logo
default / Вопрос 15 / Общественный экологический контроль в России

1.7. Муниципальный экологический контроль как

основной партнер общественности.

В текущем году с учетом нерешенных проблем с финансированием муниципального контроля можно говорить лишь о создании служб муниципального экологического контроля пока в промышленно развитых городах, где есть возможность содержания таких служб и есть серьезные экологические проблемы. По данному вопросу действуют, к примеру, региональный закон 2003 г. в Челябинской области, Положение

о муниципальном экологическом контроле в г. Новокуйбышевске Самарской области

2004 г. и т.д.

Положение о муниципальном экологическом контроле на территории города может быть разработано в целях нормативно-правового регулирования правоотношений

в области осуществления функций органа местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности на территории муниципального образования.

При организации такого контроля достигаются следующие цели и задачи:

- реализация норм федерального законодательства, предусматривающих передачу функций по реализации экологической политики, материальных ресурсов и ответственности на муниципальный уровень;

- регламентация деятельности органа местного самоуправления в осуществлении муниципального экологического контроля;

- создание правового механизма системы управления природоохранной деятельностью на муниципальном уровне;

- создание принципиально новой муниципальной службы, координирующей природоохранную деятельность предприятий и организаций, независимо от их формы собственности и ведомственного подчинения;

- определение форм и методов вовлечения населения в деятельность по оздоровлению окружающей среды и благоустройству мест проживания и общего пользования на территории муниципального образования.

При введении в действие муниципального экологического контроля следует ожидать следующих результатов:

- будет создана эффективно работающая система управления природоохранной деятельностью на муниципальном уровне, что позволит проводить целенаправленную экологическую политику, позволяющую стабильно снижать антропогенное воздействие на окружающую среду и соответственно, снижать показатели смертности и заболеваемости населения, проводить мероприятия по благоустройству и озеленению, улучшению социально-экономических показателей и качества жизни;

- посредством муниципального экологического контроля для предприятий будут созданы стимулы к внедрению новейших экологически эффективных технологий, содействию развитию рынка экологических услуг и экологического предпринимательства, что позволит сократить потребление природных ресурсов, подготовить экономику муниципального образования к вступлению России в ВТО и переходу к европейским стандартам безопасности продукции и процессов ее производства, создаст новые рабочие места;

- приобщение общественности к решению экологических проблем города и планированию природоохранной деятельности послужит стимулом для роста экологической культуры населения, гражданской активности в общественном контроле, для практического участия жителей муниципального образования в выполнении природоохранных мероприятий.

Действующее федеральное и региональное законодательство прямо предусматривает возможность рассмотрения, принятия и введения в действие Положения о муниципальном экологическом контроле. Утверждение Положения решением местного представительного органа производится после внесения и утверждения им дополнений в Устав муниципального образования, предусматривающих отнесение к вопросам местного значения организацию муниципального экологического контроля, создание соответствующего подразделения в структуре администрации города.

Координация контрольной деятельности федеральных и областных органов власти и управления в рамках муниципального экологического контроля на территории города может осуществляться либо в привязке экологических вопросов к социально-экономическому развитию города, либо на основании договора с территориальными органами федерального исполнительной власти в области охраны окружающей среды и природопользования. С целью исключения дублирования функций экологического контроля с учетом требований ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» целесообразно практиковать плановые комплексные проверки предприятий - природопользователей с комиссионным участием федеральных контролирующих органов и изданием соответствующих распоряжений городской администрации о проведении проверок.

При утверждении должностных инструкций муниципальных экологических инспекторов следует предварительно внести наименование должностей Службы МЭК в реестр муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемый законом субъекта федерации.

С целью разграничения объектов контроля и экспертизы Глава органа местного самоуправления вправе по согласованию с территориальным органом федеральной исполнительной власти в области охраны окружающей среды подготовить и утвердить перечень объектов, расположенных на территории муниципального образования, подлежащих муниципальному экологическому контролю.

В целях обеспечения взаимодействия различных видов (форм) экологического контроля (государственного, муниципального, производственного, общественного) Глава муниципального образования, вправе утвердить Примерное положение о службе производственного экологического контроля предприятия (организации), подконтрольной службе МЭК, и также Положение об общественном экологическом контроле на территории муниципального образования. Кстати, есть пример утверждения положения о производственном экологическом контроле - Правительство Башкирии своим постановлением №63 от 21 04. 2004 г. утвердило такое Положение, разработанное МПР РБ и Союзом экологов РБ (приложение №10).

Проект ФЗ «Об экологическом контроле», разрабатываемый ныне в Комитете по экологии ГД ФС РФ, предусматривает тесное взаимодействие муниципального и общественного экологического контроля и именно на местном уровне это взаимодействие будет оказывать определяющее влияние на экологическую ситуацию. Важно установить равноправные партнерские отношения двух форм контроля уже на стадии создания органов муниципального контроля с начала 2006 года.