1.5 Инновационная и инвестиционная деятельность в бизнес планировании
Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, ныне все чаще связывают с понятием инновационного процесса. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в разработке и реализации нововведений и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена и потребления.
Для того чтобы обеспечивать последовательную и систематическую инновационную деятельность, нужны немалые средства, т.е. инвестиции. Принято считать, что инвестиционные операции — это операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию бизнес проектов, которые будут обеспечивать получение доходов в течение периодов, превышающих один год. На практике различают следующие типы подобных инвестиций [15, c. 98]:
1) в физические (материальные) активы — производственные здания и сооружения, оборудование, машины;
2) в финансовые активы — депозиты в банках, облигации, акции и другие права на получение денежных сумм от физических и юридических лиц;
3) в нематериальные активы — ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензии и т.п.
Проблема привлечения инвестиций, способных создать мощный импульс для развития фирм, волнует сегодня большинство отечественных предпринимателей. Инвестиции требуются всем, однако получает их далеко не каждый, фирмам приходится в полной мере учитывать условия, на которых они получают инвестиции. В противном случае они рискуют понести убытки, а в ряде случаев и стать банкротами. Того же, кто предоставляет денежные средства, — инвестора — интересует прибыль, которую он может получить, а также степень риска вложений [15, c.112].
В общем виде инвестиции могут подразделяться на:
собственные средства;
субсидии, гранты, дотации от государства, которыми обеспечиваются компании приоритетных направлений в экономике;
средства с фиксированной суммой процента, состоящие из кредитов (банков, государства, других предприятий), облигаций (акционерных обществ и государства), привилегированных акций (акционерных обществ открытого типа).
По каждому виду заемных средств выплачивается заранее установленный процент, который фиксируется для кредита в договоре займа, а для облигаций и привилегированных акций — в проспекте эмиссии. Последние средства носят название привлеченных.
Одной из основных форм привлечения средств на финансирование инвестиций для увеличения собственного капитала фирм является выпуск акций.
Инвестиционная деятельность постоянно совершенствуется, наметились определенные тенденции ее развития. Так, общеизвестно, что движение рынка зависит от инвестиционных предпочтений, суть которых в том, чтобы найти ответ на вопрос: куда вкладывать? Каждый инвестор имеет свой стиль инвестирования, а сами инвестиционные предпочтения постоянно меняются [16].
По мере развития рынка ориентация на товар, ресурсы сменилась интересом к финансам фирмы, ее менеджменту. Это означает, что не рост объемов производства, а улучшение финансовых показателей становится ключевым моментом при принятии многих инвестиционных решений.
На изменение инвестиционных предпочтений все больше влияет стиль руководства — профессионализм менеджеров, их желание раскрывать информацию, соблюдать законы, выходить на западные финансовые рынки. Этот критерий воздействует на размеры пакетов акций. Все больше становится инвесторов чисто портфельных, предпочитающих иметь 2—3% акций фирмы с эффективным менеджментом [16].
В успешном завершении инновационно-инвестиционных проектов заинтересованы все их участники, реализующие таким образом свои индивидуальные интересы:
инвесторы в этом случае возвращают вложенные капиталы и получают установленные дивиденды;
заказчик (владелец, клиент) получает реализованный проект и доходы от его использования;
руководитель проекта и его команда получают плату по контракту, дополнительное вознаграждение по результатам работы и от прибыли, а также повышается профессиональный рейтинг;
органы власти получают налоги со всех участников, удовлетворяются общественные, социальные и экологические нужды и требования на вверенной им территории;
потребители получают необходимые им товары, продукты и услуги, плата за которые возмещает расходы на проект и образует прибыль, получаемую активными участниками проекта;
другие заинтересованные стороны тоже достигают своих целей.
Мониторинг в ходе разработки и реализации бизнес-проекта позволяет легче преодолеть препятствия, связанные с такими внешними и внутренними факторами, характерными для нынешнего периода в России, как:
нестабильная экономика;
дефицит и ограничения средств и ресурсов;
дефицит и возрастание стоимости;
появление и усиление конкуренции;
социальные проблемы и требования;
экологические изменения и требования;
проблемы потребительского рынка;
возрастающие требования к качеству работы.
Если данные факторы не анализируются и не учитываются при управлении бизнес-проектами, то это приводит к негативным результатам, например:
снижению доходов участников;
превышению установленных стоимости, продолжительности и сроков завершения проекта;
увеличению штрафов за нарушение обязательств;
повышению установленных лимитов на потребляемые трудовые и материально-технические ресурсы;
запаздыванию введения новых технологий;
отставанию в практическом использовании результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР);
отставанию выпуска новой продукции на потребительский рынок;
поспешности и непродуманности решений;
низкой эффективности инвестиций и большим срокам окупаемости проектов.
Любые планы существуют для внесения в них изменений - такая постановка вопроса на первый взгляд может показаться противоречивой, ведь гибкость и плановость являются антагонистами. В действительности оба элемента — необходимые компоненты управления фирмой.
- Введение
- 1 Теоретические основы бизнес-планирования
- 1.2 Роль бизнес-планирования в стратегическом планировании экономической деятельности предприятия
- 1.3 Понятие бизнес-плана. Цель, задачи и особенности составления
- 1.4 Этапы бизнес-плана
- 1.5 Инновационная и инвестиционная деятельность в бизнес планировании
- 2 Разработка бизнес-плана организации торгово-офисного центра
- 2.1 Общая характеристика проекта
- 2.2 Классификации офисной недвижимости
- 2.3 Маркетинговый анализ коммерческой недвижимости города Самара
- 2.3 Анализ конкурентов
- 2.4 Стратегия и план рекламы
- 2.6 Расчет себестоимости 1 кв.М. Арендной площади
- 2.7 Финансовое планирование в рамках проекта
- 3 Оценка эффективности реализации инвестиционного проекта
- 3.1 Анализ основных показателей эффективности проекта
- 3.2 Анализ чувствительности проекта
- 3.3 Анализ безубыточности проекта
- 3.4 Анализ риска
- 4 Безопасность жизнедеятельности
- 4.1 Проектирование рабочих мест сотрудников офисного центра в соответствии с нормативными требованиями
- 4.1.1 Анализ опасных и вредных факторов, возникающих на рабочем месте пользователя пэвм
- 4.1.2 Производственное освещение
- 4.1.3 Защита от электромагнитных излучений
- 4.1.5 Недостаточная чистота и количество необходимого воздуха
- 4.1.6 Микроклимат и организация воздухообмена
- 4.1.7 Обеспечение безопасных условий
- 4.1.8 Пожарная безопасность и противопожарные мероприятия
- 4.1.9 Эргономика рабочего места и режима труда
- Заключение
- Список использованных источников