5.2.6 . Экологический контроль.
Глава V «Контроль за охраной атмосферного воздуха» ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» содержит нормы, регулирующие вопросы организации государственного, производственного и общественного контроля за охраной атмосферного воздуха, права и обязанности государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха. Аналогичные нормы содержит глава VI ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления». И контроль за охраной атмосферного воздуха, и контроль в области обращения с отходами являются частными случаями экологического контроля.
Экологический контроль проводится в целях обеспечения всеми исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. Он может быть государственным, производственным, муниципальным, общественным.
В 1991-2001 гг., во время действия Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»93, государственный экологический контроль (ГЭК) осуществлялся федеральными органами исполнительной власти. Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов утверждены Министром охраны окружающей среды РФ 17 апреля 1996 г.
В настоящее время ГЭК должен осуществляться как федеральными органами исполнительной власти, так и органами исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии с п. 1 ст. 65 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» порядок осуществления ГЭК должен быть установлен Правительством РФ.
ГЭК должны осуществлять государственные инспекторы. Их права и обязанности определены ст. 66 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды». В частности, госинспектор имеет право предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований; приостанавливать деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды; привлекать их к административной ответственности.
Перечень объектов, подлежащих федеральному ГЭК, определяется Правительством РФ; действует постановление от 29 октября 2002 г № 77794. В частности, федеральному ГЭК подлежат объекты, относящиеся к федеральным энергетическим системам, ядерной энергетике, федеральным транспорту, путям сообщения, информации и связи; объекты, связанные с обеспечением обороны и безопасности, относящиеся к оборонному производству, производству ядовитых веществ и наркотических средств; объекты, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности; объекты, расположенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; природные объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, особо охраняемые территории федерального значения; природные объекты Байкальской природной территории; некоторые другие объекты.
Мир многогранен. Надо защищать природу от природопользователя. Но и последний должен быть защищен от возможного произвола проверяющих. Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»95установлено, что продолжительность контрольных мероприятий не должна превышать одного месяца; плановые мероприятия в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя не могут проводиться более чем один раз в два года.
Фактические данные96.
В 2006 г. территориальными органами Ростехнадзора осуществлено 54 789 проверок соблюдения хозяйствующими субъектами требований законодательства в области охраны окружающей среды, что составляет 109% относительно уровня 2005 г. Инспекторским составом УТЭН плановые проверки осуществлялись по всем направлениям природоохранной деятельности в комплексе (охрана атмосферного воздуха, обращение с отходами, соблюдение требований законодательства при эксплуатации объектов, требований государственной экологической экспретизы, контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду). Всеми территориальными органами Ростехнадзора осуществляется контроль предписанных к устранению нарушений природоохранного законодательства, нарушители привлекаются к административной ответственности, по невзысканным штрафам материалы направляются судебным приставам. Предписания о приостановлении хозяйственной деятельности направляются в суды.
В ходе проверок выявлено 68 615 нарушений. Несоблюдение субъектами хозяйственной деятельности экологических требований при планировании и эксплуатации объектов (ст. 8.1 КоАП) составляет 23,2% общего количества установленных нарушений. За данный вид нарушений предъявлено 4453 штрафа на сумму 46 392,47 тыс. руб., при этом взыскано по 3217 штрафам на сумму 45 107 тыс. руб.
Несоблюдение требований при обращении с отходами (ст. 8.2 КоАП) составляет 45,6% общего количества нарушений. Как и в 2005 г., эти нарушения преобладают. В 2006 г. предъявлено 7636 штрафов на сумму 47 246 тыс. руб., взыскано 4575 на сумму 36 725,26 тыс. руб.
Несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха (ст. 8.21, ч. 1–3 КоАП) составляет 22,2% общего количества нарушений; предъявлено 3377 штрафов на сумму 29 355,7 тыс. руб., взыскано 2715 штрафов на сумму 19 146,7 тыс. руб.
Около 8% общего количества нарушений составляют нарушения законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4, ч. 1–3 КоАП). В 2006 г. за эти нарушения предъявлено 3180 штрафов на сумму 71 538,85 тыс. руб., взыскано 2390 штрафов на сумму 49 318,75 тыс. руб.
Ростехнадзором осуществлялась регистрация опасных производственных объектов (ОПО). К концу 2006 г. в базе данных государственного реестра имелась информация об опасных производственных объектах общим числом 266 421 в составе 113 672 эксплуатирующих организаций. За 2006 г. зарегистрировано 46 083 ОПО, исключено 19 843, перерегистрировано 96 514, внесены изменения в сведения по 28 818 ОПО, которые включены в государственный реестр ОПО.
В 2006 г. проведен комплекс мероприятий по разграничению объектов государственного экологического контроля. Подготовлены юридически обоснованные списки объектов федерального государственного экологического контроля. Указанные списки в виде Приложений к Соглашениям о взаимодействии между Ростехнадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам разрешительной и контрольной деятельности в сфере охраны окружающей среды, подписанные со стороны Ростехнадзора, направлены для подписания высшим должностным лицам органов государственной власти субъектов Российской Федерации 25 декабря 2006 г.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Предисловие
- 1.Универсальный алгоритм управления
- Целевой блок
- Блок обеспечения решения
- Блок решения задач
- Оценочный блок
- Типы задач управления природопользованием и механизмы их решения
- Типы задач управления охраной окружающей среды и механизмы их решения
- 3. Начала экономики природопользования
- 4.1. Управление недропользованием и охраной недр
- Порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.
- 5.1. Оценка состояния окружающей среды
- 5.1.1. Мониторинг окружающей среды
- 5.1.2. Нормирование качества окружающей среды
- Предупреждение негативных воздействий
- 5.2.1. Нормирование воздействий на окружающую среду.
- 5.2.2. Разрешения на воздействия на окружающую среду.
- 5.2.3. Плата за негативные воздействия.
- Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками
- 5.2.4. Оценка воздействий на окружающую среду (овос).
- 5.2.5. Экологическая экспертиза.
- 5.2.6 . Экологический контроль.
- 5.2.7. Экологический аудит.
- 5.2.8. Особо охраняемые природные территории.
- 5.2.9. Экологическое образование.
- 5.3. Ликвидация последствий негативных воздействий
- Предисловие…………………………………………………………………3
- Издание осуществлено