Н. А. Содоноков язычество
(отрывок)
Алтайцы очень тесно связаны с природой и природу почитают как живого человека. Повседневная жизнь человека была непосредственно связана с древними анималистическими религиозными верованиями, одухотворяющими предметы и явления, наделяющие их сверхъестественной силой, а также свойствами, присущими человеку. У алтайцев в древности не было целенаправленного экологического воспитания, писаных законов и правил о поведении и взаимоотношениях людей и природы, тем не менее, жизнь алтайца-скотовода, охотника, кочевника была подчинена общепринятым нормам морали, регламентирующим отношение человека и природы. Существовал целый кодекс морально-этических указаний, поучений, как любить родную землю и жить в согласии с окружающей природой, соблюдать вековые традиции бережного и уважительного отношения к природному миру. Поэтому алтайцы свято соблюдали обычаи, где многое связывалось соблюдением множества запретов, магических средств, касающихся экологии.
По мнению алтайцев, вся живая природа, как и человек, растет, живет и умирает. Потому они считали, что к природе нужно относиться очень бережно и никогда без надобности не позволяли ломать веток, срывать цветы и т.д. Алтайцы говорили, что деревья подобны людям, когда их ударяют топором или пилят, то они плачут и стонут. Особенно запрещалось срубать молодые деревья, т.к. они подобны маленьким детям, и губить их было грешно. Каждый алтайский род имеет свое священное дерево, почитает его и никогда не должен его рубить. При рубке дерева алтайцы всегда поклоняются Алтаю, угощают хозяина Алтая, повязывают священную ленту и произносят слова-благопожелания.
С повышением уровня экологических знаний школьников и под влиянием разъяснений учителя отрицательные эмоции перерастают в чувства возмущения, негодования по поводу экологически безграмотного и безответственного поведения, формируется потребность в активной, действенной защите природы.
Экологическое воспитание есть своеобразный синтез нравственного и интеллектуального, трудового и эстетического воспитания личности, проявляющийся в ее отношении окружающей природной среде. По словам М. Г. Тайчинова, «экологическая культура и экологическое воспитание были самой сутью народной педагогики» [4, 18].
Ведя разговор с учащимися по поводу безразличия, жестокости по отношению к живой природе, можно привести в пример этнопедагогические запреты (табу), например, нельзя разрушать муравейник. Человек, разрушивший муравейник будет лишен потомства, семейного счастья. Или, за нарушение правил охоты (отстрел беременной или с детенышем самки, где после смерти матери от голода погибает и детеныш) карается хозяином Алтая, при этом кара настигает не только самого охотника, но и детей (рождением больных, слепых, немых детей).
В общении с учащимися нужно стараться пробудить чувство жалости к живому существу, прибегать к приемам, которые способствуют выработке у ребят негативного отношения с подобным действиям.
Литературный источник
Содоноков Н.А. Этнопедагогический аспект экологического воспитания учащихся // Геоэкология Алтае-Саянской горной страны. – Горно-Алтайск. – Вып. 4. – С.335- 338.
- Экологическая этика
- Содержание
- Предисловие
- Часть 1. Связь экологии, этики и
- Интернет-источник
- Этическая энциклопедия http://www.Ethicscenter.Ru/en/content/66.Htm
- А. А. Гусейнов
- Размышления о прикладной этике
- И. А. Ильиных Экологическая этика – синтетическая сфера знания, помогающая человеку установить гармоничные отношения с окружающим миром
- Проблемы, которые экологическая этика пытается решать
- В. В. Мантатов Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности
- Занятие 2 идеал экологической этики
- Э. В. Ильенков идеал
- И. А. Ильиных идеальный образ отношений «человек-природа»
- Занятие 3 добро и зло – базовые категории этики. Экологоэтические дилеммы
- Добро и зло
- Часть 2. Предпосылки возникновения и история развития идей экологической этики занятие 4 системный кризис цивилизации – результат мировоззренческого кризиса
- М. Лайтман кризис и его решение
- С. И. Сухонос кризис западного мировоззрения: человечество без будущего
- Занятие 5
- История экологической этики за рубежом
- Обзор различных направлений в экологической этике
- Этика дикой природы как радикальное направление экологической этики
- Экологическая этика в философских учениях различных эпох
- Т. Н. Павлова исторический характер этики и биоэтики
- Занятие 7 экологическая этика в религиозных воззрениях
- Т. Н. Павлова религии и животные
- Н. А. Содоноков язычество
- В. Коротенко, и. Домашов, е. Постнова, а. Кириленко экологическая этика или разговор об истоках
- Часть 3. На пути к новому типу отношений
- «Человек- природа»
- Занятие 8
- Физическое и духовное единсто мироздания
- И. А. Ильиных Идея единства мира как основа экологического мировоззрения
- К. А. Томилин вокруг трепещет пульс вселенной: а.Л.Чижевский
- Занятие 9 устройство и сущность человека, его неразрывное единство с мирозданием
- Рамачарака основы миросозерцания индийских йогов
- Шри Ауробиндо человек
- Занятие 10 сознание человека и других существ
- Понятие сознания в психологии
- Сознание с точки зрения физики
- И. А. Ильиных сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность
- В. Лермонтов сила поющего сердца. Сокровенные истории
- Г. С. Белимов сознание в живой природе и экологическая этика
- М. Ришар францизск ассизский и волк
- Проявление сознания в растениях
- Немецкие учёные исследуют память и сознание растений
- В. Н. Пушкин цветок, отзовись!
- Д. Андреев роза мира
- Занятие 11 ощущения и чувства
- И. А. Ильиных ощущения и чувства
- А. Меркулов органы чувств в растительном царстве
- «Моя душа и душа цветов»
- «Внутреннее пространство звука»
- Кэрролл Ли четыре признака чистой любви
- Н. О. Лосский условия абсолютного добра
- Рамта белая книга
- Салара как жить большой жизнью на маленькой планете: путеводитель по незримому
- И. А. Ильиных эстетический аспект экологической этики
- «Мир Высших чувств»
- Занятие 13 эволюция экологического сознания
- И. А. Ильиных сущность и типы экологического сознания
- Т. Н. Павлова история возникновения мировоззрения, оправдывающего потребительское отношение человека к природе
- Альтернативные эколого-этические концепции
- С. Д. Дерябо Экологическое сознание
- Занятие 14
- В. Е. Борейко внутренняя и идеальные ценности дикой природы Пpиpодоохpанные мотивации
- В. Е. Борейко дикая природа: любите или не приближайтесь Охрана природы как культурное делание и религиозный опыт
- Что такое дикая природа?
- Священные рощи как пример благоговейного отношения к дикой природе
- Идея дикой природы в культурной и научной традиции России
- Охрана дикой природы с позиций мировых религий
- Религия природоохраны
- Права дикой природы
- Природоохранная эстетика
- Непрагматические мотивы и принципы охраны дикой природы
- Современная идея дикой природы
- Занятие 15 на пути к новому экологическому сознанию, мировоззрению и мироустройству
- И. А. Ильиных на пути к новому экологическому мировоззрению
- О. Леопольд
- Календарь песчаного графства
- (Конспект Поющего Ветра)
- Проблемы новой этики
- Отношения с дикой природой
- И. А. Ильиных связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я - это ты»
- А. В. Иванов, и. В. Фотиева, м. Ю. Шишин сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации
- Учебное пособие
- Экологическая этика
- Автор-составитель –
- Ирина Алексеевна Ильиных