logo
Экологическая этика опубликован

Н. А. Содоноков язычество

(отрывок)

Алтайцы очень тесно связаны с природой и природу почитают как живого человека. Повседневная жизнь человека была непосредственно связана с древними анималистическими религиозными верованиями, одухотворяющими предметы и явления, наделяющие их сверхъестественной силой, а также свойствами, присущими человеку. У алтайцев в древности не было целенаправленного экологического воспитания, писаных законов и правил о поведении и взаимоотношениях людей и природы, тем не менее, жизнь алтайца-скотовода, охотника, кочевника была подчинена общепринятым нормам морали, регламентирующим отношение человека и природы. Существовал целый кодекс морально-этических указаний, поучений, как любить родную землю и жить в согласии с окружающей природой, соблюдать вековые традиции бережного и уважительного отношения к природному миру. Поэтому алтайцы свято соблюдали обычаи, где многое связывалось соблюдением множества запретов, магических средств, касающихся экологии.

По мнению алтайцев, вся живая природа, как и человек, растет, живет и умирает. Потому они считали, что к природе нужно относиться очень бережно и никогда без надобности не позволяли ломать веток, срывать цветы и т.д. Алтайцы говорили, что деревья подобны людям, когда их ударяют топором или пилят, то они плачут и стонут. Особенно запрещалось срубать молодые деревья, т.к. они подобны маленьким детям, и губить их было грешно. Каждый алтайский род имеет свое священное дерево, почитает его и никогда не должен его рубить. При рубке дерева алтайцы всегда поклоняются Алтаю, угощают хозяина Алтая, повязывают священную ленту и произносят слова-благопожелания.

С повышением уровня экологических знаний школьников и под влиянием разъяснений учителя отрицательные эмоции перерастают в чувства возмущения, негодования по поводу экологически безграмотного и безответственного поведения, формируется потребность в активной, действенной защите природы.

Экологическое воспитание есть своеобразный синтез нравственного и интеллектуального, трудового и эстетического воспитания личности, проявляющийся в ее отношении окружающей природной среде. По словам М. Г. Тайчинова, «экологическая культура и экологическое воспитание были самой сутью народной педагогики» [4, 18].

Ведя разговор с учащимися по поводу безразличия, жестокости по отношению к живой природе, можно привести в пример этнопедагогические запреты (табу), например, нельзя разрушать муравейник. Человек, разрушивший муравейник будет лишен потомства, семейного счастья. Или, за нарушение правил охоты (отстрел беременной или с детенышем самки, где после смерти матери от голода погибает и детеныш) карается хозяином Алтая, при этом кара настигает не только самого охотника, но и детей (рождением больных, слепых, немых детей).

В общении с учащимися нужно стараться пробудить чувство жалости к живому существу, прибегать к приемам, которые способствуют выработке у ребят негативного отношения с подобным действиям.

Литературный источник

Содоноков Н.А. Этнопедагогический аспект экологического воспитания учащихся // Геоэкология Алтае-Саянской горной страны. – Горно-Алтайск. – Вып. 4. – С.335- 338.