logo
Экономика природопользования май 2011

5.2.1. Нормирование воздействий на окружающую среду.

Исходя из нормативов качества окружающей среды, уровня технологии и совести общества и власти, задаются нормативы воздействий на окружающую среду.

Статьей 22 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

- нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

- нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

- нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;

- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

В общем виде: исходя из сводных ПДВ, ПДС (предельно допустимые выбросы; сбросы) для конкретной территории определяются ПДВ, ПДС для конкретного природопользователя. Расчет нормативов воздействий производит природопользователь, их утверждает специально уполномоченный орган власти.

Когда говорят о «выбросах», имеется в виду выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; термин «сброс» применяется к водным объектам.

Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов;

временно согласованный выброс - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса (ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов утвержден постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 (с изменениями от 16 июня 2000 г.)71.

Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него утверждено постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183) (с изменениями от 14 апреля 2007 г.)72. Установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

В случае невозможности соблюдения юридическим лицом, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы.

Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты"73установлено, что нормативы допустимого воздействия на водные объекты (допустимого совокупного воздействия всех источников, расположенных в пределах речного бассейна или его части, на водный объект или его часть) разрабатывает Федеральное агентство водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах и в соответствии с методическими указаниями по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты и утверждает указанные нормативы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 (с изменениями от 14 декабря 2006 г., 29 августа 2007 г.)74определено, что лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора.

В идеале нормативы воздействий на окружающую среду должны устанавливаться в точном соответствии с нормативами качества окружающей среды. На практике это вызывает определенные сложности. Нормативы качества определяются в удельных показателях: мг/л, мг/кг, мг/м³ и т.д.; нормативы воздействий – в абсолютных показателях: 10 тонн свинца в год; 100 тонн пыли в год и т.д. Поскольку воздушная и водная среда постоянно находятся в движении, трудно рассчитать сводные ПДВ (ПДС) для какой-либо территории или предприятия.

Но общий смысл таков: представьте себе озеро, в котором обитает рыба. Рыба может выжить, если в среднем в озере концентрация условного загрязняющего вещества не превысит 10 миллиграмм на литр, что, предположим, наблюдается при сбросах этого вещества не более 1000 тонн в год. На берегу озера работает два предприятия, одно при полной загрузке сбрасывает 3000 тонн условного загрязняющего вещества в год, другое – 7000 тонн. Следовательно, чтобы жила рыба, предельно допустимые сбросы следует установить для этих предприятий соответственно: 300 кг и 700 кг в год. Одно предприятие производит продукты питания, без которого местному будет очень плохо, другое – оборонное. Закрыть их никак нельзя. Поэтому придумали «временно согласованные сбросы»: в этом году разрешим 3000 и 7000 тонн, в следующем – меньше, потом еще меньше, и так через несколько лет достигнем нормы, 300 и 700 кг соответственно. У предприятий будет временной разбег на строительство очистных сооружений, совершенствование технологий или перепрофилирование. Идея неплохая, но реализуется не так гладко, как на бумаге.