logo
КЗПС Крюкова литература / Эколого-экономич

Мониторинг природных ресурсов

ГИС - территориальный комплексный кадастр природных ресурсов

СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИИ

Наименование тематических слоев ГИС

Ответственная организация

Картографическая основа

Цифровые топографические карты, топографическая, аэро и космосъемочная изученность

Верхневолжское аэрогеодезическое предприятие, Верхневолжская инспекция госгеонадзора

Реестр создаваемых тематических слоев

Демографические показатели, показатели здравоохранения

Облкомстат, Департамент здравоохранения, ОблЦСЭН

Функциональное зонирование территории

Областной комитет архитектуры и градостроительства

Недра и полезные ископаемые

Комитет природных pecvpcoв

Водные ресурсы, водный кадастр

Комитет природных pecvpcoв

Земельные ресурсы, материалы землеустройства загрязнение почв, применение агрохимикатов

Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, Агрохимпроект

Лесной кадастр

Управление лесами

Кадастр растительного мира области

Департамент по охране приводы

Кадастр объектов животного мира, материалы охотоустройства

Управление охотничьего хозяйства

Данные рыбопромыслового обследования водоемов

Облинспекция рыбоохпаны

Особо охраняемые природные территории

Департамент по охране природы

Индикаторы социально-

экономического состояния области

Облкомстат

Экологическая обстановка на территории области

Чрезвычайные экологические ситуации

Гл. управление ГО и ЧС, Нижегородгоскомэкология, Центр экологической безопасности

Лесные пожары

Управление лесами

Паводок на территории Нижегородской области

Гл. управление ГО и ЧС, ВВУГМС, Комитет природных ресурсов. ЦЭБ

Уровень и расход воды в Волге и Оке

ВВУГМС, Комитет природных ресурсов

Мониторинг качества поверхностных вод

ВВУГМС, Комитет природных ресурсов, ОблЦСЭН, ЦЭБ

Мониторинг состояние атмосферного воздуха

ВВУГМС, ЦЭБ

Радиационная обстановка на территории области

ОблЦСЭН, ВВУГМС, ЦЭБ

Состояние магистральных трубопроводов

Департамент топливно- энергетического комплекса

Мониторинг подземных вод

Комитет природных pecvрcoв

Мониторинг карстоопасных зон и оползневых склонов

Комитет природных pecvpcoв

Состояние объектов - источников повышенной опасности

Гл. управление ГО и ЧС, Центр экологической безопасности

База данных о природопользователях

Нижегородгоскомэкология

Мониторинг эмиссий

Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха

В настоящее время в Нижегородском регионе мониторинг загрязнения атмосферного воздуха осуществляется с помощью девятнадцати постов контроля регионального центра мониторинга загрязнения окружающей среды Гидромета. Десять постов гидрометеорологической службы расположены в областном центре, одиннадцать - в населенных пунктах области.

Четыре автоматизированных поста контроля специфических ароматических углеводородов, расположены на территории г. Дзержинска и принадлежат региональному центру экологического мониторинга.

В территориальном центре мониторинга загрязнений окружающей среды получение данных по основным загрязнителям атмосферного воздуха осуществляется ежедневно. В основном, информация не имеет оперативного характера, и базы данных ведутся для оценки фонового загрязнения атмосферного воздуха той или иной территории. Причины этого кроются в недостаточном финансировании переоснащения химических лабораторий современным автоматизированным оборудованием, а также обусловлены сложностями по своевременной доставке проб из удаленных регионов области.

Наряду с этой системой в Нижнем Новгороде развернута система автоматизированных постов контроля загрязнения атмосферы, с ежечасной передачей информации.

Стационарный пост, обеспечивающий регулярные наблюдения в одной точке местности, представляет собой специально оборудованный павильон, оснащенный соответствующей аппаратурой. С его помощью обеспечивается автоматические измерения метеопараметров и концентрации приоритетных загрязнителей:

Мониторинг загрязнения поверхностных вод

Наличие на берегах рек Оки и Волги большого числа организованных источников сбросов создаёт возможность возникновения неконтролируемых превышений концентрации загрязняющих веществ в поверхностных водах, несмотря на существующий контроль силами лабораторий очистных сооружений.

В то же время мониторинг, осуществляемый специально уполномоченными организациями в силу недостаточной частоты замеров не позволяет получить объективную картину техногенной загрязненности, определить источник загрязнения и оперативно предпринять превентивные меры по предотвращению попадания загрязнений в систему водоподготовки.

Необходимо также отметить, что и химические лаборатории на станциях водоподготовки осуществляют контроль качества поверхностных вод по таким важнейшим техногенным загрязнителям, например, как нефтепродукты или синтетические поверхностно-активные вещества с недопустимо большим периодом (как правило, не чаще, чем 1 раз в неделю).

Вышеизложенные обстоятельства обусловили необходимость создания в области вневедомственной системы мониторинга поверхностных вод на действующих водозаборных сооружениях:

Оборудование постов контроля качества поверхностных вод укомплектовано достаточно традиционными видами приборов, большинство из которых аналогично оборудованию традиционных лабораторий на станциях водоподготовки и очистных сооружениях. Как следует из перечня измеряемых ингредиентов, для определения концентрации этих веществ используются приборы, которые условно, по принципу действия, можно разделить на следующие группы: фотометрические (в том числе и флуориметрические), ионометрические (в т. ч. кондуктометрические и потенциометрические) и хроматографические.

Сформированная таким образом система раннего предупреждения - «пояс безопасности» водозаборов Нижегородской промагломерации - не претендует на решение всех задач, как в плане количества измеряемых ингредиентов, временных регламентов производимых замеров, так и оптимальности расположения постов. Тем не менее, наличие ежедневного потока информации позволило качественно изменить некоторые существовавшие до последнего времени представления о параметрах, характеризующих загрязнение поверхностных вод, что, в конечном счете, повлияло на формирование некоторых аспектов экологической политики в регионе и повлекло за собой разработку и принятие новых управленческих решений.

Система мониторинга радиационной обстановки

В основе построения территориальной системы контроля за радиационной обстановкой заложен иерархический принцип. На нижнем уровне осуществляется сбор и предварительная обработка информации с дальнейшей ее передачей на верхние уровни, где производится ее полная обработка, анализ и распределение по назначению.

На нижнем уровне охватываются следующие направления:

1. Определение возникновения угрозы радиационного поражения области вследствие трансграничных переносов зараженных воздушных или водных масс - используются распределенные посты радиационного мониторинга воздушной и водной среды. Фиксируется факт повышения радиационного фона и ряд соответствующих показателей - величины фона, динамика изменения, направление и скорость перемещения фронта загрязнения и др.

2. Мониторинг радиационной обстановки на потенциально-опасных объектах, находящихся на территории области - используются посты контроля радиационной обстановки в местах расположения таких объектов с учетом возможной потенциальной опасности.

3. Контроль транспортировки по автомобильным, железнодорожным и водным магистралям, а также на авиатранспорте грузов, содержащих радиоактивные вещества - используются специальные стационарные посты и мобильные передвижные средства контроля в узловых точках транспортных потоков и на таможенных складах. Сюда же входит учет перемещения радиоактивных веществ применительно к предприятиям, использующих соответствующие изотопы.

4. Контроль продуктов питания, поступающих для реализации населению, на предмет радиационного загрязнения.

Принцип создания областной системы радиационного контроля - трехступенчатый.

1. Сеть постов радиационного контроля, в том числе и автоматизированных, расположенных по специально разработанной схеме и позволяющих проводить постоянное наблюдение за радиационной обстановкой в области.

2. Сеть областных и районных стационарных радиометрических лабораторий специально уполномоченных органов, задачей которых является проведение анализов проб воды, почвы, воздуха и т.д., а также завозимых в область продуктов питания, стройматериалов и пр. на содержание различных радионуклидов.

3. Парк передвижных радиометрических лабораторий для создания и оперативного обновления карты радиационной обстановки области.