logo
Госдоклад 2007 г

Заключение

В связи с восстановлением государственных полномочий в области лесных, водных отношений в 2007 году произошли изменения в структуре государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием в соответствии с требованиями федерального законодательства за счет установленной численности и оптимизации расходов министерства без дополнительного привлечения бюджетных средств. Полномочия по лесным, водным и биологическим ресурсам, переданные субъектам федеральным законодательством, выполнялись за счет субвенций из федерального бюджета.

На 1.01.2008 года в составе Министерства охраны природы РС (Я) — 4 Департамента, 8 государственных учреждений, 1 государственное автономное учреждение, 1 государственное унитарное предприятие и 19 лесничеств. Руководящие нормативные правовые акты приведены в соответствие требованиям федерального и республиканского законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования. Таким образом, в 2007 году сохранена единая система охраны природы и обеспечена организационная основа для дальнейшего повышения эффективности государственного управления охраной окружающей среды

Для надлежащего исполнения восстановленных полномочий потребовалось укрепление и развитие нормативной правовой базы природоохранного законодательства, охватывающей основные области управления охраной природы и природопользованием.

В 2007 году принято Госсобранием (Ил Тумэн) РС(Я) 5 законов Республики Саха (Якутия) («О государственном экологическом контроле Республики Саха (Якутия)», «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) от 25 декабря 2003 года 105-З № 213-III «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)», «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и охране водных биологических ресурсов», «О признании утратившими силу законодательных актов Республики Саха (Якутия) о лесе Республики Саха (Якутия)», «О внесении изменений в ст. 22 Закона Республики Саха (Якутия) «Об охране окружающей среды Республики Саха (Якутия)». Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) обратилось в Государственную Думу РФ с законодательной инициативой о внесении изменений в статью 8 Водного Кодекса Российской Федерации». Изданы 5 Указов Президента РС(Я): «Об осуществлении полномочий Республики Саха (Якутия) в области водных отношений», «О создании лесничеств в Республике Саха (Якутия)», «Об образовании Департамента охотничьего хозяйства Республики Саха (Якутия)», «О переводе работников улусных (районных) и городских подразделений Министерства охраны природы РС (Я), осуществляющих государственный экологический контроль, на должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия)», «О создании Департамента по водным отношениям при Министерстве охраны природы Республика Саха (Якутия)», а также принято Правительством республики 40 постановлений и распоряжений.

С 1 января 2007 года начата реализация полномочий по лесным отношениям, переданных республике Лесным Кодексом РФ. В соответствии со статьей 83 Лесного Кодекса Российской Федерации Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2006 года № 3131 создан Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия). Указом Президента Республики Саха (Якутия) № 3124 от 29.12.2006 г. создано Государственное учреждение «Якутская база авиационной охраны лесов» с 22 структурными авиаотделениями, с ведомственным подчинением Департаменту по лесным отношениям Министерства охраны природы РС (Я). В соответствии со статьей 15 федерального закона от 04.12.2006 года «О введении в действие Лесного Кодекса РФ» 28 лесхозов перешли из федеральной собственности в собственность Республики Саха (Якутия). Распоряжением Правительства РС(Я) от 25.12.2007 года № 1746-р создано Государственное автономное учреждение «Центр инвентаризации, воспроизводства, охраны и защиты лесов Республики Саха (Якутия)», которому переданы хозяйственные функции лесхозов.

Следующим этапом приведения в соответствие действующему законодательству является реорганизация 28 лесхозов в 19 лесничеств с 1 января 2008 года. Целью реорганизации является разделение управленческих и хозяйственных функций лесхозов. Лесничества будут исполнять управленческие, контрольные и надзорные функции.

Для материально-технического обеспечения полномочий по лесным отношениям переданы из федеральной собственности в собственность республики имущественные комплексы 28 лесхозов, имущество Якутского филиала ФГУ «Центральная база авиационной охраны лесов» и Агентства лесного хозяйства по РС (Я). Общая балансовая стоимость переданного имущества составила 492,0 млн.руб.

В течение года проведены организационные мероприятия, создана нормативная база, составлен государственный учет лесного фонда, организованы камеральные лесоустроительные и лесоинвентаризационные работы, вынесено 264 Распоряжения по предоставлению в аренду 444 лесных участков на площади 29,8 тыс. га.

Переданные полномочия по лесным отношениям осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации. Объем субвенций рассчитывается по специальной методике, утвержденной Правительством РФ. В 2007 году полностью освоен объем субвенций на 221,9 млн.рублей.

В результате организационного и технического обеспечения на должном уровне работ по тушению лесных пожаров в республике на пожароопасный сезон 2007 года количество лесных пожаров, по сравнению с 2006 годом, снизилось на 2,5 раза.

План сбора платежей за пользование лесным фондом в 2007 году перевыполнен как по федеральному, так и по государственному бюджету РС (Я).

С 1 января 2007 года Министерством охраны природы также выполнялись полномочия, переданные республике по водным отношениям.

В ноябре 2007 г. согласован Перечень мероприятий, финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2007 г. в Федеральном агентстве водных ресурсов. Из - за задержки согласования этих средств, в 2007 году субвенции освоены лишь на 51,3%. Но в соответствии с ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 год», недоиспользованные субвенции на 6943,78 тыс. руб. перенесены на 2008 год.

Большая работа проведена по организации мероприятий по безопасному пропуску паводковых вод в период весеннего половодья на реках РС(Я) в 2007 году.

Из-за обильных атмосферных осадков, выпавших в осенний и зимний периоды 2007 года, в период весеннего половодья, на реках Таатта и Алазея произошло разрушительное наводнение, приведшее к значительному ущербу экономике улусов.

В 2007 году в республике началась реализация Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Со стороны природоохранных контролирующих органов, в первую очередь, усилен государственный экологический контроль. С 14 февраля 2007 года на территории республики действует Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном экологическом контроле», который в полной мере конкретизирует полномочия, области ответственности и методы проведения. Указом Президента Республики Саха (Якутия) 177 работников улусных (районных) и городских подразделений Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), осуществляющих государственный экологический контроль, с 1 января 2008 года переведены на должности государственной гражданской службы Республики Саха (Якутия). Таким образом, нормативная и правовая поддержка государственного экологического контроля осуществлена в полной мере. За 2006-2007 годы общее количество инспекторских проверок и привлеченных юридических, физических лиц к ответственности за нарушения требований природоохранного законодательства увеличилось почти в два раза.

Для усиления аналитического контроля, как основного доказательного инструмента при исковых делах, создано ГУ «Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга» (РИАЦЭМ), также без дополнительного финансирования, путем объединения 10 специализированных инспекций аналитического контроля, 9 из них аккредитованы. Все программные средства по подпрограмме «Создание государственной системы экологического мониторинга» заложены в укрепление их материально-технической базы, что позволило расширить сеть экологического мониторинга за состоянием природных сред. В 2007 году создана в г. Ленске специализированная инспекция аналитического контроля.

В 2007 году в рамках научно – исследовательских работ с привлечением научных организаций республики проведена предварительная оценка фонового состояния экосистем осваиваемых территорий Ленского, Нюрбинского, Анабарского, Алданского районов.

Как показали результаты мониторинга, в 2007 году экологическая обстановка территории республики оставалась благополучной при наличии локальных загрязнений природной среды и влияния трансграничных загрязнений на состояние р. Лена, р. Олекма предприятий Иркутской области, воздушного бассейна – переносов от Норильского металлургического комбината.

Совокупность метеорологических условий 2007 года неоднозначно влияла на уровень загрязнения атмосферного воздуха. Так, в теплую часть года, особенно летом, затяжные осадки способствовали снижению концентраций ряда загрязняющих веществ, в зимний период наоборот — низкие температуры с туманами создавали условия для роста потенциала загрязнения атмосферы. В результате, по сравнению с 2006 годом, запыленность атмосферного воздуха в теплое время года в населенных пунктах республики понизилась или была ниже нормы.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах Республики Саха (Якутия) колебался от повышенного до очень высокого. Степень загрязнения атмосферы оценивалась как очень высокая — в городах Мирный и Нерюнгри, высокаяв г. Якутске и п. Мохсоголлох, повышенная — в поселках Усть-Нера и Серебряный Бор.

Случаев экстремально высокого загрязнения (ЭВЗ, превышение 1ПДК, в 50 и более раз) атмосферного воздуха в контролируемых пунктах не наблюдалось.

Общее содержание атмосферного озона (ОСО) над территорией Республики Саха (Якутия) было в пределах естественной изменчивости.

В загрязненности поверхностных вод на территории Республики Саха (Якутия) за 2007 год существенных изменений не произошло. По данным Роспотребнадзора по РС(Я) воды крупных рек в целом удовлетворяют требованиям к качеству источников 11 класса по ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» и могут быть использованы в питьевых целях после предварительной очистки и обеззараживания.

По сравнению с предыдущими годами, в 2007 г. среднегодовой объем добычи и потребления подземных вод остается на прежнем уровне. Качественный состав подземных вод на участках скважинных водозаборов не претерпел каких-либо существенных изменений по сравнению с региональными фоновыми значениями и в целом подземные воды отвечают требованиям питьевых вод.

Результаты эколого-токсикологических исследований показывают отсутствие загрязнения тяжелыми металлами в почвах сельскохозяйственных угодий и в продукции сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).

Возобновляется в республике система авиавизуальных и наземных учетов численности диких животных. В 2007 г. в рамках выделенных федеральных субвенций проведены авиаучеты охотничье-промысловых животных в Центральной и Южной Якутии. Налажена система зимних маршрутных учетов. Зимний маршрутный учет (ЗМУ) проведен на территории 35 улусов.

Сравнительный анализ численности пушно-промысловых животных и заготовок их шкурок показывает неравномерность использования их ресурсов: если ресурсы белки, горностая, колонка, зайца-беляка опромышляются в крайне недостаточной мере, то ресурсы соболя используются практически полностью. В 2007 году стабилизировался подъем численности зайца-беляка, хотя в 2006 г. наблюдался естественный пик численности этого вида. Этому пику численности соответствовало и увеличение численности таких хищников, как лисица и рысь.

Проведен наземный учет овцебыков в Аллаиховском улусе. Общее зарегистрированное количество животных на территории улуса достигает 50 голов. С учетом одиночных самцов предполагается, что в настоящее время в Якутии обитает более 500 голов овцебыков.

С целью определения численности и состояния после выхода из родовых берлог белых медведей, обитающих в ресурсных резерватах «Курдигино-Крестовая» и «Медвежьи острова», проведено наземное обследование. Всего визуально отмечено 6 встреч с общей численностью 16 особей.

Успешно функционировали 3 питомника для вновь реакклимитизированных, а также малочисленных аборигенных видов животных и один зоопарк. В питомнике изюбрей «Мимэкэ» (Олекминский улус) в условиях неволи получены 4 жизнеспособных приплода. Разработана программа расселения изюбрей питомника в горно-таежные районы Верхоянья. В природном парке «Живые алмазы Якутии», образованном 29 декабря 2006 г. в целях сохранения и воспроизводства редких и исчезающих животных по инициативе АК «АЛРОСА» (ЗАО), содержатся овцебыки.

Лесные бизоны, завезенные в апреле 2006 года из Канады, успешно проходят акклиматизацию и находятся на полувольном содержании в специализированном питомнике «Усть-Буотама» на территории природного парка «Ленские столбы».

ГУ Республиканский зоопарк «Орто-Дойду» продолжил работу по формированию коллекции, строительству и обустройству территории, укреплению связей с зоопарками России и зарубежья, научными и образовательными учреждениями.

Миграция водоплавающих птиц прошла в несколько ранние сроки и рассеянно, без образования скоплений в местах остановок. Это обусловило снижение успешности охоты, особенно в центральных улусах. В большинстве тундровых улусов, благодаря наличию леммингов, хищническая активность белого песца и крупных чаек была невысокая. Поэтому в целом размножение охотничье-промысловых птиц, особенно тетеревиных, прошло успешно. Осенняя численность боровой дичи в центральных, а так же в северо-восточных улусах была выше, чем в 2006 г.

