Итоговый контроль Перечень требований к усвоению знаний
В ходе освоения данной дисциплины студенты должны:
-
изучить основы, истоки возникновения и историю развития ландшафтной экологии (учения о природно-антропогенном ландшафте);
-
создать понятийный аппарат и знакомиться с основными закономерностями ландшафтной экологии;
-
изучить специфику строения, функционирования и динамики природно-антропогенных ландшафтов в различных географических условиях;
-
познакомиться с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;
-
овладеть умениями и навыками выполнения простейших видов ландшафтно-экологических исследований;
-
воспитать у себя способность принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу;
Требуемый уровень освоения курса подразумевает понимание механизмов функционирования различных природно-антропогенных хозяйственных систем, особенностей их внутренней структуры, специфики управления и оптимизации в разных географических условиях.
Студент, изучивший дисциплину, должен:
– знать основные понятия и термины дисциплины; многоаспектную ценность ландшафта; последствия влияния человека на ландшафт и его компоненты; характерные черты различных природно-антропогенных ландшафтов; влияние измененного человеком ландшафта на его здоровье.
– знать процессы формирования климата, классификацию климатов, тенденции изменения климата в глобальном и региональном аспектах, в том числе основные закономерности радиационного и теплового режима атмосферы Земли;
– знать основные принципы, закономерности и законы пространственно-временной организации геосистем локального и регионального уровней; динамику и функционирование ландшафта; основы типологии и классификации ландшафтов; иметь представление о природно-антропогенных геосистемах; владеть простейшими навыками ландшафтно-картографического анализа;
– знать основы биологической продуктивности биосферы, знать региональные этнические и демографические особенности населения и специфику его взаимодействия с природной и социальной средой;– уметь определять тип ландшафта; выявлять формы воздействия на него человека;
– уметь давать оценку состояния ландшафта (по элементам и в целом); формулировать предложения по его улучшению, восстановлению, охране ландшафта.
– уметь оценивать природно-ресурсный потенциал территории и отдельные виды природных ресурсов, их вещественно-энергетические характеристики; методические и экономические основы оценки воздействия на окружающую среду; основы планирования культурного ландшафта;
– понимать суть особенностей Земли как сложной системы; взаимосвязанность природных и социально-экономических факторов в глобальном экологическом кризисе и его отдельных проявлениях; иметь представление о путях выхода из глобального экологического кризиса;
– понимать взаимосвязь абиотических факторов и биотической компоненты экосистемы, иметь представление о пределах толерантности организмов и популяций и об их экологической нише как обобщенном выражении экологической индивидуальности вида;
– иметь представление о воздействии различных технических систем на природную среду в разных географических условиях; о мерах по предотвращению и ликвидации экологически опасных ситуаций или катастроф.
- Г.Р.Гильманова, г.М.Мухаметова Ландшафтная экология
- Введение
- Примерная программа дисциплины
- 1. Основные понятия ландшафтной экологии.
- 2. Организация и функционирование природно-антропогенного ландшафта.
- 3. Основные типы природно-антропогенных ландшафтов.
- 4. Основные этапы становления антропогенных ландшафтов.
- 5. Природно-хозяйственные системы. Урбанизированные и культурные ландшафты.
- 6. Рекреационные ландшафты.
- Раздел 1. Основные понятия ландшафтной экологии
- Краткая характеристика основных ландшафтных поясов земли
- Раздел 2. Организация и функционирование природно-антропогенного ландшафта
- Пространственная структура
- Временная структура
- Функциональная организация
- Раздел 3. Основные типы природно-антропогенных ландшафтов
- Зональные ландшафты Экваториальные и тропические леса
- Субтропические влажные леса
- Саванны
- Ландшафты средиземноморского типа
- Восточно-Азиатские аридные леса
- Пустыни и полупустыни
- Степи и лесостепи
- Леса умеренного пояса
- Тундры и лесотундры
- Азональные ландшафты
- Горные ландшафты
- Ландшафты речных долин и озерных котловин
- Прибрежные ландшафты
- Аквальные ландшафты
- Раздел 4. Основные этапы становления антропогенных ландшафтов
- Эпоха собирательских ландшафтов
- Эпоха становления земледелия и пастбищного скотоводства
- Антропогенные ландшафты Средневековья
- Становление антропогенных ландшафтов современного типа
- Раздел 5. Природно-хозяйственные системы. Урбанизированные и культурные ландшафты
- Раздел 6. Рекреационные ландшафты
- Заключение
- Методические указания и рекомендации к проведению лабораторных занятий
- Методические рекомендации по организации срс (по темам, вынесенным на самостоятельную работу)
- 1. Составление сравнительной характеристики природно-антропогенных ландшафтов различных природных зон.
- 2. Проработка терминологического словаря.
- Итоговый контроль Перечень требований к усвоению знаний
- Критерии оценки
- Примерные вопросы к зачету
- Терминологический словарь
- Литература
- Содержание
- Раздел 1. Основные понятия ландшафтной экологии 7
- Раздел 2. Организация и функционирование природно-антропогенного ландшафта 21
- Раздел 3. Основные типы природно-антропогенных ландшафтов 32
- Раздел 4. Основные этапы становления антропогенных ландшафтов 80
- Раздел 5. Природно-хозяйственные системы. Урбанизированные и культурные ландшафты 85
- Раздел 6. Рекреационные ландшафты 89
- Галия Рафаиловна Гильманова Галия Миниахметовна Мухаметова Ландшафтная экология