Субд эколого-экономической информации.
На нижнем уровне экоинформационной системы для обработки результатов экологического мониторинга и ведомственных кадастров, с данными о состоянии природных ресурсов, могут использоваться различные программные продукты - электронные таблицы, специализированные пакеты прикладных программ. Эго обусловлено громадным числом разноплановых задач обработки информационных потоков, полученных с помощью локальных и дистанционных методов и огромного числа данных на бумажных носителях. Первичной, необработанной экологической информации накоплено в настоящее время очень много, и объемы такой информации продолжают быстро увеличиваться. Однако лишь малая ее представляет интерес для обработки и последующего анализа, а также для использования в моделировании при организации поддержки управленческих решений. технические средства для создания и ведения баз данных намного обогнали средства их анализа с целью выработки управляющих решений и не только в области экологии. Вследствие этого создание новых подходов к проблеме сбора, хранения и обработки информации об окружающей среде и, прежде всего, "интеллектуализация" путем внедрения автоматизированных компьютерных технологий, достаточно актуально.
Международный регистр потенциально токсичных их веществ (МРПТХВ)
МРПТХВ, действующий при участии ВОЗ с 1975 г., является всемирным центром информации по токсичным химическим и содержит сведения о производстве, видах использования, путях прохождения в окружающей среде, токсичности и законодательных актах (об использовании и запретах) для более 800 химических веществ международного значения. В рамках МРПТХВ функционирует банк данных и глобальная система обмена информацией о потенциально токсичных химических веществах. МРПТХВ тесно сотрудничает с другими организациями, в частности с международной программой химической безопасности (ЮНЕП/Международная организация труда). Информация в этот центр поступает от около 110 стран. Она касается, в частности, вопросов использования отходов, химических веществ, которые испытываются на токсичность в различных странах, национальных требований, относящихся к более 8 тыс. химических веществ. На основе данных МРПТХВ были разработаны и приняты в 1989 г. советом управляющих ЮНЕП руководящие указания по обмену информацией о химических веществах в международной торговле, положения которых — прежде всего, принцип предварительного обоснованного согласия импортера и экспортера на заключение торговой сделки — использовались в международном кодексе по пестицидам, разработанном ФАО.
Международная информационно-справочная система по окружающей среде ЮНЕП ИНФОТЕРРА
Как упоминалось выше, в рамках ГСН ЮНЕП действует система ИНФОТЕРРА (с января 1977 г.). Это одна из наиболее развитых международных справочных (публикации и документы) систем глобального уровня. В ней принимают участие 136 стран. Система обеспечивает контакты между теми, кто располагает информацией об окружающей среде и готов ее предоставить тем, кто в ней нуждается. К 1989 г. 96 стран ввели в систему ИНФОТЕРРА свои национальные источники, общее число которых достигло 6200. Они представляют собой свыше четверти миллиона экспертов. В системе ИНФОТЕРРА имеется девять региональных центров обслуживания.
Система ИНФОТЕРРА содержит пять основных компонентов: национальные выделенные центры (НВЦ — в России это Всесоюзный институт научной и технической информации — ВИНИТИ), специализированные секторные (тематические) источники, региональные центры обслуживания (РЦО) и ЦПД ИНФОТЕРРА (в штаб-квартире ЮНЕП в Найроби).
НВЦ ИНФОТЕРРА являются ключевыми компонентами всей сети, так как они обеспечивают ввод источников в Международный справочный регистр (МСС) и являются первичными пунктами контакта с пользователями. Основные функции НВЦ:
-
выявление потребителей/источников информации в своей стране и ознакомление их с деятельностью системы ИНФОТЕРРА,
-
передача в ЦПД данных о национальных источниках ин- формации для включения в МСС, а также регулярное обновление этих данных,
-
обеспечение удовлетворения запросов национальных потребителей информации через каналы системы,
-
хранение МСС и работа с ним по выявлению источников информации для ответа на запросы,
-
обеспечения связи национальной системы информации с системой ИНФОТЕРРА,
-
обработка и хранение материалов, которые были выданы через НВЦ по запросам потребителей,
-
распространение информации о системе ИНФОТЕРРА у себя в стране,
-
ведение национального регистра источников информации. Информация в системе ИНФОТЕРРА представляет собой различные публикации.
Основными задачами РЦО являются использование в интересах региона мировых баз данных (системы ООН, национальных, коммерческих и др.) по тематике окружающей среды, создание и развитие централизованной базы данных и справочно-информационного обслуживания, а также обеспечение потребителей копиями первоисточников. Потребителями ИНФОТЕРРА являются любые организации, учреждения или предприятия, заинтересованные в получении информации по тематике окружающей среды. В промышленно развитых странах 46 % всех потребителей составляет научно-исследовательские институты и вузы, 34% — правительственные учреждения, 11% — промышленность; в развивающихся странах 23% составляют НИИ и вузы, 46% — правительственные учреждения, 15 % — промышленность.
Рабочими документами ИНФОТЕРРА являются Международный регистр (содержит сведения о национальных и международных организациях, зарегистрированных в качестве источников информации), специализированные регистры (содержат не только перечни релевантных источников информации, но и библиографию примерно за последние 5 лет), тезаурус ИНФОТЕРРА (для автоматизированного поиска источников информации по организационным признакам, тематике, предметным признакам — около 900 терминов и определений — в алфавитном порядке и в порядке кодов), руководство по ИНФОТЕРРА (содержит описание системы и операций по передаче информации по ее коммуникациям).
Для автоматизированного регистра используется пакет прикладных программ типа мини-ISIS. На базе участия ЮНЕП в Консультативном комитете по координации информационных систем ООН (ACCIS), а также на основе двухсторонних соглашений между ЮНЕП/ИНФОТЕРРА и специализированными учреждениями ООН организуется доступ участников ИНФОТЕРРА к базам данных, созданным в рамках ООН и полностью или частично относящихся к экологической тематике. Использование этих баз данных в рамках ИНФОТЕРРА предполагается в двух на- правлениях: в виде рассылки их на машиночитаемых носителях (магнитных лентах, гибких и твердых дисках) или путем организации к ним прямого доступа через каналы связи.
Информационные системы и системы данных для Международной геосферно-биосферной программы (МГБП)
В основе МГБП лежит связь наблюдений в широком диапа- зоне временных и пространственных масштабов с исследованиями- и моделями с целью лучшего понимания и, в конечном счете, пред-
сказания глобальных изменений. В настоящее время не имеется- достаточных данных для проведения исследований глобальных изменений и поэтому возникает необходимость в создании информационных систем для МГБП. Два соображения имеют большое значение: необходимость разработки геопривязанных моделей и баз данных и создание методов и протоколов для использования больших объемов данных, требуемых для геопривязанных моделей. Кроме того, нужны методы, позволяющие интерпретировать данные дистанционных наблюдений и их перевод в параметрическую информацию для использования в моделях и исследованиях.
К данным для МГБП предъявляются следующие два вида требований. Во-первых, необходимы данные о фактических глобальных изменениях, которые должны быть точно откалиброваны для демонстрации малых изменений в окружающей среде, такие как температура поверхности суши и океана, распределение и количественные данные о глобальных осадках, изменения в характеристиках глобального покрытия суши и динамике экосистем. Во-вторых, нужны данные для параметризации и поддержки исследований глобальных процессов: изучения водного и энергетического баланса и динамики (данные о скрытых потоках тепла, перемещении воды, топографии суши, влажности почвы, эватранспирации, и т. п.), моделирования глобальных биогеохимических. циклов (данные о выделяемых редких газах, циркуляции воды и газообмене в океане, циклах элементов экосистем), изучения экосистемной динамики для различных климатических режимов (данные о характеристиках поверхности суши, включая изменения в растительности и почве, топографическая информация и данные о климатических изменениях), морские исследования для понимания процессов обмена редких газов с морской биосферой (данные о хлорофилле океана, температура морской поверхности, кон-центрация СО2 в верхних слоях океана, перемещение воздуха по поверхности океана).
Некоторые из самых основных данных либо не существуют в глобальном масштабе, либо неадекватны для проводимых исследований.
Таким образом, МГБП собирается действовать в двух основных направлениях: управление данными и создание баз глобальных данных. В первой области в качестве приоритетной цели предполагается создать регистр глобальных экологических данных (Global Environmental Data Directory — GEDD), используя опыт Базового регистра данных НАСА (NASA Master Directory), функционирующего с 1988 г. Последний включает в себя данные Европейского космического агентства в Италии, регистр данных о Земле НООА в США, а копии этих регистров будут установлены в Японии, Женеве и США. Копия Базового регистра будет также установлена с помощью НАСА в системе ГРИД/ЮНЕП.
В области разработки баз глобальных данных намечается сосредоточиться прежде всего на информации по изменению покрытия суши с разрешающей способностью 1 км. Для этого будет использоваться радиометр с повышенной разрешающей способностью, устанавливаемый на спутниках серии НОАА (США). В ряде пилотных проектов были собраны данные по США, Канаде и Западной Африке. Планируются проекты, использующие двухъярусный подход. Во-первых, получение данных по фактологии и мони- торингу изменений различных классов растительности на больших территориях (1000)(1000 км) с разрешающей способностью на поверхности 1 км. Во-вторых, создание дополнительных (сопряженных) баз данных для небольших территорий (100 Я 100 км) для получения информации по потокам энергии, воды, редким газам. Были выбраны проекты для получения данных в юго-восточной Азии, восточной Африке (экосистема юга Турканы), Убсу-Нур (СССР), землепользование в бассейне Амазонки, в Австралии,. Канаде, США, континентальное картографирование южной Америки с использованием разрешающей способности 4 — 16 км и Африки (с разрешающей способностью 4 км). Важное значение придается валидации данных и контролю качества получаемой ин- формации .
На использовании данных спутниковых наблюдений с применением системы трех спутников, обслуживаемых персоналом постоянной орбитальной станции, основана Система наблюдений Земли (Earth Observing System). Эта система, создаваемая двумя агентствами США — НАСА и НООА — представляет собой рас- считанную на длительную перспективу многодисциплинарную программу изучения Земли как системы атмосфера - гидросфера - криосфера - биосфера. Начало функционирования системы запланировано на 1995 г. Программа EOS рассчитана на 15 лет. Для осуществления эффективной обработки и распространения данных спутниковых и обычных наблюдений потребителям будет создана наземная геоинформационная система, располагающая комплексом высокопроизводительных ЭВМ.
Система будет направлена на изучение четырех крупных областей системы Земля: геология и геодинамика; процессы, связанные с сушей; океанические процессы; атмосферная циркуляция и химия атмосферы.
- Понятия, цели, задачи и технологии.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга.
- Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды
- Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга
- Правовые и организационные основы мониторинга
- Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
- Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации
- Экологическое нормирование
- Нормативная база по оценке экологического риска и оценке предотвращенного ущерба окружающей среде и здоровью населения.
- Международные соглашения в области охраны окружающей среды.
- Мониторинг экологических проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Международный опыт мониторинга проектов и программ
- Международные информационные системы глобального наблюдения за окружающей средой и природными ресурсами
- Использование информации системы наблюдений за состоянием окружающей среды при ведении мониторинга
- Использование информации государственного экологического учета и государственных кадастров в мониторинге
- Моделирование эколого-экономических систем
- Моделирование экосистем и систем использования возобновляемых природных ресурсов.
- Модели загрязнения окружающей среды
- Эколого-экономические модели управления состоянием окружающей среды и техногенными воздействиями на окружающую среду и здоровье населения.
- Социо-эколого-экономические модели
- Модели управления риском здоровью населения
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Научные и математические основы оценки риска здоровью
- Расчет риска здоровью
- Оценка ущерба здоровью и окружающей среде на основе концепции риска.
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Организация систем наблюдения
- Организация систем наблюдения
- Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха
- Системы получения базовой информации для систем мониторинга.
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Наблюдения за загрязнением природных вод
- Наблюдения за загрязнением почв
- Методы анализа содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга
- Субд эколого-экономической информации.
- Обработки и анализ экологической и экономической информации в системах мониторинга
- Геоинформационное обеспечение систем мониторинга
- Использование систем анализа эколого-экономической информации
- Решение задачи анализа и прогноза экологической обстановки. Разработка альтернативных градостроительных вариантов
- Прогнозирование в системах мониторинга. Разработка корректирующих мероприятий и программ.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек
- Программа Возрождение Волги
- Мониторинг изменения состояния Рейна
- Мониторинг Великих озер
- Мониторинг реализации долгосрочных программ по оздоровлению бассейнов рек и озер.
- Мониторинг наземных экосистем, находящихся в зоне интенсивного антропогенного воздействия.
- Общие требования
- Основные задачи мониторинга наземных экосистем
- Мониторинг литосферы в зонах интенсивной антропогенной нагрузки, включая мониторинг карстов, оползневых зон и подземных вод.
- Общие требования
- Организация геоэкологического мониторинга
- Требования к сети наблюдений
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Система мониторинга Нижегородской области
- Объединение эколого-экономической информации с помощью гис. Мониторинг природных ресурсов. Мониторинг эмиссий.
- Мониторинг природных ресурсов
- Региональные и муниципальные системы эколого-экономического мониторинга.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Системы экологического и социально-гигиенического мониторинга на уровне города. Мониторинг реализации городских экологических и санитарно-гигиенических программ.
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Организация систем мониторинга на предприятиях
- Структура управления природопользованием на предприятии
- Экологический контроль (мониторинг)
- Мониторинг как средство управления экологической деятельностью предприятия Вопросы
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Регулирование природоохранной деятельности. Экономические стимулы.
- Планирование природоохранной деятельности. Экономическая эффективность
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов, осуществляемых в соответствии с Киотским протоколом
- Мониторинг проектов и программ, реализующих рыночные механизмы торговли квотами Вопросы
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов
- Мониторинг национальных проектов торговли излишками выбросов.