Занятие 14
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ.
ПРИРОДООХРАННАЯ ЭТИКА
Цель работы – найти и осознать основания для того, чтобы относиться к природе как обладающей собственной ценностью, возможно, независимой от человека.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
И.А. Ильиных
ОСНОВАНИЯ АБСОЛЮТНОЙ ЦЕННОСТИ ПРИРОДЫ
Пусть все существа повсюду
Пребывают в благополучии и мире;
…
Пусть все эти существа
Будут ограждены твоими мыслями, –
Твоей всеохватывающей любовью
Ко вселенной – …
«Сутта-нипата» (собрание текстов буддийского канона).
Абсолютное – это безусловное начало, мыслимое в единстве и всеобщности. Абсолютное – это нечто непреходящее, вечное, устойчивое в своей истинности, правильное для всех и каждого, возвышенное, идеальное… Поиск абсолютной истины, абсолютного добра, абсолютной любви, абсолютных ценностей и тому подобных категорий для некоторых людей становится смыслом жизни и деятельности. Когда человек выходит на этот уровень осознания себя и окружающего мира, он неизбежно рано или поздно включит в сферу своих поисков абсолютного и окружающую его природу.
Человек является плотью и кровью природы. Он проявляется в плотном мире в качестве одной из многочисленных ипостасей природы. Но погружен он в иллюзию отделенности и страдает от этого сам и причиняет страдание другим живым существам. Даже если человек хотел бы обрести только свое личное счастье, то уже можно было бы говорить о необходимости приобретения особого взгляда на природу (в данном контексте слово «природа» будет употребляться в смысле, включающем в себя мир растений, животных и других живых существ, жизнь которых изучает биология), отличающегося от взгляда ученого. А такой взгляд открывается изнутри – из сердца. Из сердца, через сердце и посредством сердца происходит прямое взаимодействие человека с другими людьми и с миром других живых существ.
Если сердце человека закрыто для того, чтобы принять и полюбить мир природы и строить отношения с ним так, как мы бы это делали с другом или братом, то тогда можно поискать основания для этого в источниках религиозной мудрости. Например, очень важное место отношениям человека друг с другом и природой уделяет буддизм.
Буддизм является удивительным мировоззрением, которое воспринимает мир с точки зрения абсолютного и согласно которому все существа равны между собой уже по одному только факту своего появления в этом материальном мире – на Земле, во Вселенной.
В традиции Махаяны (буквально «Великий путь», одно из главных направлений буддизма) принято медитировать (размышлять), помимо всего прочего, над темой всеобщего единства, ибо в бесконечном цикле перерождений не могло случиться так, чтобы лишь какое-то одно живое существо было нашей матерью, отцом, мужем или другим родственником. А это ломает наши представления о родовых различиях между людьми и другими живыми существами. Иными словами, феномен реинкарнации не позволяет нам думать о других существах как о низших формах жизни, отделенных от нас. Следовательно, любая жизнь оказывается священной и неприкосновенной [1].
«Буддийская декларация природы» [2] даже в способности чувствовать уравнивает человека и живые существа: «Если животные не в состоянии передать, что они страдают, то это не означает, что они нечувствительны или безразличны к боли и страданию. В этом смысле их положение мало чем отличается от положения человека, у которого расстроена речь… Мы видим поразительное сходство между истреблением диких животных ради забавы и уничтожением невинного человеческого существа по прихоти более могущественного человека… Право на жизнь мы рассматриваем как свое неоспоримое право. Но будучи нашими соседями по этой планете, другие виды тоже имеют право на жизнь».
Таким образом, в системе подобных воззрений человек не отделен от природы, а коренным образом неразрывно связан с каждым существом невидимой нитью жизни. Главным аргументом в пользу абсолютной ценности природы является сам факт жизни любого существа, т.е. сама жизнь обладает абсолютной ценностью. Может быть, одной из важнейших задач, стоящих перед человечеством сейчас является задача – научиться чувствовать и осознавать самоценность природы.
Литература
1. Эррикер К. Буддизм – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С.200.
2. Buddhist Declaration of Nature. Assisi, 29 September 1986. Цитируется по Эррикер К. Буддизм – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. – С.194.
3. Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Начало начал. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2003. – 288 с.
- Экологическая этика
- Содержание
- Предисловие
- Часть 1. Связь экологии, этики и
- Интернет-источник
- Этическая энциклопедия http://www.Ethicscenter.Ru/en/content/66.Htm
- А. А. Гусейнов
- Размышления о прикладной этике
- И. А. Ильиных Экологическая этика – синтетическая сфера знания, помогающая человеку установить гармоничные отношения с окружающим миром
- Проблемы, которые экологическая этика пытается решать
- В. В. Мантатов Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности
- Занятие 2 идеал экологической этики
- Э. В. Ильенков идеал
- И. А. Ильиных идеальный образ отношений «человек-природа»
- Занятие 3 добро и зло – базовые категории этики. Экологоэтические дилеммы
- Добро и зло
- Часть 2. Предпосылки возникновения и история развития идей экологической этики занятие 4 системный кризис цивилизации – результат мировоззренческого кризиса
- М. Лайтман кризис и его решение
- С. И. Сухонос кризис западного мировоззрения: человечество без будущего
- Занятие 5
- История экологической этики за рубежом
- Обзор различных направлений в экологической этике
- Этика дикой природы как радикальное направление экологической этики
- Экологическая этика в философских учениях различных эпох
- Т. Н. Павлова исторический характер этики и биоэтики
- Занятие 7 экологическая этика в религиозных воззрениях
- Т. Н. Павлова религии и животные
- Н. А. Содоноков язычество
- В. Коротенко, и. Домашов, е. Постнова, а. Кириленко экологическая этика или разговор об истоках
- Часть 3. На пути к новому типу отношений
- «Человек- природа»
- Занятие 8
- Физическое и духовное единсто мироздания
- И. А. Ильиных Идея единства мира как основа экологического мировоззрения
- К. А. Томилин вокруг трепещет пульс вселенной: а.Л.Чижевский
- Занятие 9 устройство и сущность человека, его неразрывное единство с мирозданием
- Рамачарака основы миросозерцания индийских йогов
- Шри Ауробиндо человек
- Занятие 10 сознание человека и других существ
- Понятие сознания в психологии
- Сознание с точки зрения физики
- И. А. Ильиных сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность
- В. Лермонтов сила поющего сердца. Сокровенные истории
- Г. С. Белимов сознание в живой природе и экологическая этика
- М. Ришар францизск ассизский и волк
- Проявление сознания в растениях
- Немецкие учёные исследуют память и сознание растений
- В. Н. Пушкин цветок, отзовись!
- Д. Андреев роза мира
- Занятие 11 ощущения и чувства
- И. А. Ильиных ощущения и чувства
- А. Меркулов органы чувств в растительном царстве
- «Моя душа и душа цветов»
- «Внутреннее пространство звука»
- Кэрролл Ли четыре признака чистой любви
- Н. О. Лосский условия абсолютного добра
- Рамта белая книга
- Салара как жить большой жизнью на маленькой планете: путеводитель по незримому
- И. А. Ильиных эстетический аспект экологической этики
- «Мир Высших чувств»
- Занятие 13 эволюция экологического сознания
- И. А. Ильиных сущность и типы экологического сознания
- Т. Н. Павлова история возникновения мировоззрения, оправдывающего потребительское отношение человека к природе
- Альтернативные эколого-этические концепции
- С. Д. Дерябо Экологическое сознание
- Занятие 14
- В. Е. Борейко внутренняя и идеальные ценности дикой природы Пpиpодоохpанные мотивации
- В. Е. Борейко дикая природа: любите или не приближайтесь Охрана природы как культурное делание и религиозный опыт
- Что такое дикая природа?
- Священные рощи как пример благоговейного отношения к дикой природе
- Идея дикой природы в культурной и научной традиции России
- Охрана дикой природы с позиций мировых религий
- Религия природоохраны
- Права дикой природы
- Природоохранная эстетика
- Непрагматические мотивы и принципы охраны дикой природы
- Современная идея дикой природы
- Занятие 15 на пути к новому экологическому сознанию, мировоззрению и мироустройству
- И. А. Ильиных на пути к новому экологическому мировоззрению
- О. Леопольд
- Календарь песчаного графства
- (Конспект Поющего Ветра)
- Проблемы новой этики
- Отношения с дикой природой
- И. А. Ильиных связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я - это ты»
- А. В. Иванов, и. В. Фотиева, м. Ю. Шишин сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации
- Учебное пособие
- Экологическая этика
- Автор-составитель –
- Ирина Алексеевна Ильиных