Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
Экоинформационная деятельность Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП)
Создание глобальной системы наблюдения (ГСН) за окружающей средой было определено одной из трех основных задач Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), созданной в 1972 г. со штаб-квартирой в г. Найроби (Кения). В задачи ГСН, функционирующей с 1974 г., входит изучение взаимодействия между человеком и окружающей средой (ОС) и обеспечение раннего оповещения о потенциальных опасностях для ОС. Еще на 4-й сессии совета управляющих ЮНЕП (1976 г.) было дано определение ГСН как динамического процесса комплексной оценки ОС, посредством которого происходит выявление соответствующих проблем ОС, сбор и оценка необходимых данных для обеспечения информационной базы и понимания проблем с целью эффективного управления природопользованием. В ГСН кроме ЮНЕП наиболее активное участие принимают Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная организация здравоохранения (BO3), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и ЮНЕСКО.
ГСН состоит в рамках ЮНЕП из трех компонентов: глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), международного регистра потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ) и международной справочной системы ИНФОТЕРРА. По каждому из этих трех направлений в секретариате ЮНЕП созданы центры программной деятельности (ЦПД).
Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС)
ЦПД глобальной системы мониторинга окружающей среды начал действовать с 1975 г. для координации международной деятельности по мониторингу ОС (не дублировать существующие центры мониторинга ОС, а быть для них связующим звеном), выработке рекомендаций по стимулированию и созданию новых станций мониторинга и финансовой поддержке уже проводимых работ.
Важную роль играет в ГСМОС Исследовательский центр по мониторингу и оценкам (Monitoring and Assessment Research Centre — MARC), который готовит раз в два года доклады по данным об окружающей среде. В 1989 г. создан Мировой центр мониторинга сохранения природы (ЮНЕП / Мировой фонд дикой природы / Международный союз охраны природы) в качестве компонента ГСМОС, основная задача которого состоит в сборе данных по состоянию редких и находящихся под угрозой видов растений и животных, паркам и заповедным территориям и торговле животными.
Были определены следующие цели ГСМОС: расширенная система раннего оповещения о грозящих человеку опасностях; оценка глобального атмосферного загрязнения и его влияния на климат; оценка масштабов и распределения загрязнения, веществ в биологических системах, в частности в пищевых цепях; оценка критических проблем ОС, связанных с сельским хозяйством и использованием земель; оценка реакции экосистем суши на воздействие, оказываемое на ОС; оценка состояния загрязнения океанов и его влияния на морские экосистемы; более совершенная международная система предупреждения стихийных бедствий.
ГСМОС включает три основных направления деятельности: мониторинг, управление данными (не только подготовка таблиц и сводок данных, но и координация, верификация, гармонизация и анализ ключевых экологических данных с помощью современной вычислительной техники) и оценки состояния окружающей среды («продукция» ГСН, которая используется правительствами для принятия решений и при подготовке международных соглашений и конвенций).
В начале 90-х годов ГСМОС взаимодействует с 25 крупными сетями глобального мониторинга ОС и проводит деятельность в 142 странах с участием более 30 тыс. специалистов. Установлены общие требования к качеству информации, проводятся, интеркалибровочные испытания используемых в разных странах измерительных приборов.
Оценка ОС ведется в трех областях: климата в физической ОС, возобновляемых природных ресурсов и воздействия химических веществ на здоровье человека. ЦПД ГСМОС проводит работу по пяти основным программам, связанным с загрязнением ОС в связи со здоровьем человека (с участием ВОЗ), климатом (с ВМО), дальним переносом загрязняющих веществ (с Европейской экономической комиссией ООН — ЕЭК ООН и ВМО), возобновляемыми природными ресурсами суши (с ФАО и ЮНЕСКО) и океанами (с ВМО и Международным океанографическим комитетом— МОК ЮНЕСКО).
Программа мониторинга климата ведется в следующих основных направлениях: мониторинг фонового загрязнения атмосферы (совместно с ВМО), всемирная служба мониторинга ледников - ВСМЛ (около 750 станций в 21 стране) с участием ЮНЕСКО и Швейцарского федерального института технологии, мониторинг состава атмосферы и компонентов, воздействующих на тепловой баланс «суша - атмосфера». ВСМЛ отслуживает изменения климата. Сеть фонового мониторинга загрязнения атмосферы - СФМЗА, охватывающая 95 стран, и система наблюдения за глобальным озоновым слоем ВМО следят за загрязнителями воздуха, включая «парниковые» газы и изменения в озоновом слое Земли. Данные СФМЗА также используются для глобальной оценки кислотных осадков и их последствий.
Комплексный мониторинг загрязнения окружающей среды, связанный с проблемами здоровья человека, начался в ЮНЕП совместно с ВОЗ в трех областях - загрязнение воздуха, качества питьевой воды и заражение пищевых продуктов, которые были объединены в одну программу, затем стали собирать информацию о переходе загрязняющих веществ из одной среды в другую с целью создать комплексную программу мониторинга, связанного с здравоохранением. Мониторинг уровня загрязнения воздуха (CO2 и суммарные взвешенные частицы) проводится в рамках ГСМОС в 200 городах 50 стран, загрязнения продуктов питания (ЮНЕП - ВМО, ФАО) - в 23 национальных центрах, качества воды (ЮНЕП - ВОЗ/ЮНЕСКО/ВМО) - на 341 станции в 41 стране. Дальнейшее развитие эта деятельность получила в программе оценки и выявления воздействия на человека загрязняющих веществ (Human Exposure Assessment Location Programme - HEAL), в рамках которой оценивается суммарное воздействие на определенные группы населения загрязняющих веществ из всех источников, через потребление жидкости и пищи, вдыхаемый воздух и воздействие на кожу.
Деятельность по мониторингу возобновляемых природных ресурсов суши ЮНЕП осуществляет совместно с ФАО и ЮНЕСКО: мониторинг тропических лесов, пастбищ и опустынивания. Используется сравнение данных, полученных со спутников, самолетов (сбор данных о растительности и популяциях животных) и наблюдений (данные об отдельных видах флоры и типах почв). Первый доклад о состоянии тропических лесов подготовлен ЮНЕП в 1982 г. на базе материалов, полученных от правительств. В настоящее время ЮНЕП и ФАО испытывают методику картографирования и мониторинга широкомасштабных изменений лесного покрова с помощью радиометров разрешающей способностью для верификации имеющейся информации о лесных ресурсах.
Программа, касающаяся дальнего переноса загрязнений воздуха (ЕМЕП) в Европе на базе двух центров сбора данных-в Москве и Осло, осуществляется совместно с ЕЭК ООН и ВМО в соответствии с решениями Общеевропейского совещания по сотрудничеству в области охраны окружающей среды (Женева, 1979 г.). Разрабатываются методы изучения последствий кислотных осадков на леса. Активно работает комитет по озоновому слою, важным результатом деятельности явилась разработка конвенции по сохранению озонового слоя Земли (была подписана в марте 1985 г.). Проводится разработка рамочной конвенции по климату к Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.).
В области мониторинга океанов ЦПД ГСМОС занимается совместно с МОК ЮНЕСКО и ВМО вопросами морского загрязнения нефтепродуктами вдоль основных линий судоходства. Большинство же мероприятий в этой области проводится не ЦПД ГСМОС, а ЦНД по океанам и прибрежным зонам.
- Понятия, цели, задачи и технологии.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга
- Правовые и организационные основы мониторинга
- Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
- Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации
- Экологическое нормирование
- Нормативная база по оценке экологического риска и оценке предотвращенного ущерба окружающей среде и здоровью населения.
- Международные соглашения в области охраны окружающей среды.
- Мониторинг экологических проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Международный опыт мониторинга проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Моделирование эколого-экономических систем
- Моделирование экосистем и систем использования возобновляемых природных ресурсов.
- Модели загрязнения окружающей среды
- Эколого-экономические модели управления состоянием окружающей среды и техногенными воздействиями на окружающую среду и здоровье населения.
- Социо-эколого-экономические модели
- Модели управления риском здоровью населения
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Организация систем наблюдения
- Организация систем наблюдения
- Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Наблюдения за загрязнением природных вод
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Геоинформационное обеспечение систем мониторинга
- Использование систем анализа эколого-экономической информации
- Решение задачи анализа и прогноза экологической обстановки. Разработка альтернативных градостроительных вариантов
- Прогнозирование в системах мониторинга. Разработка корректирующих мероприятий и программ.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек
- Программа Возрождение Волги
- Мониторинг изменения состояния Рейна
- Мониторинг Великих озер
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг наземных экосистем, находящихся в зоне интенсивного антропогенного воздействия.
- Общие требования
- Основные задачи мониторинга наземных экосистем
- Мониторинг литосферы в зонах интенсивной антропогенной нагрузки, включая мониторинг карстов, оползневых зон и подземных вод.
- Общие требования
- Организация геоэкологического мониторинга
- Требования к сети наблюдений
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Мониторинг природных ресурсов
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов.