Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
Ядром информационного обеспечения реализуемых экологических проектов и программ является информация о состоянии окружающей среды Общегосударственной службы наблюдения и контроля за загрязнением объектов природной среды (ОГСНК). Эта служба создана в рамках Государственного комитета по гидрометеорологии и мониторингу среды в конце семидесятых годов. ОГСНК осуществляет системные наблюдения за атмосферой, почвой и гидросферой. Сеть пунктов наблюдения позволяет получать данные о качестве атмосферного воздуха, поверхностных вод и о загрязнении почв. Исходные данные накапливаются, обобщаются и могут быть представлены как государственным органам, так и иным заинтересованным в получении информации организациям. Основными принципами организации и проведения наблюдений являются:
-
комплексность – одновременное проведение наблюдений по физическим, химическим и биологическим параметрам;
-
систематичность – проведение наблюдений с установленной периодичностью в установленные сроки;
-
унифицированность применяемых методик для определения основным параметров окружающей среды;
-
соответствие порядка работ государственным стандартам и отраслевым нормативам.
Особенности системы наблюдения рассмотрим на примере атмосферы.
Атмосфера - одна из важнейших составных частей ОПС, подвергающаяся интенсивному антропогенному воздействию в результате выбросов загрязняющих веществ и других отрицательных факторов воздействия различных источников. Загрязнение воздушной среды оказывает непосредственное и косвенное влияние на человека, живую и неживую природу. При экосистемном подходе к мониторингу атмосферы под загрязнением следует понимать непосредственное и косвенное введение в атмосферу любого вещества и/или иной субстанции воздействия в таком количестве, при котором изменяется качество и состав атмосферного воздуха, нанося вред:
-
человеку,
-
живой и неживой природе,
-
экосистемам,
-
зданиям, сооружениям и материалам,
-
природным ресурсам.
Организация работы сети наблюдений за состоянием атмосферного воздуха включает выбор программ наблюдений и создание системы опорных постов.
Выделяют следующие виды программ наблюдений:
-
непрерывная, осуществляемая с помощью автоматизированных приборов при 20- минутном отборе проб (практически - через 20 мин),
-
полная, выполняемая в 1,7,13,19 ч местного времени,
-
неполная (7,13,19 ч),
-
сокращенная (7 и 13 ч).
Непрерывный режим имеет принципиальные преимущества по сравнению с полной программой. Возможны отличия на порядок в определении максимальных концентраций и в 2-4 раза среднесуточных. По среднегодовым отличие несколько меньше. Внедрение автоматизированных средств контроля для получения информации в реальном времени принципиально важно для тех ситуаций, где вероятны превышения максимально разовых предельных концентраций (в первую очередь это границы C33, магистрали с интенсивным движением и т.д.).
Пространственное расположение постов существенно влияет на репрезентативность данных наблюдений за состоянием загрязнения атмосферы. Для характеристики состояния воздуха на территории площадью в несколько квадратных километров пост рекомендуется располагать на хорошо проветриваемой местности, не подверженной влиянию близко расположенных отдельно стоящих источников. В промышленных центрах Нижегородской области это условие не выполнимо, так как группы источников расположены на расстоянии порядка 1 км и менее. Поэтому выбор мест оптимального расположения постов может быть осуществлен на основе моделирования распространения примесей. По представлениям специалистов гидрометеослужбы, посты необходимо располагать на расстоянии 2-4 км друг от друга. Для Нижнего Новгорода это означает размещение не менее 16 постов (Фактически - 10). В городах мира сеть наблюдений включает до нескольких десятков стационарных постов (Токио - 67 постов, Марсель - 38, Новосибирск - 14, Омск - 15, Милан - 10).
Повышение эффективности работы ОГСНКА включает:
-
дифференцированный подход к программе наблюдения на каждом посту;
-
определение приоритетных примесей для наблюдения на каждом посту;
-
установление предварительной корреляции между концентрациями различных веществ;
-
включение в систему наблюдения данных маршрутных и подфакельных наблюдений, наблюдений на границе C33, на территории предприятий, выбросов автотранспорта, измеряемых вблизи автомагистралей с интенсивным движением, источников предприятий, входящих в ЕГСЭМ;
Повышение информативности сети позволит:
-
определять стратегию и принимать решения по предупреждению загрязнения атмосферы;
-
оценивать состояние атмосферы в реальном времени;
-
контролировать загрязнение воздуха отдельными предприятиями на основе данных подфакельных наблюдений;
-
предупреждать о наступлении высоких уровней загрязнений в отдельные периоды (по данным автоматизированных наблюдений).
- Понятия, цели, задачи и технологии.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга
- Правовые и организационные основы мониторинга
- Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
- Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации
- Экологическое нормирование
- Нормативная база по оценке экологического риска и оценке предотвращенного ущерба окружающей среде и здоровью населения.
- Международные соглашения в области охраны окружающей среды.
- Мониторинг экологических проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Международный опыт мониторинга проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Моделирование эколого-экономических систем
- Моделирование экосистем и систем использования возобновляемых природных ресурсов.
- Модели загрязнения окружающей среды
- Эколого-экономические модели управления состоянием окружающей среды и техногенными воздействиями на окружающую среду и здоровье населения.
- Социо-эколого-экономические модели
- Модели управления риском здоровью населения
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Организация систем наблюдения
- Организация систем наблюдения
- Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Наблюдения за загрязнением природных вод
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Геоинформационное обеспечение систем мониторинга
- Использование систем анализа эколого-экономической информации
- Решение задачи анализа и прогноза экологической обстановки. Разработка альтернативных градостроительных вариантов
- Прогнозирование в системах мониторинга. Разработка корректирующих мероприятий и программ.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек
- Программа Возрождение Волги
- Мониторинг изменения состояния Рейна
- Мониторинг Великих озер
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг наземных экосистем, находящихся в зоне интенсивного антропогенного воздействия.
- Общие требования
- Основные задачи мониторинга наземных экосистем
- Мониторинг литосферы в зонах интенсивной антропогенной нагрузки, включая мониторинг карстов, оползневых зон и подземных вод.
- Общие требования
- Организация геоэкологического мониторинга
- Требования к сети наблюдений
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Мониторинг природных ресурсов
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов.