Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
Статистика окружающей среды – количественная характеристика наличия, состава, состояния и использования всех компонентов окружающей среды, их изменения под влиянием естественных природных процессов и антропогенной деятельности, а также характеристики природоохранной деятельности и ее результатов, выявление на этой основе тенденций и закономерностей этих изменений. Частью вышеприведенного понятия является учет природных ресурсов - сбор и аналитическое суммирование сведений о количестве и качестве имеющихся природных ресурсов в целях организации их рационального использования, планирования хозяйственной и природоохранительной деятельности, прогнозирования тенденций развития отраслей природопользования и изменений окружающей среды в текущий период и в перспективе.
Наиболее важным является учет по следующим статистическим формам:
-
Сведения о текущих затратах на охрану природной среды, экологических и природоресурсных платежах – форма №4-ОС. Форма представляется ежегодно до 25 января. Она включает данные по затратам на охрану природы, затратам на капитальный ремонт основных природоохранных фондов, их среднегодовой стоимости, сведения об экологических платежах и плате за природные ресурсы.
-
Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов – форма № 18 – КС. Отчет включает данные о вводе в действие мощностей и разнообразных объектов природоохранной сферы (например, очистных сооружений, системы оборотного водоснабжения, установок для сбора нефти, и мусора с акваторий, рекультивируемых земель), а также об инвестициях в них за счет всех источников финансирования.
-
Сведения об образовании, поступлении, использовании, размещении токсичных отходов производства и потребления – форма №2 тп (Токсичные отходы).
-
Сведения об охране атмосферного воздуха форма №2 тп (воздух) и №2 тп-воздух (срочная).
-
Сведения об использовании воды форма №2 тп (вода).
Формой учета природных ресурсов являются государственные кадастры природных ресурсов, представляющие собой совокупность сведений, экологических, экономических, организационных, технических показателей о составе и категориях пользователей, количественном и качественном составе этих ресурсов, и х экологической и экономической оценке.
В России основной формой реализации учетной функции управления природопользованием и охраной окружающей природной среды служат государственные кадастры природных ресурсов (ГКПР), под которыми понимают совокупность экономических, экологических, организационных и технических показателей и сведений о составе и категориях пользователей, количественном и качественном состоянии этих ресурсов, их экологической и экономической оценке. ГКПР ведутся на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации и их ведение возлагается на соответствующие государственные органы с целью организации учета качества и количественных характеристик природных ресурсов, а также их социально-экономической оценки. В настоящее время ведутся следующие кадастры: земельный, водный, лесной, месторождений полезных ископаемых, животного мира, кадастр особо охраняемых природных территорий, а также ряд других, среди которых для информационного обеспечения мониторинга наиболее важен градостроительный кадастр.
Государственный земельный кадастр (ГЗК) определяется статьей 110 Земельного кодекса РФ как «система необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, качественной характеристике и народнохозяйственной ценности», подлежащих «обязательному применению при планировании использования земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей на землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель». В настоящее время принят и с июля 2000 года вступил в действие Закон «О государственном земельном кадастре». Указом Президента РФ от 17.05.2000 № 867 его ведение поручено Федеральной службе земельного кадастра, созданной после реорганизации Госкомзема России. Порядок ведения ГЗК определен специальным Положением, в котором раскрывается его конкретное содержание.
Земельный кадастр формируется на базе много лет действующей и уточненной в последнее время системы государственного учета и социально- экономической оценки земель и должен обеспечивать необходимую преемственность и сохранность информации о количестве и качестве земель, а также их правовом положении.
Современная структура сведений земельного кадастра представлена следующим образом. Сведения о природном положении земель включают учет качества и количества (состояние и изменение) земель. Сведения о хозяйственном положении земель включают бонитировку почв и экономическую оценку земель, а также технологические возможности угодий. В сведения о правовом положении земель входят также показатели количества земель, данные о регистрации землепользователей и правовой режим земель.
Государственной лесной кадастр (ГЛК). Статьей 68 Лесного кодекса РФ установлено, что «данные государственного лесного кадастра используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные и пользовании лесным фондом и (или) изъятии земель лесного фонда, определении размеров платежей за его использование, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства».
ГЛК ведется по всем лесам государственного лесного фонда по единой системе на основе материалов лесоустройства, инвентаризации, аэротаксационных и других обследований лесов.
Сведения об изменениях, произошедших в состоянии лесов, вносятся ежегодно в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства.
ГЛК входит в состав ЕГСЭМ через подсистему лесного мониторинга.
Документация ГЛК ведется государственным органом лесного фонда РФ на основе данных, представляемых подведомственными ему органами, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находятся леса, государственными органами лесного хозяйства республик, краев, областей и подведомственными им лесохозяйственными предприятиями.
Состав документации ГЛК устанавливается дифференцированно по уровням управления лесным хозяйством. В организациях, на которые возложено ведение лесного хозяйства, в состав документации ГЛК входят:
-
таксационные описания, составленные при лесоустройстве, а по лесам, где оно не проведено, - при инвентаризации, аэротаксационных и других обследованиях лесов;
-
лесокадастровая книга лесов;
-
документация единовременных периодических государственных учетов лесов, находящихся в ведении организации.
Определено, что сведения о площадях земель в лесокадастровых книгах должны соответствовать данным земельнокадастровых книг.
Государственный водный кадастр (ГВК) определяется Водным кодексом РФ как «свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.
Водный кадастр, так же как и земельный, формируется на базе много лет действующей системы государственного учета поверхностных и подземных вод, предусматривающего определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.
Данные ГВК являются основой для принятия решений при управлении в области использования и охраны водных объектов. Ведение ГВК осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водам).
В частности, водные ресурсы оцениваются по следующим показателям: ресурсы речного стока - общие и местные, годовые объемы среднемноголетние, обеспеченностью 75, 90 и 95%; подземные воды - эксплуатационные прогнозные ресурсы и разведанные запасы.
Помимо оценки абсолютных показателей (объемов, расходов) естественных водных ресурсов, важное значение имеет относительная характеристика территориальной обеспеченности водными ресурсами, учитывающая степень и эффективность хозяйственного использования последних, а также качество вод и их роль в системе природных комплексов.
Вместе с тем система кадастров природных ресурсов - качественно новая ступень обобщения и регистрации данных о природных ресурсах. Базируясь на принципах системного подхода, кадастровая информация должна предусматривать комплексное и рациональное использование природных ресурсов; согласование общих и отраслевых задач на разных уровнях управления; согласование критериев и показателей учета природных ресурсов, их качественной характеристики и экономической оценки и др. Отсюда одно из главных требований к системе данных о природных ресурсах - необходимость сопоставимости их характеристик с точки зрения поставленных целей. Соответствие характеристик природных ресурсов поставленным задачам обеспечивается их классификацией, которая лежит в основе учета природных ресурсов.
Поскольку земля - общий базис размещения производительных сил, а в отношении биологических ресурсов также и главное средство производства, земельный кадастр следует рассматривать как общую систему сведений о земельных ресурсах, как общую природную основу системы кадастров природных ресурсов, а не только как специальную систему сведений о земельных ресурсах сельскохозяйственного назначения. В производствен- ной практике земельный кадастр часто понимается как кадастр сельскохозяйственных угодий. В настоящее время утвердились и узаконены соответствующим законодательством понятия «земельный кадастр», «лесной кадастр», «водный кадастр». Разрабатываются и другие виды специальных кадастров природных ресурсов, однако понятия «сельскохозяйственный кадастр» нет. Тем не менее, с точки зрения иерархии понятийной системы, «сельскохозяйственный кадастр» имеет такое же отношение к понятию «земельный кадастр», как «лесной кадастр» и кадастры других ресурсов, связанных с производственным, природоохранным, рекреационным использованием земли.
В понятие земли как объекта земельного кадастра входит весь природный комплекс, включающий почву, рельеф, поверхностные и подземные воды, литогенную основу, растительный и животный мир. Это положение предопределяет необходимость разработки научно обоснованных рекомендаций по включению в состав кадастра блока данных, характеризующих состояние и изменение природных территориальных комплексов под влиянием антропогенных факторов, а также достоверной инженерно-экологической и эколого-экономической информации. Выделенные природные территориальные комплексы должны иметь эколого-хозяйственную оценку, включающую определение видов и степени антропогенных нагрузок и устойчивости (средо- и ресурсостабилизации) природных комплексов к этим нагрузкам. В связи с этим важными вопросами являются современный учет и отражение в документах происходящих изменений в природных комплексах. Набор показателей должен быть оптимальным и удобным для практического осуществления.
Существенным моментом является сопоставимость и сводимость кадастровых сведений. Так как управление природопользованием осуществляется по административно-территориальным единицам и оно не всегда совпадает с природными рубежами, то содержание кадастра должно отвечать в первую очередь задачам практики, то есть сложившейся системе управления. Вся кадастровая информация должна быть привязана к административно - территориальному делению. Получение, обработка и анализ данных, включаемых в кадастр, обусловливают необходимость широкого применения ЭВМ, которое предъявляет определенные требования к формам и содержанию кадастровой информации. Ведение усовершенствованного земельного кадастра предполагает единство в понимании отдельных его категорий и применение общепринятой терминологии.
- Понятия, цели, задачи и технологии.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга
- Правовые и организационные основы мониторинга
- Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
- Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации
- Экологическое нормирование
- Нормативная база по оценке экологического риска и оценке предотвращенного ущерба окружающей среде и здоровью населения.
- Международные соглашения в области охраны окружающей среды.
- Мониторинг экологических проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Международный опыт мониторинга проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Моделирование эколого-экономических систем
- Моделирование экосистем и систем использования возобновляемых природных ресурсов.
- Модели загрязнения окружающей среды
- Эколого-экономические модели управления состоянием окружающей среды и техногенными воздействиями на окружающую среду и здоровье населения.
- Социо-эколого-экономические модели
- Модели управления риском здоровью населения
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Организация систем наблюдения
- Организация систем наблюдения
- Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Наблюдения за загрязнением природных вод
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Геоинформационное обеспечение систем мониторинга
- Использование систем анализа эколого-экономической информации
- Решение задачи анализа и прогноза экологической обстановки. Разработка альтернативных градостроительных вариантов
- Прогнозирование в системах мониторинга. Разработка корректирующих мероприятий и программ.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек
- Программа Возрождение Волги
- Мониторинг изменения состояния Рейна
- Мониторинг Великих озер
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг наземных экосистем, находящихся в зоне интенсивного антропогенного воздействия.
- Общие требования
- Основные задачи мониторинга наземных экосистем
- Мониторинг литосферы в зонах интенсивной антропогенной нагрузки, включая мониторинг карстов, оползневых зон и подземных вод.
- Общие требования
- Организация геоэкологического мониторинга
- Требования к сети наблюдений
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Мониторинг природных ресурсов
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов.