logo search
Экономика природопользования май 2011

Предисловие

Мой герой прост, его имя Природопользователь, для близких – Поль.

Однажды Полю заказали продукт – много яда кураре. Поль закупил рецепт, оборудование, сырье, изготовил продукт и… отравился сам. Правильный ответ – внутренние издержки.

Второй вариант: Поль колдовал над ядом, при этом мастерскую испортил, окружающую себя среду радиусом в километр ухудшил; вышел в общество подышать – нет чистоты атмосферы. Правильный ответ – появились экстернальные издержки, Поль получает прибыль за счет здоровья соседей.

Чтобы уменьшить внутренние и внешние (экстернальные) издержки, Полю придется внедрять природоохранные технологии. Снова издержки. А если Поль не захочет? Соседи заставят: им-то за что травиться? Им кураре не заказывали, им не нужны опасности, вызванные загрязнением окружающей среды, они не хотят нести дополнительные издержки.

Но так как Поль-предприниматель частично содержит соседей, уплачивая налоги в казну, они согласны в каких-либо пределах терпеть. Покуда ассимиляционная емкость окружающей среды позволяет.

Вернее, позволяла. Никого не может оставить спокойным следующий факт: в 1952 году в лондонском смоге погибли 4000 (четыре тысячи!) человек. Впервые в мировой истории были приняты действенные правовые меры против источников загрязнения: сжигание серосодержащего угля в жилых помещениях в Лондоне было по закону запрещено.

Сегодня этот и подобные ему факты включают в детские энциклопедии (см.: Прохоров, 2001).

Настоящее учебное пособие не призвано заменить общедоступную литературу, это скорее путеводитель по тем частям естественных и экономических наук, действующего законодательства и практического менеджмента, которые применяются в управлении природопользованием любого масштаба – от усадебного до планетарного.

Природопользование антропогенно, антропоцентрично и утопично, поскольку заключается в использовании человеком полезных свойств природы для удовлетворения своих бесконечных потребностей.

Минимальные и оптимальные уровни потребления определите сами: сколько воды надо лично Вам, Вашей семье, государству, населению планеты в день, месяц, год, жизнь… И сравните со статистическими данными: сколько воды приемлемого качества имеется на земном шаре.

Замените воду на нефть, уголь, дерево, кость, кожу, шерсть, камень, воздух. Изучите обеспеченность этими ресурсами по странам и регионам, и придет понимание драмы XXI века - века борьбы за обладание природными ресурсами и размещением отходов.

В нашем курсе мы все время будем помнить о противоречивости интересов: экосистем и человеческих потребностей; местного населения и международной корпорации; труда и капитала; богатых и бедных; страны А и страны Б.

Небольшая игра слов, и наше отношение к природопользованию меняется: в старой России «пользовать больного» означало его лечить.

Мы все время будем подразумевать баланс интересов. Мы будем верить, что гармония – равномерное распределение достаточного количества чистых ресурсов – будет, но вера эта беспочвенна, как беспочвенна надежда на справедливый дележ ренты. Мы знаем, что все (человек, семья, государство) хотят жить лучше, и этому есть две возможности – за свой счет и за чужой счет.

Совсем необязательно за счет соседа. Можно жить за счет прошлых поколений (спасибо им за построенные энергетические и транспортные системы). Можно, но не нужно жить за счет будущих поколений: что нам стоит газ сжечь? Только спичку поднести.

Договоримся об однозначном толковании других базовых понятий.

Природа – это всё. Вселенная безгранична, течение времени необратимо, энергия не исчезает. Природа границ не имеет.

Окружающая природная среда (ОПС) – сфера взаимодействия природы и человеческого общества. Самая глубокая шахта расположена в Южно-Африканской Республике, более 2000 м. Человек освоил ближний космос. Атомные взрывы сотрясали ядро Земли. Границы ОПС расплывчаты.

Экология – наука о взаимодействии живого организма с окружающей средой; научная основа рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Природные ресурсы – часть природы, которую человек может использовать в заданных целях.

В общем виде «цивилизованный» мир устроен так: государство на возмездной основе предоставляет природные ресурсы в пользование хозяйствующему субъекту, который прибавляет к ним купленный труд и получает доход, часть которого государство изымает в виде налогов, потребляет само, но и обеспечивает слабого: детей, стариков, природу.

При использовании природных ресурсов происходит:

- их истощение;

- загрязнение ОПС;

- деградация ландшафтов;

- активизация неблагоприятных и опасных природных процессов и явлений.

Поэтому государство, если оно хочет развиваться, тем более устойчиво развиваться, должно обеспечить:

- воспроизводство природных ресурсов;

- очищение природных ресурсов, выбросов, сбросов в окружающую среду;

- восстановление нарушенных ландшафтов;

- предупреждение и преодоление опасных процессов.

Одно из основных средств поддержания существующего состояния общества и его развития – публичное, общественное управление природопользованием и охраной окружающей природной среды.

Естественно, для этого как минимум надо знать природу и ее законы целиком в части, доступной человеческому мышлению. География, общее землеведение – фундамент управления природопользованием.

Важнейший механизм управления природопользованием – правовой; не случайно слова «управление» и «право» - однокоренные. Право заставляет систему управления работать в некоторых рамках; управление генерирует новые правовые нормы.

Можно говорить об экономическом механизме, организационных началах управления… Но только в учебных целях. Только в учебных целях мы препарируем лягушку, чтобы понять, как она устроена.

Один из основных методических приемов, использованных в настоящем пособии – выделение элементарных задач и способов управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Реальное управление – неделимая целостность, но именно анализ этой целостности необходим для ее понимания.