Прогнозирование в системах мониторинга. Разработка корректирующих мероприятий и программ.
В настоящее время не приходится говорить о широком использовании прогнозирования как инструмента для оценки и корректировки управленческих решений. Это связано со сложностью процедур разработки и тестирования моделей сложных социо - эколого - экономических систем. Именно за такими моделями будущее, но в настоящее время все более широкое применение находит подход, основанный на использовании систем индикаторов как инструмента выявления количественных характеристик выполнения программ. Это дополнительный инструмент по отношению к построению интегрированных моделей.
Ниже описаны подходы по выработке рекомендаций по корректировке хода выполнения программ. По сравнению с предыдущим подходом этот подход основан на том, что в ходе мониторинга выявляются значения индикаторов, сравнение которых с базовым уровнем позволяет судить о прогрессе в ходе выполнения программы или проекта.
Критерии, в соответствии с которыми осуществляется корректировка программ:
-
соответствие достигаемых конкретных результатов проектов и мероприятий целям и задачам программы в целом
-
соответствие качества выполнения программы ее целям и задачам
-
востребованность проекта и его поддержка со стороны потенциально заинтересованных сторон
-
выполнение финансовых обязательств потенциальными инвесторами программы.
Отсутствие целостной модели не позволяет дать результатам мониторинга немедленную рекомендацию по корректировке управленческих решений. Поэтому возникает необходимость после накопления информации мониторинга программы провести оценку многомерной структуры и тенденций изменчивости системы индикаторов программы для выработки рекомендаций по корректировке управленческих решений. Цель оценки - измерение результатов программы с сопоставлении с задачами, которые эта программа должна решить.
Европейская комиссия рекомендует использовать 5 свойств, которым должна соответствовать оценка.
-
оценка должна основываться на известных методах анализа;
-
оценка должна быть систематической, то есть основываться на точном планировании и применении методик исследования;
-
оценка должна быть надежной и объективной;
-
оценка должна быть эффективной, то есть ориентироваться на анализ действенности, эффективности и актуальности программы;
-
оценка должна быть полезной заказчику.
Центральным звеном системы оценки и мониторинга является набор индикаторов, по которым оценивается прогресс выполнения программы.
Индикаторы должны удовлетворять следующим требованиям:
-
используемая в индикаторе переменная должна отражать цель, которой служит индикатор;
-
переменная должна иметь четкое однозначное определение;
-
значение переменной должно быть надежным;
-
получение надежных значений переменных по стоимости не должно превышать полезность применения индикатора;
-
значения индикатора не должно терять своей актуальности в течение разумного промежутка времени.
программные индикаторы должны соответствовать следующим общим требованиям и принципам.
-
индикаторы должны формироваться в процессе или до разработки программы;
-
индикаторы имеют ограниченную область применения, что должно быть оговорено и согласовано заранее;
-
система индикаторов должна быть простой, понятной и четкой;
-
измерение необходимого числа значений индикаторов не должно стоить больше пользы от использования индикаторов;
-
целевые значения индикаторов должны существенно отличаться от значений в момент начала программы и быть реалистичными.
Наиболее важным представляется определить целевое значение индикатора программы. Оно определяется в диапазоне между прогнозным уровнем в отсутствие программы и желаемым уровнем. Если его конкретное значение определяется заранее, то в соответствии с этим уровнем определяют набор необходимых для достижения целевого значения индикатора проектов и мероприятий Если же заданным является ресурсное обеспечение программы, то в соответствии с ним оценивают целевое значение индикатора.
Основные правила разработки индикаторов включают:
-
индикаторы разрабатываются исходя из иерархии действий в рамках программы;
-
индикаторы должны соответствовать системе уровней управления; при этом индикаторы эффективности нет смысла вводить выше уровня отдельного мероприятия;
-
для каждого мероприятия необходимо выделить ключевой индикатор, независимый от внешних воздействий;
-
индикаторы уровня мероприятия или проекта могут суммироваться для оценки программы или направления.;
-
индикаторы разрабатывают на основе существующих требований и критериев.
- Понятия, цели, задачи и технологии.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга
- Правовые и организационные основы мониторинга
- Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
- Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации
- Экологическое нормирование
- Нормативная база по оценке экологического риска и оценке предотвращенного ущерба окружающей среде и здоровью населения.
- Международные соглашения в области охраны окружающей среды.
- Мониторинг экологических проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Международный опыт мониторинга проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Моделирование эколого-экономических систем
- Моделирование экосистем и систем использования возобновляемых природных ресурсов.
- Модели загрязнения окружающей среды
- Эколого-экономические модели управления состоянием окружающей среды и техногенными воздействиями на окружающую среду и здоровье населения.
- Социо-эколого-экономические модели
- Модели управления риском здоровью населения
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Организация систем наблюдения
- Организация систем наблюдения
- Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Наблюдения за загрязнением природных вод
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Геоинформационное обеспечение систем мониторинга
- Использование систем анализа эколого-экономической информации
- Решение задачи анализа и прогноза экологической обстановки. Разработка альтернативных градостроительных вариантов
- Прогнозирование в системах мониторинга. Разработка корректирующих мероприятий и программ.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек
- Программа Возрождение Волги
- Мониторинг изменения состояния Рейна
- Мониторинг Великих озер
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг наземных экосистем, находящихся в зоне интенсивного антропогенного воздействия.
- Общие требования
- Основные задачи мониторинга наземных экосистем
- Мониторинг литосферы в зонах интенсивной антропогенной нагрузки, включая мониторинг карстов, оползневых зон и подземных вод.
- Общие требования
- Организация геоэкологического мониторинга
- Требования к сети наблюдений
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Мониторинг природных ресурсов
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов.