2. Право на общественный экологический контроль.
Российское законодательство за последние годы сузило сферу общественного экологического контроля и взаимодействия общественных организаций с государственными природоохранными и правоохранительными органами. Волна антидемократизации федерального законодательства в сфере охраны окружающей среды, деэкологизация общества и насаждение частнособственнической идеологии привели к отторжению подавляющей части населения от участия в различных формах общественного экологического контроля. Игнорирование законодательной и исполнительной властью РФ правовых проблем по участию общественности в управлении государством резко снизило эффективность государственного экологического контроля, что в условиях «дикого капитализма» послужило причиной усугубления неблагоприятной экологической ситуации в большинстве регионов России.
Сравнивая природоохранное законодательство последних лет, можно сделать вывод, что за последние три года уровень демократичности законов, регулирующих участие общественности в управлении государством, снизился, что является одной из причин снижения активности населения и в вопросах охраны окружающей среды. В частности, федеральное законодательство исключило возможность самостоятельного задержания и доставления общественными инспекторами нарушителей экологического
и природноресурсного законодательства, составления протоколов и изъятия орудий экологических правонарушений. Государственные природоохранные органы лишились права материального поощрения активной работы общественных инспекторов за счет наложенных и взысканных с нарушителей штрафов. В регионах России в последние годы отмечалось определенное противостояние интересов населения и местных органов власти, поддерживающих незаконные действия коммерческих структур. Последний пример тому (16 августа 2005 г.) - конфликт населения г. Тюмени с фирмой – ООО «Сибирский ландшафт» вследствие игнорирования общественного мнения при уничтожении березовой рощи в селитебной зоне в целях строительства элитного жилого дома. При этом местная администрация и правоохранительные органы в нарушение законодательства выступили на стороне коммерсантов. То есть, налицо тенденция к бюрократизации, росту коррупции в сфере экологического контроля и управления природными ресурсами, к отстранению граждан от участия в решении экологических проблем. При этом нельзя не признать, что Президент России В.В. Путин понимает необходимость привлечения общественности к вопросам государственного контроля и государством сделаны определенные шаги в этом направлении.
России крайне нужны четкие правовые механизмы, позволяющие общественным организациям и гражданам реализовать свое право на благоприятную окружающую среды, получение информации, участие в принятии экологически значимых решений, на судебную защиту этих прав при наличии государственных гарантий и содействия в осуществлении общественно полезной экологической деятельности. Одним из вариантов достижения указанного является рассмотрение вопроса присоединения России к Орхусской конвенции и принятие федерального закона «Об участии общественности в охране окружающей среды».
Однако, в настоящее время не все так безнадежно, как считают скептики.
Даже действующее законодательство все же позволяет эффективно осуществлять общественный экологический контроль, приводящий к принятию мер по его результатам. 2005 год показывает изменение общественно-политической ситуации в стране в форме роста активности граждан и общественных организаций в защите частных и общественных экологических интересов. Отмечается повышение интереса к вопросам экологической безопасности и сохранению живой природы со стороны основных социальных групп.
Расширительного определения «общественный экологический контроль» в российском законодательстве не существует (и это хорошо, так как не ограничивает сферы ОЭК) и он может включать в себя следующие направления:
- получение экологической информации и принятие мер реагирования общественности;
- разработка и внесение предложений по повышению эффективности работы государственных структур и контроль за их реализацией;
- участие в принятии экологически значимых решений, в том числе по принятию нормативно-правовых актов в сфере ООС, по проектированию и строительству объектов, способных оказать воздействие на природную среду;
- участие в проведении ОВОС, государственной экологической экспертизы, проведение общественной экологической экспертизы;
- непосредственное проведение проверок соблюдения природоохранного законодательства как самостоятельно, так и совместно с государственными контролирующими органами;
- направление в надзорные органы и органы власти жалоб и заявлений, касающихся неисполнения должностными лицами госорганов или природопользователями возложенных на них обязанностей по охране окружающей среды;
- опубликование экологической информации, в том числе критического характера;
- обращение в органы прокуратуры или суды с жалобами и исковыми
требованиями;
- участие в расследовании высоких и экстремально-высоких загрязнений окружающей среды;
- проведение публичных мероприятий (акций) в защиту природы … и т. д.
Как же трактует понятие общественного экологического контроля и права общественности действующее законодательство?
ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА,
принята 1.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН.
Ст.19: Каждый человек имеет право ... искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА,
принята 22.11.1991г. Верховным Советом Российской Федерации.
Ст.13 п.2.: Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять информацию. Ограничения этого права могут устанавливаться законом только в целях охраны личной, семейной, профессиональной, коммерческой и государственной тайн, а также нравственности.
«Декларация прав и свобод человека и гражданина» не содержит права на благоприятную окружающую среду, но дает право на непосредственное участие в управлении делами общества и государства (ст.17), на объединение (ст.20), а также обязывает государство поощрять деятельность, способствующую экологическому благополучию (ст.25). Из этого также вытекает обязанность государственных органов
по созданию правовых механизмов реализации общественного контроля, как составной части управления делами общества, а также поддерживать общественную экологическую активность.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
принята 12.12.1993 г.
- А. К. Веселов
- 1. Экологический контроль: анализ действующего
- 1.1. Общие предпосылки.
- 1.2. По аналогии с Европой.
- 1.3. Федеральный экологический контроль: взгляд в прошлое, оценка
- 1.4. Участие субъектов федерации в охране окружающей среды.
- 1.5. Повышение уровня правовой подготовки – как условие
- 1.6. Эффективность экологического контроля.
- 1.7. Муниципальный экологический контроль как
- 1.8. Взаимодействие общественности с правоохранительными органами
- 1.10. Общественный экологический контроль и коммерческий сектор.
- 2. Право на общественный экологический контроль.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- 3. Формы и методы общественного экологического контроля.
- 4. Проверки соответствия хозяйственной деятельности
- 4.2. Общественный инспектор на предприятии.
- 5. Контроль экологического состояния территорий.
- 6. Возможности граждан по пресечению экологических
- 7. Практика привлечения к ответственности физических
- 8. Общественная оценка эффективности государственной
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- 9. Особенности осуществления общественного экологического
- 9.1. Автозаправочные станции.
- 9.2. Нефтегазодобывающие предприятия.
- 10. Оптимистическое заключение.
- 1. Общие положения
- 2. Предмет, цели и направления деятельности.
- 3. Права и имущество Учреждения.
- 4. Органы управления и организация деятельности.
- 5. Международные связи
- 6. Ревизионная комиссия.
- 7. Реорганизация и ликвидация Учреждения.
- 1. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (КоАп рф).
- 2. Земельный кодекс рф.
- Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
- 3. Лесной кодекс рф.
- Глава 16. Ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации.
- 4. Уголовный кодекс рф.
- Глава 26. Экологические преступления.
- 5. Водный кодекс рф.
- Глава 14. Ответственность за нарушение водного законодательства Российской Федерации
- 6. Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха».
- Глава VIII Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
- Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего Закона.
- 1. Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы 15 10 1985 . В Страсбурге).
- 2. Конституция Российской Федерации.
- 3. Федеральный закон р ф «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
- 4. Федеральный закон рф «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»
- 5. Федеральный закон р ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- 6. Федеральный закон рф «Об охране окружающей среды»
- 7. Федеральный Закон «Об экологической экспертизе»
- 9. Федеральный Закон рф «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2..Государственные гарантии участия общественности в охране окружающей среды.
- Глава 3. Полномочия граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды.
- Глава 4..Общественный экологический контроль.
- Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду.
- Глава 2. Государственные гарантии участия общественности в охране окружающей среды.
- Глава 3. Полномочия граждан и общественных объединений в области охраны окружающей природной среды.
- Глава 4..Общественный экологический контроль.
- Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
- Глава 6. Участие граждан и общественных организаций в экологической экспертизе.
- Глава 7. Экономическое стимулирование участия населения в охране окружающей природной среды.
- Глава 8. Контроль и ответственность.
- 1. Общие положения.
- 2. Функции Высшего экологического совета.
- 3.Порядок формирования и состав Высшего экологического совета.
- 4. Организация деятельности Высшего экологического совета.
- 5. Права и обязанности членов Высшего экологического совета.
- 6.Порядок реорганизации и ликвидации вэс.
- 1. Общие положения.
- 2. Цели и задачи Совета.
- 4. Ликвидация совета.
- 1. Общие положения.
- 2. Экологическая служба предприятия-природопользователя.
- 3. Производственный экологический контроль.
- 4. Производственный аналитический контроль.
- 5. Взаимодействие экологической службы, предприятия-природопользователя и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
- 6. Документирование и учет результатов деятельности
- I. Общие положения.
- II. Основные задачи.
- III. Функции.
- IV. Права Приемной мпр России.
- V. Должностные обязанности и права начальника
- I. Общие положения.
- II. Основные задачи.
- III. Функции.
- IV. Должностные обязанности и права специалиста -