Глава 4..Общественный экологический контроль.
Статья 11. Предмет общественного экологического контроля.
Общественный экологический контроль - это осуществление общественной проверки и оценки степени соблюдения законодательства по охране окружающей природной среды и экологической безопасности населения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.
Статья 12. Субъекты общественного экологического контроля.
Общественный экологический контроль осуществляется гражданами, группами граждан, общественными организациями, имеющими экологические функции, организациями общественного территориального самоуправления и иными общественными объединениями.
Статья 13. Объекты общественного экологического контроля.
В соответствии с конституционными принципами участия граждан и их объединений в управлении государством общественный экологический контроль осуществляется в отношении любых актов и действий физических и юридических лиц на территории РФ, влияющих на состояние окружающей природной среды и экологической безопасности населения, в том числе в отношении:
- процесса подготовки, рассмотрения и принятия законодательных и иных нормативных актов, введение которых в действие может оказать воздействие на окружающую среду или на ущемление прав граждан на благоприятную окружающую среду и иных прав и свобод;
- процесса подготовки, рассмотрения и принятия проектов, программ и планов, могущих оказать воздействие на благоприятную окружающую среду и здоровье населения;
- соблюдения процедуры оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности и участия заинтересованной общественности в этой процедуре;
- обязательности государственной экологической экспертизы всех проектов и программ, могущих оказать влияние на окружающую среду;
- соблюдения нормативов качества окружающей среды;
- применения мер экономического стимулирования охраны окружающей среды;
- формирования и расходования экологических фондов и бюджетных средств, направляемых на реализацию природоохранных программ и планов;
- получения, анализа и распространения среди населения экологической информации;
- принятия решений о проектировании, строительстве и вводу в эксплуатацию объектов, влияющих на состояние окружающей среды и здоровье населения;
- применения предусмотренных законодательством мер ответственности по экологическим правонарушениям;
- выполнения природопользователями природоохранных мероприятий и требований природоохранного законодательства;
- эффективности государственного и производственного экологического контроля;
- рационального использования природных ресурсов;
- мониторинга окружающей природной среды;
- экологического воспитания и образования;
- создания и соблюдения режима особо охраняемых природных территорий;
- иных сфер производственной, общественной и государственной деятельности, могущей оказывать воздействие на окружающую среду и здоровье населения.
Статья 14.Формы осуществления общественного экологического контроля.
Общественный экологический контроль осуществляется в соответствии с настоящим Законом, Положением о порядке осуществления общественного экологического контроля, утверждаемом постановлением Правительства РФ по представлению специально уполномоченного органа по охране окружающей среды, уставами общественных объединений и может проводиться в следующих формах:
- создание общественных экологических инспекций при общественных объединениях или при специально уполномоченных государственных органах, деятельность которых регулируется положениями, утверждаемыми этими организациями или специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей природной среды в соответствии с настоящим Законом и Положением о порядке осуществления общественного экологического контроля;
- участие представителей общественных объединений или граждан в проверках соблюдения экологического законодательства природопользователями при соблюдении принципа максимальной открытости проводимых специально уполномоченными государственными органами проверок;
- участие представителей общественных объединений в осуществлении государственного контроля за эффективностью природоохранной работы специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды и управлению природными ресурсами, а также органов местного самоуправления;
- проведение общественными объединениями самостоятельных проверок соблюдения природопользователями законодательства об охране окружающей среды и рациональном природопользовании;
- проведение гражданами самостоятельных проверок соблюдения экологического законодательства в пределах административных территорий или природных объектов;
- получение и оценка информации о соблюдении экологического законодательства от природопользователей, органов местного самоуправления, государственных органов и некоммерческих организаций;
- принятие предусмотренных законодательством мер общественного реагирования по установленным нарушениям экологического законодательства;
- направление по результатам общественных проверок представлений о привлечении к ответственности должностных лиц, систематически не соблюдающих требования экологического законодательства, в их вышестоящие организации или вышестоящим должностным лицам;
- получение и оценка необходимой для проверки документации в организациях природопользователях и в специально уполномоченных государственных органах;
- свободный доступ уполномоченных представителей общественных объединений или общественных инспекторов на территорию, занимаемую или используемую природопользователем, при предъявлении удостоверения и поручения о проверке (за исключением объектов со специальным режимом);
- участие в рассмотрении и принятии органами государственной власти, органами местного самоуправления экологически значимых решений;
- иные, не запрещенные действующим законодательством формы общественного экологического контроля.
Статья 15. Общественный экологический контроль при совместных проверках соблюдения экологического законодательства.
Специально уполномоченные государственные органы по охране окружающей среды и иные контролирующие органы обязаны проводить проверки соблюдения законодательства по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, как правило, с участием представителей общественных формирований и обеспечивать доступность для общественности полученной в результате проверки информации.
При проведении комплексных проверок природопользователей или проверок по вопросам, имеющим общественную значимость, администрация города (района) или специально уполномоченный государственный орган издает распоряжение о создании комиссии с включением в ее состав представителей общественных организаций по представлению органа управления каждой заявившей об участии общественной организации.
Представитель общественной организации пользуется равными с государственными инспекторами правами на доступ к информации и осмотр объектов, за исключением случаев прямо предусмотренного законодательством ограниченного доступа.
Представитель общественной организации вправе вносить предложения по программе проверки, по методике сбора и оценки данных, выводам и предложениям комиссии, получать пояснения от должностных лиц проверяемого объекта, знакомиться с документацией, подписывать или отказаться от подписи акта проверки, излагать особое мнение в акте проверки, вносить предложения по применению мер ответственности за обнаруженные нарушения или мер поощрения за природоохранную работу.
Предложения представителя общественности подлежат обязательному рассмотрению и учитываются при принятии решений по результатам проверки.
Статья 16.Общественный экологический контроль при самостоятельных проверках соблюдения экологического законодательства.
При проведении общественными организациями самостоятельных проверок соблюдения природопользователем законодательства по охране окружающей среды должен соблюдаться следующий порядок:
- выносится решение органа управления общественной экологической организации о проведении проверки и утверждается состав комиссии;
- в состав комиссии могут быть включены представители специально уполномоченных государственных органов, научных учреждений, местного самоуправления, правоохранительных органов, народные депутаты;
- решение о проведении проверки доводится до сведения руководителя объекта- природопользователя и до сведения администрации города (района) с указанием цели и программы проверки, места, времени и состава комиссии;
- проверка производится в присутствии представителя проверяемого объекта с соблюдением мер техники безопасности и правил технической эксплуатации;
- в ходе проверки члены комиссии производят осмотр объектов, ознакомление с документацией, заслушивают объяснения ответственных лиц, при необходимости производят в установленном порядке отбор проб компонентов окружающей среды для анализов;
- по результатам проверки составляется акт, содержащий вводную и констатирующую часть, выводы и предложения, подписываемый членами комиссии и представителем администрации проверяемого объекта, в двух экземплярах, один из которых передается под роспись руководителю проверяемого объекта;
- при установлении нарушений экологического законодательства общественным экологическим инспектором составляется протокол (протоколы) на виновных должностных лиц и отбираются их письменные объяснения по факту нарушения;
- акт проверки (протокол) в течение трех дней передается в специально уполномоченный государственный орган по территориальности для рассмотрения и принятия мер;
- копии акта (протокола) хранятся в общественной организации, организовавшей проверку;
- должностное лицо специально уполномоченного государственного органа обязано в течение двух недель со дня получения акта (протокола) сообщить в письменной форме общественной организации, проводившей проверку, о результатах рассмотрения дела и принятых мерах;
- информацию о результатах проверки общественная организация вправе направить в средства массовой информации для опубликования;
- в случае несогласия с должностным лицом, вынесшим решение по результатам проверки, общественная организация вправе обжаловать его решение в вышестоящей организации, направить мотивированные возражения в органы прокуратуры или обжаловать такое решение в суде.
Статья 17. Общественный экологический контроль, осуществляемый гражданами.
Граждане или группы граждан вправе проводить проверки соблюдения экологического законодательства на объектах на основании разрешения администрации этих объектов.
Проверка экологического состояния административных территорий или природных объектов, находящихся в общем пользовании, производится без каких-либо разрешений и согласований.
Результаты проверки оформляются актом, подписываемым не менее чем тремя лицами, с последующей передачей акта для принятия мер в соответствующий специально уполномоченный государственный орган по охране окружающей среды.
Мотивированный ответ по итогам рассмотрения акта направляется заявителю в двухнедельный срок со дня поступления акта на рассмотрение.
- А. К. Веселов
- 1. Экологический контроль: анализ действующего
- 1.1. Общие предпосылки.
- 1.2. По аналогии с Европой.
- 1.3. Федеральный экологический контроль: взгляд в прошлое, оценка
- 1.4. Участие субъектов федерации в охране окружающей среды.
- 1.5. Повышение уровня правовой подготовки – как условие
- 1.6. Эффективность экологического контроля.
- 1.7. Муниципальный экологический контроль как
- 1.8. Взаимодействие общественности с правоохранительными органами
- 1.10. Общественный экологический контроль и коммерческий сектор.
- 2. Право на общественный экологический контроль.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- 3. Формы и методы общественного экологического контроля.
- 4. Проверки соответствия хозяйственной деятельности
- 4.2. Общественный инспектор на предприятии.
- 5. Контроль экологического состояния территорий.
- 6. Возможности граждан по пресечению экологических
- 7. Практика привлечения к ответственности физических
- 8. Общественная оценка эффективности государственной
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- 9. Особенности осуществления общественного экологического
- 9.1. Автозаправочные станции.
- 9.2. Нефтегазодобывающие предприятия.
- 10. Оптимистическое заключение.
- 1. Общие положения
- 2. Предмет, цели и направления деятельности.
- 3. Права и имущество Учреждения.
- 4. Органы управления и организация деятельности.
- 5. Международные связи
- 6. Ревизионная комиссия.
- 7. Реорганизация и ликвидация Учреждения.
- 1. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (КоАп рф).
- 2. Земельный кодекс рф.
- Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
- 3. Лесной кодекс рф.
- Глава 16. Ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации.
- 4. Уголовный кодекс рф.
- Глава 26. Экологические преступления.
- 5. Водный кодекс рф.
- Глава 14. Ответственность за нарушение водного законодательства Российской Федерации
- 6. Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха».
- Глава VIII Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
- Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего Закона.
- 1. Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы 15 10 1985 . В Страсбурге).
- 2. Конституция Российской Федерации.
- 3. Федеральный закон р ф «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
- 4. Федеральный закон рф «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»
- 5. Федеральный закон р ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- 6. Федеральный закон рф «Об охране окружающей среды»
- 7. Федеральный Закон «Об экологической экспертизе»
- 9. Федеральный Закон рф «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2..Государственные гарантии участия общественности в охране окружающей среды.
- Глава 3. Полномочия граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды.
- Глава 4..Общественный экологический контроль.
- Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду.
- Глава 2. Государственные гарантии участия общественности в охране окружающей среды.
- Глава 3. Полномочия граждан и общественных объединений в области охраны окружающей природной среды.
- Глава 4..Общественный экологический контроль.
- Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
- Глава 6. Участие граждан и общественных организаций в экологической экспертизе.
- Глава 7. Экономическое стимулирование участия населения в охране окружающей природной среды.
- Глава 8. Контроль и ответственность.
- 1. Общие положения.
- 2. Функции Высшего экологического совета.
- 3.Порядок формирования и состав Высшего экологического совета.
- 4. Организация деятельности Высшего экологического совета.
- 5. Права и обязанности членов Высшего экологического совета.
- 6.Порядок реорганизации и ликвидации вэс.
- 1. Общие положения.
- 2. Цели и задачи Совета.
- 4. Ликвидация совета.
- 1. Общие положения.
- 2. Экологическая служба предприятия-природопользователя.
- 3. Производственный экологический контроль.
- 4. Производственный аналитический контроль.
- 5. Взаимодействие экологической службы, предприятия-природопользователя и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
- 6. Документирование и учет результатов деятельности
- I. Общие положения.
- II. Основные задачи.
- III. Функции.
- IV. Права Приемной мпр России.
- V. Должностные обязанности и права начальника
- I. Общие положения.
- II. Основные задачи.
- III. Функции.
- IV. Должностные обязанности и права специалиста -