В связи с затянувшейся и теплой осенью, местами с наводнениями и поздним ледоставом, перелет водно-болотных птиц длился дольше обычных сроков, перемещения птиц не отличались интенсивностью, значительных скоплений на местах остановок не отмечалось.

Совместно с ФГУ «Якутрыбвод», Россельхознадзором по РС (Я), Минсельхозом РС (Я), научными организациями и представителями администраций улусов распределены объемы промышленных квот вылова рыбы на 2007 г. среди пользователей по водоемам и улусам РС (Я), квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной деятельности коренных малочисленных народов и для организации любительского и спортивного рыболовства в рыбохозяйственных водоемах РС (Я) на 2007 г.

Развивалось рыбоводство — одно из экологических составляющих устойчивого развития рыбохозяйственного комплекса. В республике успешно функционировало Государственное унитарное предприятие «Чернышевский рыбоводный завод» Минприроды РС(Я) по искусственному воспроизводству рыбных запасов на р. Вилюй, призванное восстановить запасы ценных видов рыб Вилюйского водохранилища и возместить ущерб, причиненного гидростроительством ихтиофауне р. Вилюй. Несмотря на устаревшее оборудование, производственная мощность завода не снижена и завод работал по той же технологической схеме, как и в предыдущие годы (2000—2006 г.). Всего выпущено личинок ряпушки в количестве 28,1 млн. штук в Вилюйское водохранилище, выполнен плановый сбор живой икры сиговых видов. Всего на заводе инкубируется 54 млн. икры сиговых видов. Распоряжением Правительства РС (Я) от 15 ноября 2007 г. №1490-р утверждена программа «Реконструкция и ремонт рыбоводного оборудования ГУП «Чернышевский рыбоводный завод» на сумму 10 млн. рублей из средств компенсации ущерба водным биоресурсам.

Функционировала система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Продолжалось оформление правоустанавливающей документации для перевода земель этой системы в категорию земель ООПТ.

В целом, радиационная обстановка на территории Якутии оценивается как стабильная. Радиационного загрязнения территории, переоблучения населения, персонала не зарегистрировано. Одним из значимых событий 2007 года для республики является решение одной из наиболее давних острых экологических  проблем «алмазной провинции» - реабилитация территорий подземных ядерных взрывов объектов «Кратон-3» и «Кристалл».

Начата реализация Концепции по обращению с отходами потребления и производства до 2010 года, утвержденная постановлением Правительства республики в 2006 году. Для ее реализации распоряжением Правительства РС (Я) утвержден План первоочередных мероприятий. Продолжается работа по передаче муниципальным образованиям от жилищно-коммунального хозяйства полигонов бытовых отходов.

На высоком организационном уровне проведена республиканская экологическая акция «Природа и мы», мероприятия которой были посвящены 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства и основания г. Якутска. Эта акция инициирована Министерством охраны природы и в ее рамках проведены многочисленные и разнообразные мероприятия по экологическому просвещению и воспитанию населения, по организации участия общественности в оздоровлении окружающей среды, с массовым участием жителей республики, в особенности молодежи и школьников.

Динамично развивалось международное и межрегиональное сотрудничество.

Расширена система экономики природопользования и финансирования природоохранной деятельности, на предприятиях — природопользователях внедряется эффективная система менеджмента, обеспечивающая экологическую безопасность, вводится институт экологического аудита. Как один из примеров можно выделить АК «АЛРОСА». Природоохранные мероприятия финансируются по «Комплексной программе по улучшению экологической обстановки в зоне деятельности АК «АЛРОСА» (ЗАО) на 2006 — 2010 годы» с общей стоимостью более 2,0 млрд. рублей.

Подписаны Соглашения о взаимодействии между Министерством охраны природы и крупными природопользователями как АК «АЛРОСА», ОАО «Сургутнефтегаз» в области охраны окружающей среды.

В первый год, от начала реализации Государственной целевой программы «Охрана окружающей среды Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы», полностью освоены плановые средства на 2007 год.

Несмотря на позитивные результаты, достигнутые в 2007 году, отмечались следующие трудности и нерешенные вопросы по реализации государственной экологической политики в республике:

На федеральном уровне в 2007 году не принят ни один федеральный закон в области охраны природы, в частности, в области экономики природопользования, экологической экспертизы, экологического контроля, экологического страхования и аудита, возмещения ущерба, нанесенного в результате деятельности природпользователей.

Определенные трудности при взаимодействии инспекций охраны природы с федеральными органами природоохраны создавались из-за правовой нерегулированности разграничения объектов, подлежащих федеральному и региональному уровню контроля.

Наиболее острыми остаются проблема обеспечения населения республики качественной питьевой водой, практическое прекращение ввода очистных сооружений в городах и поселках, отсутствие управления отходами, техническая отсталость обеспечения очистки и улавливания выбросов в атмосферный воздух.

Не прекращается перепромысел отдельных видов рыб, пушных и копытных животных. Стремительно сокращается численность основных охотничье-промысловых видов диких копытных. Сокращение численности особенно хозяйственно и социально значимых видов, таких как лось и дикий северный олень, может повлечь за собой ряд мер – начиная со значительного сокращения квот на их добычу и вплоть до введения моратория в отдельных местах.

Из-за нарушения действующих Правил и Норм технической эксплуатации на объектах хранения нефтепродуктов, недолжного обеспечения текущего содержания и ремонта объектов инженерной инфраструктуры, а также халатного отношения к своим обязанностям персонала предприятий, 2007 году произошло 9 аварий, повлекших загрязнение окружающей природной среды нефтепродуктами.

Не на должном уровне проводились разъяснительные и профилактические мероприятия в области охраны природы и природопользования, направленные на повышение экологической культуры природопользователей и населения.

В республике не возобновлено системное развитие экологического образования и просвещения, т.к. до сих пор в федеральном образовательном стандарте предмет «Экология» отсутствует и в республике ранее существовавший в республике предмет «Экология» из программы общеобразовательных школ исключен.

По материалам Государственного доклада 2007 года сформулированы следующие рекомендации по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов.

Необходимо выйти в законодательные органы с инициативой о принятии федеральных законов в области охраны природы, в частности, в области экономики природопользования, возмещения ущерба за негативное воздействие на природную среду, экологической экспертизы, экологического контроля, экологического страхования и аудита.

Для консолидации усилий государства и бизнеса в решении проблем охраны природы следует продолжить подписание Соглашений о сотрудничестве с крупными природопользователями с целью выполнения ими требований природоохранного законодательства, участия в решении природоохранных проблем.

В развитие положений Соглашений о взаимодействии между Министерством охраны природы Республики Саха (Якутия), федеральными органами исполнительной власти рекомендуется ведение работы по разграничению объектов, подлежащих федеральному и региональному уровню контроля.

Для минимизации негативного воздействия на окружающую среду необходимо привлечь предприятия – природопользователи к активизации внедрения инновационной политики, к переходу на современные оборудования по охране атмосферного воздуха.

В области охраны и рационального использования водных объектов приоритетны завершение строительства станции биологической очистки сточных вод г.Якутска, обеспечение населения качественной питьевой водой, экологическая безопасность гидротехнических сооружений. Требует безотлагательного решения проблема предотвращения вредного воздействия вод – затопления земель паводками, подтопления поселений и объектов экономики в результате подъема уровня грунтовых вод, обрушения берегов, особенно на реках Алазея, Таатта, Амга.

Придание инспекторам охраны природы в 2007 году статуса государственных гражданских служащих обязывает их усилить контрольно – инспекторские мероприятия за деятельностью природопользователей, применение всех рычагов воздействия (экономические, правовые, административные) на природопользователей в целях обеспечения экологической безопасности на территории республики. При этом требуется укрепление их материально-технической базы, оснащение современными техническими средствами транспорта и связи, повышение их квалификации, проведение профилактических мероприятий для недопущения аварийных ситуаций, обеспечение оперативного реагирования на чрезвычайные и аварийные ситуации с загрязнением окружающей среды, привлечение к контрольным мероприятиям общественных инспекторов охраны природы. Усиление государственного экологического контроля позволит создать систему эффективного контроля деятельности природопользователей в области охраны окружающей среды, своевременного поступления экологических платежей, взыскания штрафов и исков, предотвращения ущерба окружающей среде.

