logo
ЛАНДШАФТНАЯ ЭКОЛОГИЯ метод

Введение

Курс «Ландшафтная экология» дает целостное представление о многообразии природно-антропогенных ландшафтов земного шара; базируется на знаниях, полученных в рамках дисциплины «Ландшафтоведение».

Цель курса – дать студентам целостную систему знаний по ландшафтной экологии и обучить их методике оценки современного состояния природных и антропогенных ландшафтов, познакомить с подходами к организации территории ландшафтов.

Задачи курса:

Дисциплина ориентирует на решение задач, связанных с оптимизацией природопользования, охраной окружающей среды, на научно-исследовательский и проектно-производственный виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области научно-исследовательской деятельности:

– проведение комплексных исследований региональных, национальных и глобальных экологических проблем;

– анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управление природопользованием;

– выявление и диагностика проблем охраны природы;

в области проектно-производственной деятельности:

– разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды.

Программой курса предусмотрено выполнение практических заданий для закрепления у студентов основных положений теоретического курса; ознакомление со справочной литературой; приобретение навыков анализа материалов наблюдений и простейших ландшафтных исследований.

Организация изучения дисциплины «Ландшафтная экология» подразумевает использование знаний, полученных при изучении смежных географических и естественнонаучных дисциплин: ландшафтоведения, общего землеведения, биогеографии, физической географии материков и океанов, общей экологии, картографии.

Изучение дисциплины рекомендуется начать с разделов, посвященных основным понятиям и общим проблемам ландшафтоведения, вопросам организации и функционирования природно-антропогенного ландшафта. Далее целесообразно перейти к изучению основных типов природно-антропогенных ландшафтов и их географического распространения. При преподавании дисциплины необходимо учесть исторические вопросы становления современных антропогенных ландшафтов, а также результаты новых исследований в области ландшафтоведения за последние десятилетия. Завершить изучение курса «Ландшафтная экология» возможно темой урбанизированных, культурных и рекреационных ландшафтов.

Лекции по данной дисциплине проводятся с применением демонстрационных средств: мультимедийной компьютерной аппаратуры, а также тематических карт. На лабораторных занятиях выполняются задания, составленные авторами программы с использованием ряда заданий из курса общего землеведения и экологии, с использованием учебных карт, атласов, карточек с заданиями. Составители выражают благодарность к.б.н., профессору Револьту Шаймухаметовичу Кашапову за помощь в разработке практикума.

Вопросы промежуточного и итогового контроля предполагают проверку умения анализировать фактический материал, устанавливать закономерности, анализировать причинно-следственные связи, сравнивать различные объекты, давать связную характеристику объектов и т.д.

Проведение контроля осуществляется по заданиям, выполняемым на лабораторных занятиях, а также вынесенным на самостоятельную работу. Контроль может проводиться в виде коллоквиума, вопросы которого даются студентам заранее и приведены в данном пособии.

Изучение курса завершается проведением зачета в письменной форме. Учебная полевая практика по данной дисциплине не предусмотрена.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 020800 (511100) – Экология и природопользование, в рамках раздела специальных дисциплин. Автор программы – Гильманова Г.Р., к.б.н., доцент БГПУ им.М.Акмуллы.

Составители пособия выражают благодарность д.б.н., профессору Михаилу Георгиевичу Сергееву за разработанный спецкурс «Экология антропогенных ландшафтов», прочитанному в рамках курсов повышения квалификации по направлению «Экология и природопользование» (Новосибирский государственный университет, 2006) и положенному в основу программы (разделы II, III, IV).