5.2.5. Экологическая экспертиза.
Экспертиза проектов стала широко использоваться во многих странах в 70-е годы прошлого столетия в связи с обострением экологических проблем и пониманием неизбежности дополнительных затрат на природоохранные мероприятия89.
Если есть утвержденная в установленном порядке норма, экологическая экспертиза сводится к выяснению, соответствует ли проект будущей деятельности этой норме.
А если нет нормы? Тогда обществу и государству нужны эксперты – лица, обладающие специальными знаниями, чтобы, изучив проект с позиций экологической безопасности, с учетом местных условий, они могли дать заключение: можно ли реализовывать проект. Экологическая экспертиза – один из основных организационно-правовых предупредительных механизмов охраны окружающей среды.
ФЗ «Об экологической экспертизе»90был принят в 1995 г.; в течение более чем десяти лет ее должны были проходить практически все проекты хозяйственной деятельности.
Пример. В приказе МПР РФ от 04.04.2001 г. № 284 «Об организации и проведении государственной экологической экспертизы Комплексной программы перепрофилирования Байкальского ЦБК и развития Байкальска» сказано:
«1. Управлению государственной экологической экспертизы (фамилия руководителя) организовать и провести в установленном порядке государственную экологическую экспертизу Комплексной программы перепрофилирования Байкальского ЦБК и развития г. Байкальска.
2. Образовать экспертную комиссию государственной экологической
экспертизы Комплексной программы перепрофилирования Байкальского ЦБК и развития г. Байкальска и утвердить ее состав (прилагается).
3. Экспертной комиссии (фамилия руководителя) в трехмесячный срок провести государственную экологическую экспертизу указанной в пункте 1 настоящего приказа Комплексной программы и представить заключение в Управление государственной экологической экспертизы.
4. Административно-хозяйственному управлению (фамилия руководителя) произвести оплату труда руководителя и внештатных экспертов экспертной комиссии в установленном порядке.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра природных ресурсов Российской Федерации Порядина А.Ф.».
К приказу приложен календарный план работы экспертной комиссии:
- начало проведения ГЭЭ: 04.04.01.(приказ МПР России № 284);
- организационное заседание: 19.04.01;
- срок выдачи индивидуальных заключений: 14.05.01;
- срок сдачи групповых заключений: 24.05.01;
- подготовка проекта сводного заключения: 24.05.01 – 01.06.01;
- выездное заседание экспертной комиссии: 01.06.01 – 06.06.01;
- обсуждение проекта сводного заключения: 06.06.01 – 20.06.01;
- заключительное заседание экспертной комиссии: 20.06.01;
- утверждение заключения ГЭЭ: 25.06.01 – 04.07.01.
В конце 2006 г. законодательство изменилось; экологическая экспертиза как институт экологического права сохранилась, но основная часть проектов хозяйственной и иной деятельности сейчас подлежит не экологической экспертизе, а государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий (ст.49 Градостроительного кодекса РФ)91.
В соответствии с п.1 ст. 33 ФЗ «Об охране окружающей среды», экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Определение.
«Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду» (ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе»).
В соответствии со ст. 3 Закона об экологической экспертизе, она основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
- проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- проекты соглашений о разделе продукции;
- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
- проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
- объекты государственной экологической экспертизы, указанные в ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
- объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:
- проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
- объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в ст. 12 Закона и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Экологическая экспертиза платная, платит заказчик. Экспертная комиссия каждого проекта организуется приказом соответствующего органа.: центрального (экспертиза проводится на федеральном уровне; в настоящее время определены два уполномоченных органа: Росприроднадзор и Ростехнадзор) или территориального (экспертиза проводится на региональном уровне; уполномоченный орган – исполнительный орган власти субъекта РФ). Предельный срок экспертизы – 6 месяцев.
Заключение экспертной комиссии как государственной, так и общественной экологической экспертизы вступает в силу после его утверждения приказом специально уполномоченных органов.
Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных проводится в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации .
Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать три месяца.
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на государственную экспертизу до направления проектной документации на государственную экспертизу, результатом государственной экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке. Застройщик или заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
См. также приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 2 июля 2007 г. N 188 "О требованиях к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий"92.
В 2006 г. Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на федеральном уровне организовано и проведено 134 ГЭЭ (из них три с утверждением отрицательного заключения), на региональном – 27 758 ГЭЭ (1337 с утверждением отрицательного заключения).
Тогда же Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по объектам федерального уровня утверждено положительных заключений ГЭЭ – 268; утверждено отрицательных заключений ГЭЭ – 29.
- Министерство образования и науки Российской Федерации
- Предисловие
- 1.Универсальный алгоритм управления
- Целевой блок
- Блок обеспечения решения
- Блок решения задач
- Оценочный блок
- Типы задач управления природопользованием и механизмы их решения
- Типы задач управления охраной окружающей среды и механизмы их решения
- 3. Начала экономики природопользования
- 4.1. Управление недропользованием и охраной недр
- Порядок государственного контроля в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания устанавливается Правительством Российской Федерации.
- 5.1. Оценка состояния окружающей среды
- 5.1.1. Мониторинг окружающей среды
- 5.1.2. Нормирование качества окружающей среды
- Предупреждение негативных воздействий
- 5.2.1. Нормирование воздействий на окружающую среду.
- 5.2.2. Разрешения на воздействия на окружающую среду.
- 5.2.3. Плата за негативные воздействия.
- Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками
- 5.2.4. Оценка воздействий на окружающую среду (овос).
- 5.2.5. Экологическая экспертиза.
- 5.2.6 . Экологический контроль.
- 5.2.7. Экологический аудит.
- 5.2.8. Особо охраняемые природные территории.
- 5.2.9. Экологическое образование.
- 5.3. Ликвидация последствий негативных воздействий
- Предисловие…………………………………………………………………3
- Издание осуществлено