5.2.7. Экологический аудит.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
По своей сути – это форма самоконтроля. Идея экоаудита пришла в Россию из стран Запада. С начала 70-х гг. XX в. компании стран Европы и США стали привлекать к ответственности за воздействия на окружающую среду, появились дополнительные финансовые потери, и компании начали оценивать соответствие своей деятельности нормам экологического законодательства. В соответствии с законом США о защите окружающей среды от загрязнения (Pollution Prosecution Act, 1990), нарушения, выявленные добровольно или исправленные благодаря программе экологического аудита, не являются составом административного или уголовного преступления97.
Аудит деятельности хозяйствующего субъекта проводится аудитором (аудиторской компанией) по заказу клиента. Клиентом может быть как сам хозяйствующий субъект, так и иное лицо. Принципы и процедуры аудита содержатся в Государственных стандартах РФ, см. Национальный Стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 19011-2003 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента"(принят постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. N 432-ст)98, который содержитопределение:
аудит (проверка) - систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.
К принципам проведения аудита относят:
а) этичность поведения (ethical conduct) - основа профессионализма. Существенными при аудите являются ответственность, неподкупность, умение хранить тайну и осмотрительность;
б) беспристрастность (fair presentation) - обязательство представлять правдивые и точные отчеты.
Выводы аудитов, заключения по результатам аудита и записи отражают правдиво и точно деятельность по аудиту. Неразрешенные проблемы или разногласия между аудиторской группой и проверяемой организацией отражают в отчетах (актах);
в) профессиональная осмотрительность (due professional care) - прилежание и умение принимать правильные решения при проведении аудита.
Профессиональная осмотрительность аудиторов соответствует важности выполняемого задания и доверительности со стороны заказчиков и других заинтересованных сторон. Важным фактором является необходимая компетентность;
г) независимость (independence) - основа беспристрастности и объективности заключений по результатам аудита.
Аудиторы независимы в своей деятельности и свободны от предубеждений и конфликтов интересов. Аудиторы сохраняют объективное мнение во время всего процесса аудита с целью обеспечения того, что в основе выводов и заключений находятся только свидетельства аудита;
д) подход, основанный на свидетельстве (evidence-based approach), - разумная основа для достижения надежных и воспроизводимых заключений аудита в процессе систематического аудита.
Свидетельство аудита основано на выборках существующей информации, поскольку аудит осуществляется в ограниченный период времени и с ограниченными ресурсами. Соответствующее использование выборок тесно связано с доверием, с которым относятся к заключениям по результатам аудита.
Пример из практики.
В 2007 г. в Иркутский районный суд при рассмотрении гражданского дела по иску Автономной некоммерческой экологической организации «Гражданская инициатива» о признании недействительными постановлений главы Иркутского района, договора купли-продажи, применения последствий его недействительности, прекращении деятельности гостиничного комплекса N (в защиту неопределенного круга лиц) ответчиком было представлено Заключение экологического аудита по проверке соблюдения требований природоохранного законодательства на объекте «Гостиничный комплекс N».
Экологический аудит был проведен по заказу ответчика Научным центром оценки воздействий на окружающую среду «Иркутскинтерэко», имеющий Аттестат аккредитации № 04-051 от 01.04.2004 г., выданный «Экологической аудиторской палатой» (г. Москва), и содержал вывод о том, что размещение гостиничного комплекса N не противоречит действующему природоохранному законодательству. Заключение экологического аудита сыграло положительную для ответчика роль в системе доказательств; в иске было отказано.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Предисловие
- 1.Универсальный алгоритм управления
- Целевой блок
- Блок обеспечения решения
- Блок решения задач
- Оценочный блок
- Типы задач управления природопользованием и механизмы их решения
- Типы задач управления охраной окружающей среды и механизмы их решения
- 3. Начала экономики природопользования
- 4.1. Управление недропользованием и охраной недр
- Порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.
- 5.1. Оценка состояния окружающей среды
- 5.1.1. Мониторинг окружающей среды
- 5.1.2. Нормирование качества окружающей среды
- Предупреждение негативных воздействий
- 5.2.1. Нормирование воздействий на окружающую среду.
- 5.2.2. Разрешения на воздействия на окружающую среду.
- 5.2.3. Плата за негативные воздействия.
- Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками
- 5.2.4. Оценка воздействий на окружающую среду (овос).
- 5.2.5. Экологическая экспертиза.
- 5.2.6 . Экологический контроль.
- 5.2.7. Экологический аудит.
- 5.2.8. Особо охраняемые природные территории.
- 5.2.9. Экологическое образование.
- 5.3. Ликвидация последствий негативных воздействий
- Предисловие…………………………………………………………………3
- Издание осуществлено