Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
Потенциальный ущерб здоровью населения определяется как произведение цены натурального ущерба за один случай наступления негативного эффекта (жалобы, заболеваемость, инвалидность, смертность) на вероятное число таких случаев (популяционный риск).
Г де:
i - вид негативного эффекта (жалоба, заболеваемость, смертность);
αi - цена ущерба единичного случая i-ого негативного эффекта;
Riskj A(x,y) - индивидуальный риск возникновения j-ого негативного эффекта в точке А(x,y);
RiskjA*Nk- популяционный риск возникновения i-ого негативного эффекта в k-той точке.
В дальнейшем рассматривается только влияние загрязнения на рост онкологической или иной хронической заболеваемости.
Для оценки предлагается использовать оценку ежегодных затрат для канцерогенных рисков (онкологических заболеваний) - 17300 руб./год на 1 заболевшего и для неканцерогенных рисков - 1370 руб./год.
Для обоснования указанных выше оценок ущербов будем исходить из того, что основу составляет потеря в валовом национальном продукте. Для оценок исходим из того, что ВНП на душу населения составляет 50 000 рублей в год, или 200 рублей за один рабочий день на душу населения. В этом случае один случай преждевременной смерти соответствует 30 годовым ВВП на душу населения или 1500 тысяч рублей ($50,000,00). Одни случай преждевременной смерти в среднем эквивалентен сокращению продолжительности жизни на 30 лет или на 10950 дней. Один случай хронического заболевания в среднем приводит к утрате трудоспособности примерно на 10 дней в год, что примерно в 1100 раз меньше [68]. Стоимость одного случая болезни в этом случае оценивается в 1370 рублей ($46,00). С учетом стоимости 2 дней стационарного лечения это составляет 1870 рублей.
Различные оценки российских и зарубежных авторов дают в среднем близкую величину, хотя разброс оценок очень велик: от $700,00 (200 МРОТ) до $50 000,00 для России и до $1 000 000,00 для развитых стран. Предлагаемый подход ориентирован на учет поддающихся количественной оценке объективных потерь для всего общества. Он не учитывает ближайшие и отдаленные необратимые социальные последствия морального, генетического и нравственного характера, которые могут в отдельных случаях существенного превысить предлагаемую оценку. Именно к такому выводу приходят как российские, так и зарубежные авторы, по оценкам которых социальная составляющая стоимости жизни лежит в диапазоне от 3 до 7 млн. долларов для развитых стран и от 20 тысяч до 450 тысяч долларов для России Для полного учета ущерба эту составляющую необходимо складывать с объективной составляющей Однако для целей управленческой деятельности, ориентированной на планирование и оценку расходования бюджетных средств, важен в первую очередь учет объективной составляющей.
Для более точного учета инвалидности нужен более детальный анализ причин заболеваний и их статистических показателей. Ее учет принципиален для анализа онкологической заболеваемости. 67 % онкологических заболеваний приводит к ранней инвалидности. За год затраты на лечение в стационарных условиях составляют 6300 рублей в расчете на одного больного. С учетом высокой доли случаев инвалидности для онкологической заболеваемости один случай заболеваемости соответствует утрате трудоспособности не менее чем на 55 дней рабочих дней ежегодно. В этом случае один случай онкологического заболевания стоит с учетом затрат на лечение в стационарных условиях 17300 рублей.
Таким образом, каждая микротерритория, на которой расположены жилые дома, может быть охарактеризована по уровню потенциального ущерба. Потенциальные ущербы, связанные с влиянием химического загрязнения атмосферного воздуха, шума и загрязнения питьевой воды на возможное увеличение канцерогенных и неканцерогенных рисков суммируется. В результате появляется единственная универсальная пригодная для финансовых расчетов характеристика жилых зон. Для сравнения различных зон по социальным условиям предлагается использовать величину душевого потенциального ущерба, по экологическим условиям - величину потенциального ущерба на единицу площади.
Сравнение различных микротерриторий дает основания для выделения наиболее напряженных экологических зон с высокой степенью детализации вплоть до домов.
Эффективность мероприятий, направленных на оздоровление экологической обстановки в различных зонах, может быть оценена с одной стороны исходя из их финансовых и экономических показателей, а с другой стороны, - исходя из величины предотвращенного ущерба. Оценка капитальных и эксплуатационных затрат осуществляется исходя из проектной документации, бизнес-планов, программ и планов мероприятий. При этом необходимо осуществлять дисконтирование будущих затрат и выгод. Для современных российских условий при банковской ставке более r=15 % и налоге на прибыль T=32 % для оценок можно использовать коэффициент дисконтирования d=r*(1-T) = 0,1.
Для источников, оставшихся после реализации мероприятия, проводится расчет канцерогенных и неканцерогенных индивидуальных рисков. Их изменение по сравнению с фактической ситуацией является мерой эффективности мероприятия
∆Riski = Riski (present)-Riski (future);
∆Yi = αi *∆Riski
Рассчитывается суммарный предотвращенный ущерб для всех негативных факторов, создающих канцерогенный и неканцерогенный риски:
Проведение мероприятия, приводящего к снижению риска здоровью, ведет к дополнительным затратам, целесообразность которых можно оценить, проведя анализ "Затраты - выгоды".
Для каждого мероприятия рассчитываются чистый дисконтированный доход (NPV).
Где i - год выполнения проекта, Pi - доходы проекта в i - год, ΔY - предотвращенный ущерб здоровью, r - норма прибыли, Сi - затраты на реализацию проекта в i - год. Как правило C0 не равно нулю, доходы же начинают учитывать после окончания первого года выполнения проекта.
Вторым критерием является внутренняя норма прибыли (IRR), равная значению r, при котором NPV=0. Отбор проектов на альтернативной основе осуществляется на основе критерия «чистый дисконтированный доход» NPV Проекты, для которых выгоды, включая предотвращенный ущерб здоровью, оказываются меньшими затрат, не удовлетворяют строгому критерию выгодности. Их выполнение может осуществляться с учетом других социальных и политических выгод, не учитываемых в данном критерии.
Для проектов, удовлетворяющих критерию NPV, рассчитывается критерий «внутренняя норма прибыли» (IRR). Приоритетность их реализации устанавливается исходя из величины внутренней нормы прибыли. Наиболее предпочтительным является проект с наибольшим IRR
Анализ мероприятий для включения в программу осуществляется на основе расчета приведенных выгод от реализации всех предлагаемых проектов, располагаемых на графике "Затраты-выгоды" в порядке убывания внутренней нормы доходности.
Рассчитывается чистый дисконтированный доход для суммы проектов. Проект, добавление которого в инвестиционный портфель не привело к превращению ЧДД из положительного в отрицательный, включается в программу. Проект, добавление которого в инвестиционный портфель привело к превращению ЧДД из положительного в отрицательный, не включается в программу.
- Понятия, цели, задачи и технологии.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга
- Правовые и организационные основы мониторинга
- Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
- Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации
- Экологическое нормирование
- Нормативная база по оценке экологического риска и оценке предотвращенного ущерба окружающей среде и здоровью населения.
- Международные соглашения в области охраны окружающей среды.
- Мониторинг экологических проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Международный опыт мониторинга проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Моделирование эколого-экономических систем
- Моделирование экосистем и систем использования возобновляемых природных ресурсов.
- Модели загрязнения окружающей среды
- Эколого-экономические модели управления состоянием окружающей среды и техногенными воздействиями на окружающую среду и здоровье населения.
- Социо-эколого-экономические модели
- Модели управления риском здоровью населения
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Организация систем наблюдения
- Организация систем наблюдения
- Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Наблюдения за загрязнением природных вод
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Геоинформационное обеспечение систем мониторинга
- Использование систем анализа эколого-экономической информации
- Решение задачи анализа и прогноза экологической обстановки. Разработка альтернативных градостроительных вариантов
- Прогнозирование в системах мониторинга. Разработка корректирующих мероприятий и программ.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек
- Программа Возрождение Волги
- Мониторинг изменения состояния Рейна
- Мониторинг Великих озер
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг наземных экосистем, находящихся в зоне интенсивного антропогенного воздействия.
- Общие требования
- Основные задачи мониторинга наземных экосистем
- Мониторинг литосферы в зонах интенсивной антропогенной нагрузки, включая мониторинг карстов, оползневых зон и подземных вод.
- Общие требования
- Организация геоэкологического мониторинга
- Требования к сети наблюдений
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Мониторинг природных ресурсов
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов.