1.5. Повышение уровня правовой подготовки – как условие
экологического контроля.
Полное неведение подавляющего большинства депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федерации РФ и сотрудников аппарата Правительства РФ в области действующих международных стандартов в сфере экологической безопасности, конвенций, международных соглашений и договоров, федерального природоохранного законодательства, подавление политической воли в области охраны окружающей среды под воздействием промышленно-финансовых групп России, приводят к постепенной деэкологизации законодательства, к принятию недостаточно грамотных и нелогичных законов Федеральным Собранием РФ, и противоречащих действующим законам подзаконных актов - Правительством РФ.
Анализ практики правоприменения, отчетов и докладов по охране окружающей среды показывают низкий уровень правовой подготовки инспекторского состава и сотрудников государственной экологической экспертизы и экологических служб на местах, что значительно снижает эффективность контроля и профилактики нарушений в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, придание МПР РФ функции разработчика законодательства в этой сфере, при имеющемся уровне подготовки штатного персонала министерства, может привести к усилению противоречивости нормативной базы и снижению эффективности правоприменения.
Малочисленность обращений и жалоб граждан на нарушения их экологических прав в природоохранные органы, прокуратуру и суды указывает на низкую правую грамотность как заявителей, так и правоприменительных органов, на неспособность правоохранительных и природоохранных органов обеспечить реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, повышение квалификации в области экологического права объективно необходимо всем категориям государственных служащих для реализации их функций, а также гражданам для защиты своих прав.
Попытки создания правовых клиник по этой отрасли права предпринимались юристами общественных организаций лишь в Иркутске (www.discoverbaikal.ru/Irkutsk) и Хабаровске, но постепенно эти инициативы без финансовой поддержки сведены к нулю. В настоящее время в России есть лишь несколько десятков юристов, способных квалифицированно выполнять функции экологических адвокатов. Однако, признанная опасность экологической катастрофы, устойчивое повышение заболеваемости и смертности населения, растущее множество правовых проблем при использовании природных ресурсов, постоянно меняющееся законодательство требуют внимания к созданию программы обучения и специализации по этой отрасли права.
Возьмем для примера опять же Республику Башкортостан (РБ).
В новом составе Государственного Собрания РБ отсутствуют специалисты по вопросам экологии и природных ресурсов. С другой стороны, в Башкирии не соблюдается действующее законодательство по участию общественности в охране окружающей среды (не проводятся общественные экологические слушания по намечаемой хозяйственной деятельности, общественная экологическая экспертиза, нарушается право граждан на экологическую информацию, на учет общественного мнения при принятии экологически значимых решений и т.д.). Ни в Приволжском Федеральном округе, ни в Республике не производится подготовка юристов, специализирующихся на экологическом праве, отсутствуют бесплатные специализированные консультации для населения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.
С целью решения этих проблем Ассоциация юристов - экологов России, Союз экологов РБ, Институт права Башгосуниверситета и МПР РБ реализовали эколого-правовой проект, имевший следующие цели и задачи:
- правовое обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и на участие в принятии экологически значимых решений;
- вовлечение населения в законотворческий процесс и процедуры общественного экологического контроля (элементы гражданского общества и правового государства);
- повышение правовой грамотности населения, сотрудников органов законодательной и исполнительной власти, природоохранных и правоохранительных органов;
- создание модели межсекторального сотрудничества общественных организаций, законодательного органа и природоохранных органов в целях совершенствования природоохранного и природноресурсного законодательства и организации контроля за его соблюдением;
- организация первой в республике общественной юридической консультации для граждан в сфере защиты их прав на природопользование и охрану окружающей среды, участие в принятии решений;
- подготовка юристов по специальности «экологическое и природноресурсное право» для работы в государственных органах, муниципалитетах и других структура.
В соответствии с планом работы по проекту создан общественный Экспертный совет по природноресурсному и экологическому законодательству, работающий под эгидой профильного комитета Государственного Собрания - Курултая РБ, как модель взаимодействия общественности и органов государственной власти в решении экологических проблем, который проводит экспертизу действующего законодательства РБ и практики его применения.
Начата работа над созданием на региональном уровне законодательных механизмов, предусмотренных «Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхус, Дания, 1998 г.), что будет способствовать присоединению России к данной Конвенции.
В учебный план Башкирского госуниверситета включена специализация (в рамках государственно-правовой) по экологическому и природноресурсному праву, создана кафедра аграрного и экологического права, и в 2004 году проведен набор экспериментальной коммерческой группы на 1 курс по данной специализации. Из студентов старших курсов, желающих специализироваться по данному направлению, формируется группа консультантов, которые под руководством преподавателей и опытных юристов-экологов консультируют граждан и представителей юридических лиц в Общественной приемной Главного федерального инспектора по РБ.
В плане повышения квалификации в октябре 2003 года Союз экологов РБ организовал проведение круглого стола «Право и экологическая безопасность» с участием представителей 38 государственных, научных и иных организаций, рекомендации которого включили и пункты по совершенствованию образовательного процесса в данной сфере.
В 2004 году проведены три выездных семинара-совещания на темы: «Практика правового регулирования режима водоохранных зон водных объектов» и «Правовые проблемы взаимодействия государственных органов, общественных организаций и СМИ
в осуществлении экологического контроля», «Экологическое предпринимательство: правовые проблемы и перспективы развития»; подготовлены и проведены международная конференция «Социально-правовые проблемы охраны окружающей среды в современных условиях» и межрегиональная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы правового регулирования природоохранной деятельности на региональном уровне», а также выпускался бюллетень «Экологическая адвокатура». Во всех этих мероприятиях приняли участие представители районных и городских администраций, органов прокуратуры, природоохранных и иных органов, научных учреждений, предпринимательских структур, общественности и средств массовой информации.
Опыт Башкортостана, кстати, может быть реализован и на федеральном уровне.
В частности, есть острая необходимость обновить состав и организовать эффективную экспертную работу Высшего экологического Совета Комитета по экологии Государственной Думы.
Крайне актуально и создание правовой клиники по экологическому праву в одном из ВУЗов г. Москвы ( к примеру - МГУ, РУДН, МНЭПУ, Академия права), что ускорит введение в образовательные стандарты дисциплины «экологическое право»
Большую практическую пользу принесли бы межрегиональные обучающие тематические семинары с участием судов, прокуратуры, природоохранных органов, общественных организаций и научных учреждений в федеральных округах.
Генеральной прокуратуре РФ нелишне было бы рассмотреть вопрос о проведении коллегии по оценке эффективности работы в области защиты экологических прав граждан районных прокуроров и специализированных прокуратур, предусмотрев усиление статуса последних.
Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному суду РФ, как представляется, пора бы дать разъяснения и обзоры по практике применения судами экологического законодательства.
Министерству внутренних дел РФ, наверное, нужно озаботиться обучением штатного состава подразделений экологической милиции основам природоохранного законодательства, а Росприроднадзору и Ростехнадзору следует, видимо, создать мощные правовые службы и провести жесткую аттестацию персонала на владение действующим законодательством.
Проблему образованности граждан, можно надеяться, помогут решить Общественные приемные, которые должны функционировать при всех территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды РФ.
- А. К. Веселов
- 1. Экологический контроль: анализ действующего
- 1.1. Общие предпосылки.
- 1.2. По аналогии с Европой.
- 1.3. Федеральный экологический контроль: взгляд в прошлое, оценка
- 1.4. Участие субъектов федерации в охране окружающей среды.
- 1.5. Повышение уровня правовой подготовки – как условие
- 1.6. Эффективность экологического контроля.
- 1.7. Муниципальный экологический контроль как
- 1.8. Взаимодействие общественности с правоохранительными органами
- 1.10. Общественный экологический контроль и коммерческий сектор.
- 2. Право на общественный экологический контроль.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- 3. Формы и методы общественного экологического контроля.
- 4. Проверки соответствия хозяйственной деятельности
- 4.2. Общественный инспектор на предприятии.
- 5. Контроль экологического состояния территорий.
- 6. Возможности граждан по пресечению экологических
- 7. Практика привлечения к ответственности физических
- 8. Общественная оценка эффективности государственной
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- 9. Особенности осуществления общественного экологического
- 9.1. Автозаправочные станции.
- 9.2. Нефтегазодобывающие предприятия.
- 10. Оптимистическое заключение.
- 1. Общие положения
- 2. Предмет, цели и направления деятельности.
- 3. Права и имущество Учреждения.
- 4. Органы управления и организация деятельности.
- 5. Международные связи
- 6. Ревизионная комиссия.
- 7. Реорганизация и ликвидация Учреждения.
- 1. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (КоАп рф).
- 2. Земельный кодекс рф.
- Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
- 3. Лесной кодекс рф.
- Глава 16. Ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации.
- 4. Уголовный кодекс рф.
- Глава 26. Экологические преступления.
- 5. Водный кодекс рф.
- Глава 14. Ответственность за нарушение водного законодательства Российской Федерации
- 6. Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха».
- Глава VIII Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
- Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего Закона.
- 1. Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы 15 10 1985 . В Страсбурге).
- 2. Конституция Российской Федерации.
- 3. Федеральный закон р ф «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
- 4. Федеральный закон рф «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»
- 5. Федеральный закон р ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- 6. Федеральный закон рф «Об охране окружающей среды»
- 7. Федеральный Закон «Об экологической экспертизе»
- 9. Федеральный Закон рф «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2..Государственные гарантии участия общественности в охране окружающей среды.
- Глава 3. Полномочия граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды.
- Глава 4..Общественный экологический контроль.
- Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду.
- Глава 2. Государственные гарантии участия общественности в охране окружающей среды.
- Глава 3. Полномочия граждан и общественных объединений в области охраны окружающей природной среды.
- Глава 4..Общественный экологический контроль.
- Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
- Глава 6. Участие граждан и общественных организаций в экологической экспертизе.
- Глава 7. Экономическое стимулирование участия населения в охране окружающей природной среды.
- Глава 8. Контроль и ответственность.
- 1. Общие положения.
- 2. Функции Высшего экологического совета.
- 3.Порядок формирования и состав Высшего экологического совета.
- 4. Организация деятельности Высшего экологического совета.
- 5. Права и обязанности членов Высшего экологического совета.
- 6.Порядок реорганизации и ликвидации вэс.
- 1. Общие положения.
- 2. Цели и задачи Совета.
- 4. Ликвидация совета.
- 1. Общие положения.
- 2. Экологическая служба предприятия-природопользователя.
- 3. Производственный экологический контроль.
- 4. Производственный аналитический контроль.
- 5. Взаимодействие экологической службы, предприятия-природопользователя и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
- 6. Документирование и учет результатов деятельности
- I. Общие положения.
- II. Основные задачи.
- III. Функции.
- IV. Права Приемной мпр России.
- V. Должностные обязанности и права начальника
- I. Общие положения.
- II. Основные задачи.
- III. Функции.
- IV. Должностные обязанности и права специалиста -