Особо стоит вопрос о контроле и координации деятельности промышленных предприятий в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, эта территория является местом их традиционного природопользования. В настоящее время отсутствует системный подход к этой проблеме, что часто бывает основой для конфликтных ситуаций между общинами малочисленных народов Севера и природопользователями. Реализация проектов строительства магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» и будущего ГЭС в Южной Якутии напрямую затронула интересы коренных малочисленных народов в области природопользования. В этих условиях необходимо принятие комплекса мер, защищающих интересы коренных малочисленных народов Севера. Необходима выработка правовых механизмов, обеспечивающих сохранение мест традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера. Немаловажное значение имеет создание этно-экологических территорий в местах деятельности общин и проведение этнологической экспертизы при проектах освоения природных ресурсов на территориях коренных малочисленных народов.

Для развития системы экологического мониторинга в республике необходимо укрепить и развить материально-техническую базу действующих специнспекций государственного экологического контроля и анализа, создать новую лабораторию в Олекминском районе, расширить перечень контролируемых объектов и загрязняющих веществ, обеспечить доступность для населения информационных ресурсов (информационных систем и баз данных), включая кадастровые и иные данные о состоянии природных ресурсов, для принятия превентивных мер и разъяснения населению организовать ведение радиоэкологического мониторинга на Эльконском горнорудном районе.

Для полноценной реализации полномочий по лесным, водным отношениям и в области охраны и использования водных биологических и охотничьих ресурсов, необходимо обратиться в соответствующие федеральные органы об увеличении объема выделяемых субвенций, учитывающие природно-климатические условия, обширность территории республики.

С целью организации планового научно – обоснованного ведения работ по акклиматизации лесных бизонов, овцебыков и по их расселению по республике, рекомендуется разработка Программ «Реакклиматизация лесного бизона в таежной зоне Республики Саха (Якутия)» и «Расширение ареала и численности овцебыка в тундровой зоне Якутии» и обеспечение их финансирования.

В области управления биологическими ресурсами, надлежит организовать зимний маршрутный учет охотничьих животных для согласования лимитов добычи объектов охоты на предстоящий охотничий сезон 2008-2009 года, продолжить работы по мониторингу интродуцированных видов, рыборазведению, по завершению реконструкции Чернышевского рыбоводного завода.

Для расширения очагов расселения соболей и повышения их товарных качеств требуется изучение и решение вопроса о расселении соболей в охотничьи угодья колымских улусов. С целью увеличения плотности населения зайца-беляка и получения быстрой прибыли, необходимо продолжить завоз зайцев из Верхоянского улуса в Центральную Якутию. В перспективе расселение зайца-беляка может способствовать решению научно-теоретических, коммерческих и сельскохозяйственных проблем.

Для развития сети особо охраняемых природных территорий рекомендуются меры по системной организации экологического туризма, по правовому обеспечению организации и функционирования ООПТ регионального значения, материально – техническому оснащению госинспекторов, включая обустройство кордонов, баз и туристической инфраструктуры, для чего есть необходимость разработки Концепции развития ООПТ Республики Саха (Якутия) на 2008-2012 годы, включая раздел по развитию экологического туризма на ООПТ;

Рекомендуется создать законодательную базу для последующей разработки и реализации долговременной программы создания в республике отрасли экономики «управление отходами» как одной из главных мер экологизации хозяйства и экологической безопасности. В частности, в республике должна быть создана достаточная по объему и видам отходов система полигонов, заводов, цехов, установок для хранения, обезвреживания и утилизации опасных отходов. Также назрела необходимость решения проблемы сбора и утилизации лома и отходов черных металлов.

Для создания эффективной системы экологического просвещения населения и во исполнение ст. 14 Закона РС (Я) «Об экологическом образовании и просвещении» от 27.01.2005 года требуется включение обязательного преподавания основ экологических знаний в общеобразовательных школах республики, разработка Стратегии развития системы экологического просвещения, как основы для развития экологической культуры населения республики.