logo
КЗПС Крюкова литература / Эколого-экономич

Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды

Мониторинг – это система выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, прогнозов, оценок и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием и безопасностью управляемой системы. Нацеленность мониторинга на обеспечение системы управления рекомендациями и вариантами управленческих решений предопределяет включение в его структуру подсистемы сбора исходной информации о состоянии системы, подсистемы анализа причин ее изменчивости, а также подсистемы анализа проектов и программ, корректирующих состояние систем.

В качестве системы в данном курсе рассматривается окружающая среда, а также связанные с ней объекты социальной и экономической сфер. Значимыми считаются вопросы как сохранения самой окружающей среды, так и обеспечение экологического и социально-гигиенического благополучия человека.

Мониторинг предусматривает следующие процедуры:

Выделение объекта наблюдения

Эколого-экономический мониторинг окружающей среды предполагает, что в качестве управляемой системы выбрана окружающая среда, находящаяся под интенсивным антропогенным воздействием, характеризуемым как факторами воздействия на атмосферу, гидросферу и литосферу, так и экономическими параметрами. Включение экономических параметров направлено в первую очередь на то, чтобы оценить способность социально-экономической системы реагировать на угрозы устойчивому развитию и экологической безопасности. (При этом в рамках данного курса не рассматриваются вопросы социальной мотивации деятельности по сохранению окружающей природной среды (ОПС)).

Объектами мониторинга являются абиотические объекты окружающей природной среды, источники антропогенного воздействия, природные ресурсы, факторы воздействия среды обитания, биота, экосистемы и геосистемы, отклики экосистемы и здоровья населения на изменение состояния окружающей природной среды, отклик социальной системы на состояние окружающей природной среды, включая локальные и глобальные масштабы.

Объектом исследования могут быть выбраны эмиссии в окружающую природную среду, создаваемые источниками химического и физического загрязнения. В этом случае говорят о мониторинге эмиссий.

Объектом исследования могут быть воздействия источников на объекты окружающей природной среды и вызванные таким воздействием изменения. В этом случае говорят об импактном мониторинге.

Кроме того, выделяют мониторинг природных сред и экосистем, где состояние системы не связывают с конкретным измеренным источником эмиссий или видом деятельности.

На этом этапе определяют пространственно - временные границы исследуемого объекта и степень его детализации.

Обследование выделенного объекта наблюдения

В соответствии с выбранным объектом и его структурой проводят однократное обследование для выявления значимых элементов пространственной структуры, факторов воздействия и зон вероятного возникновения «слабого звена» в исследуемом объекте.

Составление информационной модели для объекта наблюдения

В соответствии с целями и задачами мониторинга, имеющими адресный характер, а также на основе обследования создается информационная модель объекта наблюдения, которая позволит оценить по выбранным показателям состояние системы, ее функциональную целостность объекта, выявить причины изменений и оценить их последствия.

Планирование измерений; проведение измерений

Планируемые измерения должны обеспечить достаточность информации для подготовки прогноза и вариантов управленческих решений.

Управление данными измерениями

Обработанные данные направляются в базу данных или в геоинформационную систему,

Оценка состояния объекта наблюдения и идентификация его информационной модели

Результаты наблюдений сопоставляются с разработанной моделью и на основе сопоставления происходит уточнение модели.

Прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения

Успешное развитие модели является основой для разработки прогноза изменения объекта

Предоставление информации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя

Адресный характер информации предполагает ориентацию на конкретного потребителя, что предопределяет как содержание, так и форму предоставления информации. В частности, предоставление информации специалисту предполагает в первую очередь полноту исходных данных, удобство последующей обработки. Предоставление данных руководителю должно основываться на максимальном обобщении и на удобстве визуального восприятия.