1.2 Роль бизнес-планирования в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия
Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от того, насколько удачно выбрана сфера предпринимательства, правильно оценена рыночная конъюнктура, выбрана стратегия и разработана тактика ее реализации. При этом необходимо учитывать, что современные проекты требуют, как правило, крупных капиталовложений (инвестиций), не всегда имеющихся у предприятия.
Принятие решения об инвестициях (как внутренних, так и особенно внешних) является стратегической задачей, одной из наиболее важных и сложных задач менеджмента фирмы. При этом следует учитывать, что в сфере интересов потенциального инвестора оказываются практически все аспекты экономической деятельности предприятия, начиная от окружающей социально-экономической макросреды, показателей инфляции, условий налогообложения, состояния и перспектив развития целевых рынков, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта.
При привлечении внешних инвестиций предпринимателю необходимо учитывать, что потенциальных кредиторов (инвесторов) фирмы в первую очередь интересуют ответы на два самых главных для них вопроса: «Что они получат при успешной реализации проекта» и «каков риск потери ими вложенных денег?». Следовательно, предприниматель должен показать инвестору или партнеру суть своего бизнеса, подготовив ряд вариантов, демонстрирующих им преимущества предлагаемого партнерства и, самое главное, доходы (минимальные, наиболее вероятные и максимальные), которые они получат.
Комплексность данной задачи предъявляет особые требования к создаваемому руководством фирмы хозяйственному механизму, который должен обеспечить наиболее быструю адаптацию деятельности фирмы к изменяющимся внешним условиям макро- и микросреды за счет применения современных методов стратегического планирования.
Стратегическое планирование - это управленческая деятельность по созданию и поддержанию стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными материальными и технологическими возможностями и шансами в сфере маркетинга и по достижению стратегического преимущества перед конкурентами [4].
Таким образом, смысл стратегического планирования состоит:
в создании условий для сдерживания стремления руководителей только к максимизации текущей прибыли в ущерб достижению долговременных целей фирмы;
в ориентировании руководителей в большей степени на предвидение будущих изменений макро- и микросреды фирмы, чем на реагирование на уже произошедшие изменения;
в определении условий для установления обоснованных приоритетов распределения обычно ограниченных производственных ресурсов с целью их мобилизации для достижения поставленных конкретных целей;
в уменьшении риска в хозяйственной деятельности и обеспечении концентрации имеющихся ресурсов на выбранных приоритетных направлениях.
Одним из ключевых элементов стратегического планирования является бизнес-план.
Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях [3, c.37].
Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях [3].
Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски.
В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план [4, c.47].
Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне нее.
Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности [4, c.52].
Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы.
Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиях рыночных отношений.
Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов, сферы деятельности предприятия и формы собственности [4, c.69].
- Введение
- 1 Теоретические основы бизнес-планирования
- 1.2 Роль бизнес-планирования в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия
- 1.3 Понятие бизнес-плана. Цель, задачи и особенности составления
- 1.4 Этапы бизнес-плана
- 1.5 Инновационная и инвестиционная деятельность в бизнес планировании
- 2 Разработка бизнес-плана организации торгово-офисного центра
- 2.1 Общая характеристика проекта
- 2.2 Классификации офисной недвижимости
- 2.3 Маркетинговый анализ коммерческой недвижимости города Самара
- 2.3 Анализ конкурентов
- 2.4 Стратегия и план рекламы
- 2.6 Расчет себестоимости 1 кв.М. Арендной площади
- 2.7 Финансовое планирование в рамках проекта
- 3 Оценка эффективности реализации инвестиционного проекта
- 3.1 Анализ основных показателей эффективности проекта
- 3.2 Анализ чувствительности проекта
- 3.3 Анализ безубыточности проекта
- 3.4 Анализ риска
- 4 Безопасность жизнедеятельности
- 4.1 Проектирование рабочих мест сотрудников офисного центра в соответствии с нормативными требованиями
- 4.1.1 Анализ опасных и вредных факторов, возникающих на рабочем месте пользователя пэвм
- 4.1.2 Производственное освещение
- 4.1.3 Защита от электромагнитных излучений
- 4.1.5 Недостаточная чистота и количество необходимого воздуха
- 4.1.6 Микроклимат и организация воздухообмена
- 4.1.7 Обеспечение безопасных условий
- 4.1.8 Пожарная безопасность и противопожарные мероприятия
- 4.1.9 Эргономика рабочего места и режима труда
- Заключение
- Список использованных источников