Мониторинг природных ресурсов
ГИС - территориальный комплексный кадастр природных ресурсов
СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИИ | |
Наименование тематических слоев ГИС | Ответственная организация |
Картографическая основа | |
Цифровые топографические карты, топографическая, аэро и космосъемочная изученность | Верхневолжское аэрогеодезическое предприятие, Верхневолжская инспекция госгеонадзора |
Реестр создаваемых тематических слоев | |
Демографические показатели, показатели здравоохранения | Облкомстат, Департамент здравоохранения, ОблЦСЭН |
Функциональное зонирование территории | Областной комитет архитектуры и градостроительства |
Недра и полезные ископаемые | Комитет природных pecvpcoв |
Водные ресурсы, водный кадастр | Комитет природных pecvpcoв |
Земельные ресурсы, материалы землеустройства загрязнение почв, применение агрохимикатов | Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Агрохимпроект |
Лесной кадастр | Управление лесами |
Кадастр растительного мира области | Департамент по охране приводы |
Кадастр объектов животного мира, материалы охотоустройства | Управление охотничьего хозяйства |
Данные рыбопромыслового обследования водоемов | Облинспекция рыбоохпаны |
Особо охраняемые природные территории | Департамент по охране природы |
Индикаторы социально- экономического состояния области | Облкомстат
|
Экологическая обстановка на территории области | |
Чрезвычайные экологические ситуации | Гл. управление ГО и ЧС, Нижегородгоскомэкология, Центр экологической безопасности |
Лесные пожары | Управление лесами |
Паводок на территории Нижегородской области | Гл. управление ГО и ЧС, ВВУГМС, Комитет природных ресурсов. ЦЭБ |
Уровень и расход воды в Волге и Оке | ВВУГМС, Комитет природных ресурсов |
Мониторинг качества поверхностных вод
| ВВУГМС, Комитет природных ресурсов, ОблЦСЭН, ЦЭБ |
Мониторинг состояние атмосферного воздуха | ВВУГМС, ЦЭБ |
Радиационная обстановка на территории области | ОблЦСЭН, ВВУГМС, ЦЭБ |
Состояние магистральных трубопроводов | Департамент топливно- энергетического комплекса |
Мониторинг подземных вод | Комитет природных pecvрcoв |
Мониторинг карстоопасных зон и оползневых склонов | Комитет природных pecvpcoв |
Состояние объектов - источников повышенной опасности | Гл. управление ГО и ЧС, Центр экологической безопасности |
База данных о природопользователях | Нижегородгоскомэкология |
Мониторинг эмиссий
Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха
В настоящее время в Нижегородском регионе мониторинг загрязнения атмосферного воздуха осуществляется с помощью девятнадцати постов контроля регионального центра мониторинга загрязнения окружающей среды Гидромета. Десять постов гидрометеорологической службы расположены в областном центре, одиннадцать - в населенных пунктах области.
Четыре автоматизированных поста контроля специфических ароматических углеводородов, расположены на территории г. Дзержинска и принадлежат региональному центру экологического мониторинга.
В территориальном центре мониторинга загрязнений окружающей среды получение данных по основным загрязнителям атмосферного воздуха осуществляется ежедневно. В основном, информация не имеет оперативного характера, и базы данных ведутся для оценки фонового загрязнения атмосферного воздуха той или иной территории. Причины этого кроются в недостаточном финансировании переоснащения химических лабораторий современным автоматизированным оборудованием, а также обусловлены сложностями по своевременной доставке проб из удаленных регионов области.
Наряду с этой системой в Нижнем Новгороде развернута система автоматизированных постов контроля загрязнения атмосферы, с ежечасной передачей информации.
Стационарный пост, обеспечивающий регулярные наблюдения в одной точке местности, представляет собой специально оборудованный павильон, оснащенный соответствующей аппаратурой. С его помощью обеспечивается автоматические измерения метеопараметров и концентрации приоритетных загрязнителей:
-
Скорость ветра
-
Направление ветра
-
Температура воздуха
-
Влажность воздуха
-
Концентрация окиси углерода,
-
Концентрация двуокиси азота,
-
Концентрация двуокиси серы,
-
Концентрация пыли
Мониторинг загрязнения поверхностных вод
Наличие на берегах рек Оки и Волги большого числа организованных источников сбросов создаёт возможность возникновения неконтролируемых превышений концентрации загрязняющих веществ в поверхностных водах, несмотря на существующий контроль силами лабораторий очистных сооружений.
В то же время мониторинг, осуществляемый специально уполномоченными организациями в силу недостаточной частоты замеров не позволяет получить объективную картину техногенной загрязненности, определить источник загрязнения и оперативно предпринять превентивные меры по предотвращению попадания загрязнений в систему водоподготовки.
Необходимо также отметить, что и химические лаборатории на станциях водоподготовки осуществляют контроль качества поверхностных вод по таким важнейшим техногенным загрязнителям, например, как нефтепродукты или синтетические поверхностно-активные вещества с недопустимо большим периодом (как правило, не чаще, чем 1 раз в неделю).
Вышеизложенные обстоятельства обусловили необходимость создания в области вневедомственной системы мониторинга поверхностных вод на действующих водозаборных сооружениях:
-
Павловский (р. Ока);
-
Желнинский (р.Ока);
-
Богородский (р. Ока);
-
Автозаводский (р. Ока);
-
Ново-Сормовский (р. Волга);
-
Балахнинский (р. Волга).
Оборудование постов контроля качества поверхностных вод укомплектовано достаточно традиционными видами приборов, большинство из которых аналогично оборудованию традиционных лабораторий на станциях водоподготовки и очистных сооружениях. Как следует из перечня измеряемых ингредиентов, для определения концентрации этих веществ используются приборы, которые условно, по принципу действия, можно разделить на следующие группы: фотометрические (в том числе и флуориметрические), ионометрические (в т. ч. кондуктометрические и потенциометрические) и хроматографические.
Сформированная таким образом система раннего предупреждения - «пояс безопасности» водозаборов Нижегородской промагломерации - не претендует на решение всех задач, как в плане количества измеряемых ингредиентов, временных регламентов производимых замеров, так и оптимальности расположения постов. Тем не менее, наличие ежедневного потока информации позволило качественно изменить некоторые существовавшие до последнего времени представления о параметрах, характеризующих загрязнение поверхностных вод, что, в конечном счете, повлияло на формирование некоторых аспектов экологической политики в регионе и повлекло за собой разработку и принятие новых управленческих решений.
Система мониторинга радиационной обстановки
В основе построения территориальной системы контроля за радиационной обстановкой заложен иерархический принцип. На нижнем уровне осуществляется сбор и предварительная обработка информации с дальнейшей ее передачей на верхние уровни, где производится ее полная обработка, анализ и распределение по назначению.
На нижнем уровне охватываются следующие направления:
1. Определение возникновения угрозы радиационного поражения области вследствие трансграничных переносов зараженных воздушных или водных масс - используются распределенные посты радиационного мониторинга воздушной и водной среды. Фиксируется факт повышения радиационного фона и ряд соответствующих показателей - величины фона, динамика изменения, направление и скорость перемещения фронта загрязнения и др.
2. Мониторинг радиационной обстановки на потенциально-опасных объектах, находящихся на территории области - используются посты контроля радиационной обстановки в местах расположения таких объектов с учетом возможной потенциальной опасности.
3. Контроль транспортировки по автомобильным, железнодорожным и водным магистралям, а также на авиатранспорте грузов, содержащих радиоактивные вещества - используются специальные стационарные посты и мобильные передвижные средства контроля в узловых точках транспортных потоков и на таможенных складах. Сюда же входит учет перемещения радиоактивных веществ применительно к предприятиям, использующих соответствующие изотопы.
4. Контроль продуктов питания, поступающих для реализации населению, на предмет радиационного загрязнения.
Принцип создания областной системы радиационного контроля - трехступенчатый.
1. Сеть постов радиационного контроля, в том числе и автоматизированных, расположенных по специально разработанной схеме и позволяющих проводить постоянное наблюдение за радиационной обстановкой в области.
2. Сеть областных и районных стационарных радиометрических лабораторий специально уполномоченных органов, задачей которых является проведение анализов проб воды, почвы, воздуха и т.д., а также завозимых в область продуктов питания, стройматериалов и пр. на содержание различных радионуклидов.
3. Парк передвижных радиометрических лабораторий для создания и оперативного обновления карты радиационной обстановки области.
- Понятия, цели, задачи и технологии.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга
- Правовые и организационные основы мониторинга
- Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
- Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации
- Экологическое нормирование
- Нормативная база по оценке экологического риска и оценке предотвращенного ущерба окружающей среде и здоровью населения.
- Международные соглашения в области охраны окружающей среды.
- Мониторинг экологических проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Международный опыт мониторинга проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Моделирование эколого-экономических систем
- Моделирование экосистем и систем использования возобновляемых природных ресурсов.
- Модели загрязнения окружающей среды
- Эколого-экономические модели управления состоянием окружающей среды и техногенными воздействиями на окружающую среду и здоровье населения.
- Социо-эколого-экономические модели
- Модели управления риском здоровью населения
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Организация систем наблюдения
- Организация систем наблюдения
- Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Наблюдения за загрязнением природных вод
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Геоинформационное обеспечение систем мониторинга
- Использование систем анализа эколого-экономической информации
- Решение задачи анализа и прогноза экологической обстановки. Разработка альтернативных градостроительных вариантов
- Прогнозирование в системах мониторинга. Разработка корректирующих мероприятий и программ.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек
- Программа Возрождение Волги
- Мониторинг изменения состояния Рейна
- Мониторинг Великих озер
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг наземных экосистем, находящихся в зоне интенсивного антропогенного воздействия.
- Общие требования
- Основные задачи мониторинга наземных экосистем
- Мониторинг литосферы в зонах интенсивной антропогенной нагрузки, включая мониторинг карстов, оползневых зон и подземных вод.
- Общие требования
- Организация геоэкологического мониторинга
- Требования к сети наблюдений
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Мониторинг природных ресурсов
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов.