Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга
Целью мониторинга в общем случае является обеспечение управления своевременной и достоверной информацией.
Задачами мониторинга по обеспечению управленческой деятельности являются:
-
Оценка показателей состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;
-
Выявление причин и последствий таких изменений;
-
Определение корректирующих мер в случае недостижения целевых показателей;
-
Создание предпосылки проведения превентивных мероприятий до того как будет нанесен ущерб.
Задачами мониторинга по направлениям деятельности являются:
-
Наблюдение за источниками;
-
Наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
-
Наблюдения за состоянием окружающей природной среды и происходящими в ней под действием антропогенных факторов изменениями и процессами.
-
Оценка прогнозируемого состояния.
Информационный портрет
Информационный портрет обстановки представляет собой совокупность графически представленных пространственно распределенных данных, привязанных к карте местности и характеризующих обстановку на некоторой территории. Локальному уровню, привязанному к масштабу 1:25000 и более, соответствует наличие в портрете всех источников эмиссий. Представление на региональном уровне требует проведения обобщения информации, выполняемого по специальным процедурам, взаимоувязанным с целями и задачами мониторинга.
Циклический метод уточнения модели. Гибридная технология наблюдения.
Обычно уточнение модели имеет четырехступенчатый характер. На первой ступени на основе анализа наблюдений угадываются общие закономерности. На втором этапе переходят от математической модели к следствиям для реального мира.. Третий этап – это сравнение результатов моделирования с существующими наблюдениями. Четвертый этап – это уточнение модели. Далее процедура может повториться вплоть до достижения необходимой точности.
Организация и развитие системы эколого-экономического мониторинга окружающей среды осуществляется на основе следующих принципов:
1) Принцип соответствия работ по объему, содержанию и качеству установленной цели. Содержание работ, проводимых в рамках мониторинга, и требования к ним определяются конкретной задачей, в интересах которой проводится мониторинг, и обеспечивают получение информации о состоянии системы по объему, содержанию и качеству достаточной для полного решения задачи.
2) Принцип соответствия работ запросам конкретного пользователя. Мониторинг имеет адресный характер, то есть ориентирован на использование полученной информации определенными потребителями или группами потребителей. В тех случаях, когда наблюдения за состоянием системы проводятся с целью накопления данных, прогнозируется использование этих данных и. исходя из прогноза, определяются требования к содержанию и режимам наблюдений, а также к режиму и формам хранения данных.
3) Принцип объединения регламентной и чрезвычайной информации. Мониторинг окружающей среды предусматривает получение информации о состоянии ОПС как в повседневных условиях, так и в условиях чрезвычайных ситуаций (аварий) с неблагоприятными или катастрофическими экологическими последствиями. При этом оперативность получения информации, ее обобщения и представления потребителю должна отвечать требованиям указанных условий.
4) Принцип объединения стандартных работ и работ, выполняемых по специальной программе. Работы подразделяются на стандартные, выполняемые в течение длительного времени и предусматривающие широкое и повсеместное использование получаемой информации, и нестандартные, выполняемые при реализации разовых специальных проектов. Стандартные работы основываются на применении типовых методик, программ наблюдений за состоянием ОПС, программно-математических и аппаратурно-технических средств и других видов обёспечения мониторинга окружающей среды. Применение типовых решений обеспечивает единство требований к содержанию и качеству получаемой информации вне зависимости от места и времени ее получения. Нестандартные работы проводятся при разовых обследованиях состояния ОПС уточнении перечней подлежащих контролю загрязняющих веществ, проведении научно-исследовательских и экспериментальных работ в области охраны ОПС и пр.
5) Принцип комплексности различных уровней мониторинга. Мониторинг окружающей среды имеет комплексный характер. Объединение элементов и подсистем осуществляется на двух уровнях:
-
уровне разработки и реализации программ наблюдений, оценки и прогноза состояния ОПС,
-
уровне организации и выполнения отдельных видов работ (например. аналитические работы, пробоотбор, разработка моделей загрязнения ОПС, разработка нормативов воздействий на ОПС и пр.).
б) Принцип динамичности.. Мониторинг окружающей среды имеет динамичный характер, что предусматривает вовлечение в сферу наблюдений новых видов и типов загрязнений ОПС и воздействий на нее расширение круга задач, решаемых при оценке и прогнозе состояния ОПС, расширение географии мониторинга окружающей среды за счет вовлечения в его сферу новых территорий и источников загрязнения ОПС.
7) Принцип научности. Мониторинг окружающей среды предусматривает выполнение работ и научных исследований, направленных на развитие и совершенствование мониторинга окружающей среды и всех видов его обеспечения (организационного, методологического, метрологического, нормативно- методического, правового, программно-математического, аппаратурно-технического и пр.).
8) Принцип соответствия международным и российским схемам, структурам и методам. Организация мониторинга окружающей среды и его функционирование ориентированы на принятые в России и в международном сообществе схемы и структуры управления обществом состоянием ОПС и экологической безопасностью и должно отвечать иерархии этих схем и структур.
Анализ эколого-экономических систем
Основными причинами ухудшения состояния среды обитания человека, нарушения функциональной целостности экосистем, истощения природных ресурсов являются антропогенные воздействия на ОПС.
Антропогенные воздействия обусловлены различными факторами, среди которых следует выделить:
-
поступление загрязняющих веществ в ОПС;
-
изъятие природных ресурсов;
-
разрушение естественно сложившихся природных структур.
Источниками поступления загрязняющих веществ в ОПС являются:
-
выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными, энергетическими, транспортными и другими объектами;
-
сбросы сточных вод в водные объекты;
-
поверхностные смывы загрязняют и биогенных веществ в поверхностные воды суши и моря;
-
внесение на земную поверхность и/или в почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности;
-
места захоронения и складирования промышленных и коммунальных отходов;
-
техногенные аварии, приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и/или разливу жидких загрязняющих и опасных веществ;
-
поступление загрязняющих веществ в геологическую среду через скважины и спуры эксплуатационные, разведочные и наблюдательные). Загрязняющие вещества, поступившие в ОПC, в дальнейшем подчиняются законам атмосферного переноса и геохимической миграции.
Таким образом, процессы загрязнения ОПС, обусловленные антропогенными причинами, необходимо рассматривать с позиций геосистемного подхода на фоне природных миграционных циклов и естественных процессов.
Обеспечение экологической безопасности путем нормирования антропогенных нагрузок на ОПС приводит к необходимости реализации мониторинга окружающей среды на основе концепции слабого звена экосистемы:
-
на ландшафтном (геосистемном) уровне - это зоны вторичного накопления загрязняющих веществ (химические, термодинамические, физико-химические и др. ландшафтно- геохимические барьеры);
-
на популяционном уровне - это виды-биоиндикаторы; - на организменном уровне - это критические органы.
Геосистемный подход обеспечивает строгую иерархию систем и процессов по характерным временам и характерную масштабам:
-
быстро протекающие (короткопериодические, непериодические) процессы;
-
медленно протекающие процессы.
К быстро протекающим процессам относятся переносы загрязняющих веществ, включающие:
-
процессы атмосферного переноса;
-
процессы переноса и миграции в водной среде.
Наблюдение за этими процессами целесообразно проводить с помощью автоматизированных информационно-измерительных систем.
К медленно протекающим процессам относятся процессы ландшафтно-геохжиического перераспределения загрязняют веществ, включающие:
-
миграцию загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня грунтовых вод,
-
миграцию загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому сопряжению (почвенно- геохимическая катена) с учетом геохимических барьеров и биогеохимических круговоротов;
биогеохимический круговорот, продуктивность фито-зооценозов, их видовой состав, сукцессии;
-
распространение по большим площадям видов фито- и зооиндикаторов (почвенная мезофауна), лихеноиндикация и т.д.
Наблюдение за этими процессами целесообразно проводить периодически на специально выделенной системе пунктов: наблюдения.
Анализ техногенных и экономических составляющих предполагает выделение в них слабого звена. В первую очередь им могут оказаться источники экологической опасности, характеризующиеся высоким уровнем риска возникновения аварий, природно-техногенных катастроф, а также объекты, создающие перманентно высокие уровни воздействия на окружающую среду. Возникновению слабого звена способствует недостаточное финансирование мероприятий и программ по обеспечению экологической безопасности и снижению воздействия на окружающую среду.
- Понятия, цели, задачи и технологии.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга
- Правовые и организационные основы мониторинга
- Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
- Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации
- Экологическое нормирование
- Нормативная база по оценке экологического риска и оценке предотвращенного ущерба окружающей среде и здоровью населения.
- Международные соглашения в области охраны окружающей среды.
- Мониторинг экологических проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Международный опыт мониторинга проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Моделирование эколого-экономических систем
- Моделирование экосистем и систем использования возобновляемых природных ресурсов.
- Модели загрязнения окружающей среды
- Эколого-экономические модели управления состоянием окружающей среды и техногенными воздействиями на окружающую среду и здоровье населения.
- Социо-эколого-экономические модели
- Модели управления риском здоровью населения
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Организация систем наблюдения
- Организация систем наблюдения
- Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Наблюдения за загрязнением природных вод
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Геоинформационное обеспечение систем мониторинга
- Использование систем анализа эколого-экономической информации
- Решение задачи анализа и прогноза экологической обстановки. Разработка альтернативных градостроительных вариантов
- Прогнозирование в системах мониторинга. Разработка корректирующих мероприятий и программ.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек
- Программа Возрождение Волги
- Мониторинг изменения состояния Рейна
- Мониторинг Великих озер
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг наземных экосистем, находящихся в зоне интенсивного антропогенного воздействия.
- Общие требования
- Основные задачи мониторинга наземных экосистем
- Мониторинг литосферы в зонах интенсивной антропогенной нагрузки, включая мониторинг карстов, оползневых зон и подземных вод.
- Общие требования
- Организация геоэкологического мониторинга
- Требования к сети наблюдений
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Мониторинг природных ресурсов
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов.