И. А. Ильиных на пути к новому экологическому мировоззрению
Мировоззрение, рассматривающее человека как существо единственно ценное в мире и поэтому все подчинено ему и является средством для удовлетворения его потребностей, является доминирующим в сознании большинства людей. Существуя на протяжении многих веков оно создало множество проблем различного рода и, наконец, совсем изжило себя. Более того, человек, видящий мир таким образом причиняет вред себе и окружающему миру.
Но источник всех бед человечества даже не в том, что оно определило себе статус венца творения, причислило себя к высшей касте и пребывает в своеобразной гордыне. Допустим, что это действительно так и есть, но поведение человека даже отдаленно не схоже с поведением высшего существа, мудро обращающего с существами низшего уровня развития. Причина находится в самой психической организации человека – в неспособности человека видеть мир целостно. Поэтому всегда имеет место некоторая степень ограниченности сознания и в соответствии с этим возникают определенного рода последствия. Можно сказать, что человек поступает определенным образом, исходя из степени ограниченности мировоззрения.
Если принять это утверждение, то можно пойти дальше, развивая мысль в этом направлении. Так, антропоцентрическое мировоззрение – это этап развития человеческого сознания и сейчас нужно найти новый способ видения мира, новое положение сознания, благодаря которому мы будем видеть мир по-другому, по-новому, оказаться в таком положении, чтобы воспринимать мир как целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частиц и в соответствии с новым видением поступать. И нам откроется совершенно новое понимание и восприятие мира.
На смену антропоцентрическому мировоззрению пришло мировоззрение космоцентрическое. В основу такого взгляда на мир положено утверждение, что мир пронизывает единая субстанция, которая содержится и в элементарной частице, и в молекуле, и в растении, и в человеке, и в галактике и во вселенной… Эта субстанция является основой всего существующего в мире и даже всего того, что еще не существует. Космоцентрическое мировоззрение первое место отводит идее равенства и единства всего, что существует во Вселенной и человек имеет такую же ценность как растение или простой камень у дороги. Все, что существует ни лучше и ни хуже человека, ни выше и ни ниже… «Если в листке, комке глины, камне, металле жизнь и ум неактивны, то не потому, что их нет, а потому что они еще не выдвинуты на передний план, еще не организованы для действия» – говорится в священной книге Упанишады (Шри Ауробиндо, 1997).
Взгляд на мир с таких позиций можно найти как в восточной, так и в западной философской мысли. Так, например, древнегреческий философ Анаксимандр полагал, что первоначалом, тем, что лежит в основе всего сущего, является апейрон – некое бесконечное, безграничное и неисчерпаемое материальное образование. Мир, согласно мировоззрению Гераклита Эфесского, характеризуется внутренним единством. Его первоначальной основой, сущностью является логос, который есть мудрое само по себе и одновременно огонь. Космос не создан ни богом, ни человеком, он «был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» (Материалисты Древней Греции, 1955; Лукреций, 1947). Как бы ни понимать логос с философской и естественнонаучной точек зрения, бесспорно то, что он представляет собой единую и единственную основу Вселенной, принцип, закон, объясняющий многообразие мира. Логос придает действительности соразмерность, разумный смысл, логос является одновременно критерием оценки и высшим. Но человек в своем развитии отделяется от единого и потом сам страдает от этого (Гусейнов, Иррлитц, 1987) .
На востоке древние знания о единстве и целостности мира лучше сохранились, потому что являлись основанием для личного развития человека и развития целых цивилизаций, поэтому космоцентрическое мировоззрение больше вдохновляется восточной мудростью. Традиционную индийско-буддийскую модель мира можно представить чистым кругом, нулем-шуньей: белое и есть черное, и есть сансара, сансара и есть нирвана — все недвойственно (япон. — фуни). «Это есть то» или «ты есть то» — говорится в Упанишадах. Небо в тебе и нужно лишь очнуться, очистив сознание, и достигнешь состояния Будды. Согласно буддийско-даосско-конфуцианскому взгляду на мироустройство в центре стоит закон Бытия – Дао – и развитие всего осуществляется за счет естественного движения вездесущей энергии ци, ее самоочищения, то есть взгляд обращен к энергетическому состоянию мира, где постоянно взаимодействуют светлое, динамичное ян и темное, пассивное инь. Взаимодействуют на всех уровнях, от клетки до галактики. Эта модель предусматривает движение по восходящей, смену фаз преобладающего типа энергии. Как сказано в древнем комментарии к Ицзину («Книге Перемен»), «одно инь, одно ян и есть Дао. Следуя этому, идут к Добру». Притом это не то добро, которое противостоит злу, а Добро абсолютное, всеобщее, совершенное Бытие (Григорьева).
Для формирования нового мировоззрения можно использовать опыт взаимодействия человека с миром, родившийся у язычников. Они считают, что каждая часть природы, живая или неживая, обладает сознанием и душой. Некоторые, например, отождествляют божество с природными объектами и процессами. Для людей этих убеждений природа была и является священной. Что позволяло относиться к ней с уважением, трепетом и благоговением. Люди считали природу своим другом, братом, с которым можно иметь личностные отношения.
Современная наука тоже вносит свой вклад в становление и развитие нового мировоззрения. Ученые все чаще и чаще приходят к выводу, что материальная Вселенная была целенаправленно создана разумом – через Слово – Информацию – Логос, что все естественное было создано сверхъестественным. А так как сверхъественный Бог разумен, обладает силой и действует в соответствии с планом, то такими же качествами обладает и созданная Им Вселенная. И не случайно на всех уровнях Космоса – на субатомном и на уровне атома, на органическом и неорганическом, на уровне животных и человека, на уровне Луны, Земли, Солнца, звезд и галактик – наблюдается поразительная упорядоченность и рациональность, объяснением которой может служить лишь намеренный и творческий акт, т.е. разум прежде материи, Бог прежде человека, план и замысел прежде творения. Факты упрямо говорят, что мир, неотъемлемой частью которого является и наше сознание, устроен более тонко, красиво и продуманно, чем это может показаться на первый взгляд (Тихоплав, Тихоплав, 2003).
Таким образом, даже краткий взгляд на опыт постижения мироустройства с некоторых позиций дает право нам полагать, что формирование мировоззрения основанного на приятии идеи (к тому же наука тоже накапливает факты, подтверждающие реальность ее) о единстве и целостности всего мироздания может быть совершенным фундаментом для гармоничного развития каждого отдельного человека и всего человечества в целом.
Литература
Григорьева Т.П. Инская фаза эволюции. www: Delphis. roerich. com. / List_alph.
Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. –М.: Мысль, 1987.
Лукреций. О природе вещей: В 2 ч. – М., 1947.
Материалисты Древней Греции: собр. текстов Демокрита, Гераклита, Эпикура. –М., 1955.
Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Кардинальный поворот. – СПб.: ИД «Весь», 2003.
Шри Ауробиндо. Упанишады. Кена и другие. – СПб.: «Адити», 1997.
- Экологическая этика
- Содержание
- Предисловие
- Часть 1. Связь экологии, этики и
- Интернет-источник
- Этическая энциклопедия http://www.Ethicscenter.Ru/en/content/66.Htm
- А. А. Гусейнов
- Размышления о прикладной этике
- И. А. Ильиных Экологическая этика – синтетическая сфера знания, помогающая человеку установить гармоничные отношения с окружающим миром
- Проблемы, которые экологическая этика пытается решать
- В. В. Мантатов Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности
- Занятие 2 идеал экологической этики
- Э. В. Ильенков идеал
- И. А. Ильиных идеальный образ отношений «человек-природа»
- Занятие 3 добро и зло – базовые категории этики. Экологоэтические дилеммы
- Добро и зло
- Часть 2. Предпосылки возникновения и история развития идей экологической этики занятие 4 системный кризис цивилизации – результат мировоззренческого кризиса
- М. Лайтман кризис и его решение
- С. И. Сухонос кризис западного мировоззрения: человечество без будущего
- Занятие 5
- История экологической этики за рубежом
- Обзор различных направлений в экологической этике
- Этика дикой природы как радикальное направление экологической этики
- Экологическая этика в философских учениях различных эпох
- Т. Н. Павлова исторический характер этики и биоэтики
- Занятие 7 экологическая этика в религиозных воззрениях
- Т. Н. Павлова религии и животные
- Н. А. Содоноков язычество
- В. Коротенко, и. Домашов, е. Постнова, а. Кириленко экологическая этика или разговор об истоках
- Часть 3. На пути к новому типу отношений
- «Человек- природа»
- Занятие 8
- Физическое и духовное единсто мироздания
- И. А. Ильиных Идея единства мира как основа экологического мировоззрения
- К. А. Томилин вокруг трепещет пульс вселенной: а.Л.Чижевский
- Занятие 9 устройство и сущность человека, его неразрывное единство с мирозданием
- Рамачарака основы миросозерцания индийских йогов
- Шри Ауробиндо человек
- Занятие 10 сознание человека и других существ
- Понятие сознания в психологии
- Сознание с точки зрения физики
- И. А. Ильиных сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность
- В. Лермонтов сила поющего сердца. Сокровенные истории
- Г. С. Белимов сознание в живой природе и экологическая этика
- М. Ришар францизск ассизский и волк
- Проявление сознания в растениях
- Немецкие учёные исследуют память и сознание растений
- В. Н. Пушкин цветок, отзовись!
- Д. Андреев роза мира
- Занятие 11 ощущения и чувства
- И. А. Ильиных ощущения и чувства
- А. Меркулов органы чувств в растительном царстве
- «Моя душа и душа цветов»
- «Внутреннее пространство звука»
- Кэрролл Ли четыре признака чистой любви
- Н. О. Лосский условия абсолютного добра
- Рамта белая книга
- Салара как жить большой жизнью на маленькой планете: путеводитель по незримому
- И. А. Ильиных эстетический аспект экологической этики
- «Мир Высших чувств»
- Занятие 13 эволюция экологического сознания
- И. А. Ильиных сущность и типы экологического сознания
- Т. Н. Павлова история возникновения мировоззрения, оправдывающего потребительское отношение человека к природе
- Альтернативные эколого-этические концепции
- С. Д. Дерябо Экологическое сознание
- Занятие 14
- В. Е. Борейко внутренняя и идеальные ценности дикой природы Пpиpодоохpанные мотивации
- В. Е. Борейко дикая природа: любите или не приближайтесь Охрана природы как культурное делание и религиозный опыт
- Что такое дикая природа?
- Священные рощи как пример благоговейного отношения к дикой природе
- Идея дикой природы в культурной и научной традиции России
- Охрана дикой природы с позиций мировых религий
- Религия природоохраны
- Права дикой природы
- Природоохранная эстетика
- Непрагматические мотивы и принципы охраны дикой природы
- Современная идея дикой природы
- Занятие 15 на пути к новому экологическому сознанию, мировоззрению и мироустройству
- И. А. Ильиных на пути к новому экологическому мировоззрению
- О. Леопольд
- Календарь песчаного графства
- (Конспект Поющего Ветра)
- Проблемы новой этики
- Отношения с дикой природой
- И. А. Ильиных связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я - это ты»
- А. В. Иванов, и. В. Фотиева, м. Ю. Шишин сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации
- Учебное пособие
- Экологическая этика
- Автор-составитель –
- Ирина Алексеевна Ильиных