logo search
ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ метод

Методические указания и рекомендации к проведению лабораторных занятий

Тема: Основные типы природно-антропогенных ландшафтов и их географическое распространение.

Задание 1. Закономерности географического расположения природных зон. Широтная зональность основных биомов суши.

Вычертите таблицу*:

Широта

Океанические течения

Западный сектор

материков

Внутренний сектор

материков

Восточный сектор

материков

Океанические течения

Географический

пояс

1

2

3

4

5

6

7

85°

80°

75°

Полярный

70°

65°

Субполярный

60°

55°

Умеренный

бореальный

50°

45°

Умеренный

суббореальный

40°

35°

30°

Субтропический

25°

20°

Тропический

15°

10°

Субэкваториальный

Экваториальный

* При выборе ширины столбцов учитывайте следующее:

в столбце 1 прописывается широта в градусах (достаточно 1-1,5 см);

в столбцах 2 и 6 указывается характер течений (теплые или холодные) стрелками (достаточно 1 см);

в столбцах 3, 4, 5 вписываются названия природных зон, ширина столбца должна быть достаточной для этого (3,5-4 см);

в столбце 7 вписаны названия географических поясов (достаточно 3 см).

Пользуясь картами атласа («Атлас школьника», 2001, с. 13, 21, 49, 66, 70, 72, 78), заполните столбцы 2 и 6 таблицы, применительно к северному полушарию. Теплые течения обозначаются стрелками красного цвета (или направленными вверх, от экватора к полюсу), холодные – стрелками синего цвета (или направленными вниз, от полюса к экватору). Затем, пользуясь картой природных зон мира («Атлас школьника», 2001, с. 21), заполните сначала 5 столбец по каждому географическому поясу, далее 6 и 7, с севера на юг. Ориентируйтесь в первую очередь на тот материк, который на рассматриваемых широтах имеет наибольшую протяженность с востока на запад (Евразия, Северная Америка или Африка).

После заполнения всех граф таблица покажет общие закономерности географического расположения природных зон на материках северного полушария. Сделайте выводы (письменно):

а) какие природные зоны располагаются во внутренних, континентальных секторах материков согласно широтной зональности, без влияния океана?

б) какие природные зоны располагаются в океанических (восточных и западных) секторах материков при условии холодных океанических течений, омывающих берега материков?

в) какие природные зоны формируются в западном и восточном секторах материков при условии теплых океанических течений у берегов?

Для южного полушария закономерности сохраняются, но в отдельных случаях вследствие выклинивания материков к югу сокращается долготная протяженность природных зон внутреннего сектора субтропического и умеренного поясов: в Южной Америке благодаря холодному Фолклендскому течению восточный сектор отсутствует и природные зоны внутреннего сектора выходят на восточный берег материка, чего нет на материках северного полушария.

Рассмотрите схему географических поясов и зональных типов ландшафтов на гипотетическом материке (см. рисунок) и сравните полученные вами данные с общемировыми закономерностями.

Задание 2. Закономерности географического расположения высотных поясов.

Пользуясь атласом и картой природных зон мира («Атлас школьника», 2001, с. 21), определите широтное географическое положение природных зон, в пределах которых располагаются следующие горные системы: Эквадорские Анды, Эфиопское нагорье, Восточные Гималаи, Тянь-Шань, Альпы, Кордильеры Канады.

Выясните, в каком секторе – континентальном или океаническом – данного географического пояса находится горная система.

Используя схемы высотной поясности (см. рисунок), опишите структуру высотной поясности на склонах перечисленных горных систем.

Тема: Географическое распространение природно-антропогенных ландшафтов.

Задание 3.

Экваториальные и тропические леса. Субтропические влажные леса. Саванны. Ландшафты средиземноморского типа. Восточно-Азиатские аридные леса. Пустыни и полупустыни. Степи и лесостепи. Леса умеренного пояса. Тундры и лесотундры.

Составьте краткое описание указанных биомов по следующему плану:

  1. Зона распространения (географическое положение - по карте природных зон, с указанием широтных пределов и названий географических объектов).

  2. Общая характеристика природной зоны (климат – количество осадков, температура, сезонные различия, особенности циркуляции воздушных масс; почвенно-растительный покров, животный мир).

  3. Биопродуктивность, запас биомассы, скорость биологического круговорота (в сравнении с другими природными зонами).

  4. Первичные и восстановительные сукцессии (в том числе пирогенные).

  5. Типы природно-антропогенных ландшафтов, формирующихся в данном биоме (собирательские, земледельческие, пастбищные, лесопользовательские, техногенные, рекреационные).

Проиллюстрируйте сукцессионные процессы, происходящие под различными видами антропогенной нагрузки, схемами сменяющихся сообществ.

При работе могут быть использованы материалы лекций, материалы учебного пособия (Сергеев М.Г. Экология антропогенных ландшафтов. – Новосибирск, 1997), карт атласа («Атлас школьника», 2001), материал учебников по общему землеведению, физической географии материков и океанов, экологии (см. список дополнительной литературы).

Тема: Изменение природных ландшафтов под влиянием хозяйственной деятельности

Работа с атласом «Земля – планета людей. Взгляд из космоса»: Географический атлас / Редактор-составитель Э.М.Цыпина. – М.: ЛА «ВАРЯГ», 1995, 120 с.

Задание 4. Последствия сведения сезонно-влажных муссонных лесов в Индии.

Ознакомьтесь с материалом, помещенным на странице 24-25 атласа «Земля - планета людей». Внимательно изучите рисунки, иллюстрирующие разные этапы деградации лесов, отметьте, как изменяется при этом почвенно-растительный покров. Сопоставьте картосхемы (рис. 3 и 4) и опишите изменения, произошедшие за 10 лет. Внимательно изучите космический снимок территории, найти на картосхеме (рис. 4) участки, выделенные на снимке большими цифрами.

Перечертите в тетрадь схему «Влияние на природную среду», внимательно изучите ее, проанализируйте разнообразие форм воздействия человека на природу, а также процессов, которые при этом стимулируются. Ответьте (письменно) на вопросы под рубрикой: «Вы это знаете».

Задание 5. Изменение растительного покрова южного побережья Мраморного моря.

Ознакомьтесь с материалом, помещенным на с. 26-27 атласа «Земля – планета людей.» Внимательно изучите, сравнивая друг с другом, схему дешифрирования (рис. 3) и космический снимок (рис.4). Нанесите на кальку рис. 3 и, используя легенду на стр.27, заполните незаконченную часть рис. 3. Выполните пункты задания, помещенного под рубрикой: «Вы это знаете».

Задание 6. Освоение пустынь человеком.

Внимательно изучите космические снимки, помещенные на с. 28-29 атласа «Земля – планета людей». Найдите на снимках объекты, указанные в пояснительном тексте. Зарисуйте в тетради схемы (рис. 3 и 8). Проанализируйте текст. Выполните задание, помещенное под рубрикой: «Вы это знаете».

Задание 7. Изменение ландшафтов тайги, смешанных лесов и широколиственных лесов.

Изучите материал, помещенный на с.30-31 атласа «Земля – планета людей», используя для этого пояснительный текст. Сравните космический снимок Подмосковья (рис. 2) с фрагментом ландшафтной карты этой же территории (рис. 3). Изучите схемы (рис.1, 6), вычертите их в тетради. Выполните задание: «Вы это знаете».

Тема: Сельское хозяйство и его влияние на природные ландшафты

Работа с атласом «Земля – планета людей. Взгляд из космоса»: Географический атлас / Редактор-составитель Э.М.Цыпина. – М.: ЛА «ВАРЯГ», 1995, 120 с.

Задание 8. Пастбищное животноводство и деградация пастбищ.

Изучите материалы: почвенную карту, космические снимки пастбищ различных физико-географических регионов Земли (с.34-35 атласа «Земля- планета людей»). Используя пояснения в тексте, а также почвенную карту, на космическом снимке Западного Казахстана найдите и укажите участки наиболее сильно развитой эрозии почв и почвы, на которых эти процессы выражены в меньшей степени. Ответьте на вопрос: чем объясняется разная степень эродированности этих почв. Что необходимо сделать, чтобы эрозия прекратилась.

Задание 9. Земледелие. Эрозия и дефляция почв.

Изучите материалы: космические снимки, картосхемы, схемы, помещенные на с. 36-37 атласа «Земля – планета людей». Используйте для этого текст, помещенный на с. 36, 37. Используя карты природных зон СНГ, выпишите по картосхеме № 6 (с.37), в пределах каких природных зон возможно развитие ветровой эрозии и почему. Используйте также физическую, климатическую карты (см. Атлас школьника). По тому же принципу выполните работу по картосхеме № 7 (с. 37). Ответьте на вопрос: чем объясняется разница в потенциальной возможности развития водной эрозии в разных природных зонах. Перечертите схемы 2, 3 на с. 36 и 37.

Задание 10. Орошаемое земледелие и засорение земель.

Внимательно изучите космические снимки, помещенные на с.38-39 (атлас «Земля – планета людей»). Используя текст на этих страницах, найдите на снимках все указанные объекты. Отметьте, как они выглядят на снимках. Выполните задание, помещенное под рубрикой: «Вы это знаете». Внимательно изучите и перечертите в тетрадь блок-диаграмму на рис.6 на с.39.

Задание 11. Разрушительные процессы на сельскохозяйственных землях и борьба с ними.

Внимательно изучите космические снимки, помещенные на с. 68-69 атласа «Земля – планета людей», текст на с. 68, 69. Найдите на снимках 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8 указанные участки, отметьте, чем они отличаются от остальных участков. Перечертите в тетрадь схему № 5 на с. 69; используя эту схему, вычертите профиль рельефа, проведенный по вертикали. Покажите на профиле участки с разной степенью смытости почв. При выполнении задания используйте вопросы рубрики: «Вы это знаете».

Тема: Социально-экономические системы. Урболандшафты

Задание 12. Географические последствия строительства гидроэлектростанций на равнинных реках.

Внимательно изучите космические снимки рек и водохранилищ, расположенных в разных географических регионах, (с. 70-71 атласа «Земля – планета людей»). Используя атлас («Атлас школьника», 2001), опишите, что это за территории. Перечертите в тетрадь схему на с. 70-71. Письменно ответьте на вопросы рубрики «Вы это знаете».

Задание 13. Оценка последствий строительства на Севере.

Изучите материалы, помещенные на с. 72-73 атласа «Земля - планета людей» (космические снимки, картосхемы, текст). Найдите на космических снимках все участки с антропогенными нарушениями. Внимательно изучите рис. 3 и 4, которые представляют схемы дешифрирования космического снимка 2. Вычертите два профиля рельефа с юга на север, покажите на этих профилях соответствующие характеристики (выделы) картосхем. Выполните задание, помещенное под рубрикой: «Вы это знаете».

Задание 14. Усыхание Аральского моря.

Изучите материалы, помещенные на с. 80-81, а также 116 атласа «Земля – планета людей». Найти на космических снимках (рис. 1, 2, 3) объекты, указанные в тексте. Изучите по серии космических снимков (рис. 5) динамику усыхания Аральского моря с 1977 по 1987 годы. Рассмотрите на с. 81 фрагмент космического снимка, на котором видно вытянутое на юго-восток соле-пылевое облако во время сильного ветра. Вычертите в тетради столбиковые диаграммы: «Рост орошаемых земель», «Затраты воды на орошение», «Сток рек в Аральское море», «Уменьшение площади моря» и «Площади основных земельных угодий», а также график (рис. 8). Ответьте на вопросы под рубрикой: «Вы это знаете».

Тема: Анализ последствий антропогенной деятельности

Задание 15. Анализ возможных изменений компонентов ландшафта.

Используя указанный преподавателем фрагмент учебной топографической карты, составьте письменный анализ возможных изменений компонентов ландшафта (растительности, животного мира, почв, поверхностных и подземных вод, микроклимата территории) под воздействием антропогенной деятельности. Фрагмент карты с указанием тенденций антропогенных изменений раздается индивидуально.

При работе вспомните материал предыдущих занятий: