Рамачарака основы миросозерцания индийских йогов
(отрывок)
По мысли Рамачараки, человек не только имеет тело и душу, но он есть еще и дух, обладающий душой, которая проявляет себя в нескольких формах — "проводниках сознания". Эти проводники состоят из материи разной плотности. Физическое наше тело — низшая форма проявления человека, низший проводник. Разные проводники служат для проявления сознания на различных плоскостях: на "физической плоскости", в "астральной плоскости" и т.д. Действительное Я есть чистый дух, искра божественного огня. Дух этот заключен как бы в несколько оболочек, которые препятствуют его полному и свободному выражению. По мере того, как человек повышается в своем развитии, его сознание переходит из низших плоскостей в высшие, и он все более и более сознает свою высокую природу. Дух заключает в себе все возможности, и по мере того, как человек развивается, в нем возникают новые силы, проявляются новые качества.
Человек может проявляться в семи плоскостях. Первые пять плоскостей, согласно Рамачараке, пройдены многими, шестая — немногими, седьмая же не достигнута практически никем из принадлежащих к человеческой расе. Семь же основных начал человека, как они определяются философией йогов, следующие: 1. Физическое тело. 2. Астральное тело. 3. Прана, или Жизненная Сила. 4. Инстинктивный ум. 5. Интеллект (разум, рассудок). 6. Духовный ум (духовность, способность прозрения, интуитивный ум). 7. Дух.
Физическое тело. Оно стоит ниже всех в ряду и является самой грубой частью существа человека, это необходимое начало для роста человека в настоящей стадии его развития. Долг каждого развитого человека — доводить свое тело до самой высокой степени совершенства для того, чтобы оно могло ему служить с наибольшей пользой. Забота о теле под разумным контролем мысли есть важная отрасль философии йогов, известная под именем "хатха-йога". Философия йогов учит, что физическое тело состоит из клеточек, из которых каждая заключает в себе "маленькую жизнь", контролирующую действия клеточки. Эти "маленькие жизни" суть в действительности частицы умственной стихии известного напряжения, делающие клеточки способными к их работе. Эти частицы разумной мысли подчинены, конечно, контролю центрального разума человека и послушно выполняют приказы, посылаемые им высшими центрами. Залечивание ран, передвижения клеточек в теле туда, где они больше всего нужны, — все это для ученика йогов составляет проявления внутриатомной "жизни". Когда наступает смерть для физического тела, клеточки отделяются друг от друга, их общая деятельность прекращается, — наступает то, что называется разложением. Сила, скреплявшая в одно целое все эти клеточки, освобождается и образует новые комбинации. Одни клеточки, в свою очередь распадаясь на свои составные элементы, уходят по соседству в тела растений и могут снова оказаться в теле животного, другие остаются в глубине почвы, но жизнь атома — постоянное и беспрестанное изменение.
Астральное тело. Согласно Рамачараке, таковое было известно людям во все времена и являлось источником многих суеверий вследствие недостаточных сведений об его природе. Оно называлось "эфирным" телом, "флюидным телом", "двойником" и т.п. Оно состоит из материи несравнимо более тонкой, чем та, из которой состоит наше физическое тело, но тем не менее все-таки — из материи. Астральное тело есть оригинал, по которому строится физическое тело и при известных обстоятельствах может быть от него отделено. Намеренное разделение их представляет обыкновенно значительную трудность, но у людей, по мысли Рамачараки, владеющих своей психикой, астральное тело может как бы отделяться от физического тела и сознания, может действовать и получать впечатления без посредства физического тела и его органов. После смерти человека его астральное тело продолжает существовать. В этих случаях "душа", т.е. группа высших начал человека, живет в астральном теле. Но потом душа уходит и из астрального тела. Астральная оболочка, оставленная ушедшей душой, в таких случаях есть не что иное, как бездушный труп, только из вещества более тонкого, чем тело физическое. В нем нет ни жизни, ни разума. Это оболочка и больше ничего. Такое астральное тело иногда может быть вызвано силой горячего желания близких, и тогда оно проявляется перед родными и знакомыми, связанными с умирающим тесной симпатией. Привычный и развитой оккультист способен сознательно выделить свое астральное тело и сделать его видимым по своему желанию, но такая сила редка и приобретается лишь долгим упражнением. Ясновидящие "видят", как отделяется астральное тело человека от физического, когда приближается час смерти. Им кажется тогда, что оно реет над физическим телом, как его двойник, соединенный с ним тонкой нитью.
Прана, или Жизненная Сила. Эта жизненная сила, согласно Рамачараке, присутствует во всех формах жизни: от амебы до человека — от самой первичной формы растения до самой высшей формы животного царства. Прана проникает повсюду. Она находится во всем, что "живет", а так как оккультная философия учит, что жизнь присутствует во всех вещах — в каждом атоме, — и что кажущееся отсутствие жизни есть лишь слабое проявление ее, то прана есть везде и во всем. Прана не есть Я человека, она есть лишь та мировая энергия, часть которой употреблена нашим Я для своего вещественного проявления. Когда Я уходит из физического тела при его смерти, прана, освобождаясь из-под действия Я, повинуется лишь приказам отдельных атомов или их групп, составлявших раньше физическое тело, а так как физическое тело разлагается на свои составные части, то каждый атом удерживает в себе лишь столько праны, сколько ему надо, чтобы быть способным войти в новые комбинации. Остаток праны возвращается к ее общему мировому источнику. Прана, хотя и находится во всех формах материи, однако же она не материя, а лишь энергия или сила, которая оживляет материю. Она есть сила, которая действует в лечении магнетическом, психическом, лечении на расстоянии и т.п. Потоком праны можно воспользоваться к избавлению себя самого или других от страданий, направляя в пораженные части увеличенное количество ее, взятое из воздуха. Передача праны на расстояние воздействием воли составляет основу в механизме передачи мысли на расстоянии, телепатии и прочее.
Душевные (психические) начала, или начала разума. По мысли Рамачараки, читатель, изучавший психологию по работам западных ученых, находит в первом умственном начале, т.е. в инстинктивном уме, некоторые признаки того, что западные психологи назвали подсознательным умом. Но западные психологи отнесли к деятельности подсознательного ума некоторые проявления духовного или интуитивного ума, смешав таким образом высшие и низшие способности ума и отнеся их к одному разряду. При этом интеллект, в действительности являющийся средним началом, назван сознательным умом и признан высшим по отношению к подсознательному уму. Философия йогов выделяет из подсознательного ума интуитивные, или духовные, способности и ставит их выше интеллекта. Таким образом философия йогов признает три умственных начала: 1) инстинктивный ум (который достигает очень высокой степени развития у высших животных: собак, обезьян, слонов), 2) интеллект, т.е. "сознательный ум", по терминологии западных психологов, и 3) духовный, или интуитивный ум. Эти три начала, согласно философии йоги, вместе составляют душу.
Итак, по мысли Рамачараки, три низших начала, составляющих человека: физическое тело, "астральное тело" и жизненная сила, или "прана". Низшие три начала наиболее материальны; атомы, их составляющие, неразрушимы и после разрушения формы продолжают существовать в новых формах и комбинациях. Эти три начала соединяют Я человека с земной жизнью и имеют значение совершенно такое же, как одежда, теплота, электричество и т.п. В высшей природе человека они не играют никакой роли.
Четыре высших начала составляют мыслящую, разумную часть человека. Инстинктивный ум. Это первая форма психической жизни, достигаемая на пути эволюции сознания. В низших фазах этого ума сознательность едва заметна, и отсюда, от этих низших сфер, она поднимается путем постепенного развития, достигая в высших животных очень высокой степени сознательности в сравнении с первыми своими проявлениями. Первый проблеск инстинктивного ума можно наблюдать уже в царстве минералов, особенно в кристаллических и т.п. Затем в растительном царстве он уже делается совсем заметным, а в некоторых из высших типов растений показывает как бы зачаточные формы сознательности. В мире животных наблюдаются более сильные проявления инстинктивного ума, у людей мы видим, как инстинкты постепенно слабеют по мере развития пятого разумного начала интеллекта. И, наконец, в современном человеке мы наблюдаем это пятое начало, интеллект, уже контролирующим и подчиняющим себе целесообразно или нецелесообразно четвертое основное начало, т. е. инстинкт. Хотя даже человек высшего развития обладает еще очень сильно развитой деятельностью инстинктов и в различной степени подчиняет ее себе или подчиняется ей сам. Как физическое существо человек не мог бы существовать без инстинктов. Пятое начало, интеллект, уже значительно развит у наиболее передовых из наших современников, но у большинства людей развитие его еще только началось.
По мысли Рамачараки, многие люди только немного выше животных, и ум их работает почти исключительно на инстинктивной плоскости. Непрерывное восстановление тканей, переработка их, пищеварение, усвоение, выведение ненужных частиц и т.п., — все это делается "инстинктивно". Но это заведование растительной жизнью организма — только одна сторона деятельности инстинктивного ума. В то время, когда животное идет вперед по пути развития, для него возникает необходимость защищать себя, добывать себе пищу, защищать своих детей и прочее. Эта же деятельность инстинктивного разума продолжает существовать и в людях, иногда с удивительной силой проявляясь в нашей душевной жизни. Когда мы учимся делать что-либо "на память", это значит, что мы сначала овладеваем работой на интеллектуальной плоскости, а затем передаем ее инстинктам, которые исполняют ее не хуже, а даже лучше. Инстинктивный ум есть также "ум привычек". В нем много полученного путем наследственности, много такого, что развивалось в нем самом, и много того, что он получил от интеллекта, включая сюда и внушения, идущие от других людей, а также и волны мысли, проходящие по человечеству, из одного ума в другой. "Самосознание" появляется у человека лишь вместе с развитием интеллекта. "Космическое сознание", или сознание Вселенной, согласно Рамачараке, приходит с развитием "способности прозрения", или "интуитивного ума". Инстинктивный ум есть вместилище потребностей, страстей, желаний, инстинктов, ощущений, чувств и эмоций. Все ощущения, относящиеся к эмоциям и страстям, принадлежат к этой сфере. Все потребности тела, как голод и жажда, половое влечение физического характера, все страсти, как, например, физическая любовь, ненависть, зависть, злоба, ревность, мщение входят в нее, "похоть тела, вожделение взгляда, гордость жизни" относятся к ней же. Это основное начало, самое материальное из трех душевных начал и наиболее привязывающее людей к земле и к земному.
Интеллект (рассудок, разум). Это пятое начало принадлежит уже только человеку. Пока не проявится ясно пятое, основное начало, существо, обладающее хорошо развитыми четырьмя началами, может проявлять страсти, но не разум; эмоции, но не интеллект; желания, но не разумную волю. Первым признаком истинного развития интеллекта является пробуждение самосознания. При помощи самосознания у человека начинает создаваться понятие о его Я. Он начинает сравнивать себя с другими, размышлять об этом. Он пересматривает свой наличный умственный запас и начинает выводить заключения из того, что находит в своем уме. Он начинает думать, анализировать, классифицировать, разделять, делать выводы и т.д. Он начинает полагаться на свой собственный ум и не хочет больше принимать слепо того, что идет из умов других. Всякое существо без самосознания может знать, но только при помощи самосознания оно может знать, что оно знает. Тем не менее, согласно философии йоги, интеллект далеко не высшее начало в человеке. Согласно оккультной доктрине, в существе появляется действительно бодрствующая жизнь души с того момента, когда в нем пробуждается сознание себя, своего Я, т.е. с момента пробуждения самосознания. Очень важно то, что пробуждение интеллекта не необходимо делает данное существо лучшим в смысле "добра". И хотя совершенно верно, что развивающееся новое начало или способность заставляют человека стремиться вперед, но тем не менее некоторые люди бывают до такой степени плотно окутаны животными оболочками, — так связаны с материальной стороной вещей, — что пробуждающийся интеллект дает им только большую силу для удовлетворения их низших желаний и наклонностей. Человек, если захочет, может превзойти животных своим зверством и животностью. Он может опуститься до таких низин, какие совершенно недоступны животным. Животное управляется исключительно инстинктами, и все его действия совершенно естественны. Человек же, в котором интеллект уже достиг достаточного развития, знает, что спускаться до уровня животных и даже ниже противоречит его высшей природе. Опускаясь, он прибавляет к животным желаниям приобретенные им способности — хитрость и разумность, и сознательно унижает свои высшие начала, заставляя их служить преувеличенным животным наклонностям. Чем выше человек развит, тем глубже он может упасть. Естественно, согласно оккультизму, такой ход вещей приводит к определенным последствиям, и душе придется потратить много тяжелых лет, чтобы снова пройти ту дорогу, по которой она добровольно шла назад.
По мысли Рамачараки, человек дошел в развитии четвертого начала до его крайней точки, и теперь его сознание переходит к проявлению в пятом начале — интеллекте. Голод души в поисках света — является указателем того, что шестое начало, духовный ум, начинает делаться орудием нашего сознания.
Интерент-источник
http://slovari.yandex.ru/dict/esoterism/article
- Экологическая этика
- Содержание
- Предисловие
- Часть 1. Связь экологии, этики и
- Интернет-источник
- Этическая энциклопедия http://www.Ethicscenter.Ru/en/content/66.Htm
- А. А. Гусейнов
- Размышления о прикладной этике
- И. А. Ильиных Экологическая этика – синтетическая сфера знания, помогающая человеку установить гармоничные отношения с окружающим миром
- Проблемы, которые экологическая этика пытается решать
- В. В. Мантатов Предмет экологической этики: природные и человеческие ценности
- Занятие 2 идеал экологической этики
- Э. В. Ильенков идеал
- И. А. Ильиных идеальный образ отношений «человек-природа»
- Занятие 3 добро и зло – базовые категории этики. Экологоэтические дилеммы
- Добро и зло
- Часть 2. Предпосылки возникновения и история развития идей экологической этики занятие 4 системный кризис цивилизации – результат мировоззренческого кризиса
- М. Лайтман кризис и его решение
- С. И. Сухонос кризис западного мировоззрения: человечество без будущего
- Занятие 5
- История экологической этики за рубежом
- Обзор различных направлений в экологической этике
- Этика дикой природы как радикальное направление экологической этики
- Экологическая этика в философских учениях различных эпох
- Т. Н. Павлова исторический характер этики и биоэтики
- Занятие 7 экологическая этика в религиозных воззрениях
- Т. Н. Павлова религии и животные
- Н. А. Содоноков язычество
- В. Коротенко, и. Домашов, е. Постнова, а. Кириленко экологическая этика или разговор об истоках
- Часть 3. На пути к новому типу отношений
- «Человек- природа»
- Занятие 8
- Физическое и духовное единсто мироздания
- И. А. Ильиных Идея единства мира как основа экологического мировоззрения
- К. А. Томилин вокруг трепещет пульс вселенной: а.Л.Чижевский
- Занятие 9 устройство и сущность человека, его неразрывное единство с мирозданием
- Рамачарака основы миросозерцания индийских йогов
- Шри Ауробиндо человек
- Занятие 10 сознание человека и других существ
- Понятие сознания в психологии
- Сознание с точки зрения физики
- И. А. Ильиных сознание человека – сознание окружающего мира: взаимосвязь и взаимообусловленность
- В. Лермонтов сила поющего сердца. Сокровенные истории
- Г. С. Белимов сознание в живой природе и экологическая этика
- М. Ришар францизск ассизский и волк
- Проявление сознания в растениях
- Немецкие учёные исследуют память и сознание растений
- В. Н. Пушкин цветок, отзовись!
- Д. Андреев роза мира
- Занятие 11 ощущения и чувства
- И. А. Ильиных ощущения и чувства
- А. Меркулов органы чувств в растительном царстве
- «Моя душа и душа цветов»
- «Внутреннее пространство звука»
- Кэрролл Ли четыре признака чистой любви
- Н. О. Лосский условия абсолютного добра
- Рамта белая книга
- Салара как жить большой жизнью на маленькой планете: путеводитель по незримому
- И. А. Ильиных эстетический аспект экологической этики
- «Мир Высших чувств»
- Занятие 13 эволюция экологического сознания
- И. А. Ильиных сущность и типы экологического сознания
- Т. Н. Павлова история возникновения мировоззрения, оправдывающего потребительское отношение человека к природе
- Альтернативные эколого-этические концепции
- С. Д. Дерябо Экологическое сознание
- Занятие 14
- В. Е. Борейко внутренняя и идеальные ценности дикой природы Пpиpодоохpанные мотивации
- В. Е. Борейко дикая природа: любите или не приближайтесь Охрана природы как культурное делание и религиозный опыт
- Что такое дикая природа?
- Священные рощи как пример благоговейного отношения к дикой природе
- Идея дикой природы в культурной и научной традиции России
- Охрана дикой природы с позиций мировых религий
- Религия природоохраны
- Права дикой природы
- Природоохранная эстетика
- Непрагматические мотивы и принципы охраны дикой природы
- Современная идея дикой природы
- Занятие 15 на пути к новому экологическому сознанию, мировоззрению и мироустройству
- И. А. Ильиных на пути к новому экологическому мировоззрению
- О. Леопольд
- Календарь песчаного графства
- (Конспект Поющего Ветра)
- Проблемы новой этики
- Отношения с дикой природой
- И. А. Ильиных связь сознания, мировоззрения и чувств в контексте взаимодействия «я - это ты»
- А. В. Иванов, и. В. Фотиева, м. Ю. Шишин сущность ноосферной (духовно-экологической) цивилизации
- Учебное пособие
- Экологическая этика
- Автор-составитель –
- Ирина Алексеевна Ильиных