкин цветок, отзовись!
- Д. Андреев роза мира
- Занятие 11 ощущения и чувства
- И. А. Ильиных ощущения и чувства
- А. Меркулов органы чувств в растительном царстве
- «Моя душа и душа цветов»
- «Внутреннее пространство звука»
- Кэрролл Ли четыре признака чистой любви
- Н. О. Лосский условия абсолютного добра
- Рамта белая книга
- Салара как жить большой жизнью на маленькой планете: путеводитель по незримому
- И. А. Ильиных эстетический аспект экологической этики
- «Мир Высших чувств»
- Занятие 13 эволюция экологического сознания
- И. А. Ильиных сущность и типы экологического сознания
- Т. Н. Павлова история возникновения мировоззрения, оправдывающего потребительское отношение человека к природе
- Альтернативные эколого-этические концепции
- С. Д. Дерябо Экологическое сознание
- Занятие 14
- В. Е. Борейко внутренняя и идеальные ценности дикой природы Пpиpодоохpанные мотивации
- В. Е. Борейко дикая природа: любите или не приближайтесь Охрана природы как культурное делание и религиозный опыт
- Что такое дикая природа?
- Священные рощи как пример благоговейного отношения к дикой природе
- Идея дикой природы в культурной и научной традиции России
- Охрана дикой природы с позиций мировых религий
- Религия природоохраны
- Права дикой природы
- Природоохранная эстетика
- Непрагматические мотивы и принципы охраны дикой природы
- Современная идея дикой природы
- Занятие 15 на пути к новому экологическому сознанию, мировоззрению и мироустройству
- И. А. Ильиных на пути к новому экологическому мировоззрению
- О. Леопольд
- Календарь песчаного графства
- (Конспект Поющего Ветра)
- Проблемы новой этики
- Отношения с дикой природой
- И. А. Ильиных связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я - это ты»
- А. В. Иванов, и. В. Фотиева, м. Ю. Шишин сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации
- Учебное пособие
- Экологическая этика
- Автор-составитель –
- Ирина Алексеевна Ильиных