4.2. Общественный инспектор на предприятии.
Итак, имеющий полномочия от НПО общественный инспектор (группа инспекторов) приходит на предприятие, администрация которого предварительно уведомлена о проводимой общественной проверке.
Вариант первый - пессимистический: общественников не пускают далее проходной предприятия и служба безопасности предприятия демонстрирует потенциально агрессивные намерения. В этом случае оптимален набор действий в такой последовательности:
- общественная комиссия обращается по внутреннему или городскому телефону к руководству предприятия и просит выйти для переговоров;
- при состоявшейся встрече, естественно, требуется официальный отказ от пропуска на территорию либо определяются варианты возможного компромисса;
- при категорическом отказе от допуска на территорию (если это не объект со специальным режимом) составляется акт (не менее 3-х подписей) с указанием фамилии и должности присутствовавшего при отказе (или отказавшего) представителя предприятия.
Нет особой проблемы в случае его отказа от подписи: в акте делается соответствующая запись.
В акте указывается дата, место, члены комиссии, присутствующие и фиксируется сам факт отказа от допуска на территорию предприятия и от проверки как таковой.
Акт в дальнейшем потребуется как доказательство факта противодействия общественному контролю, который следует обязательно «обыграть» через публикации в СМИ с сообщением известных НПО фактов нарушений экологического законодательства на территории данного предприятия, предположений о возможных причинах отказа от проверки.
Далее целесообразно направить обоснованную жалобу в районную или природоохранную прокуратуру, сообщив известные НПО сведения об экологических правонарушениях на данном предприятии и предложив прокуратуре проверить эти факты и принять меры прокурорского реагирования по факту отказа от допуска на предприятие. Прокуратура обязана рассмотреть обращение НПО, поручить природоохранному органу проверить своими силами информацию и, в случае подтверждения фактов, обязать природоохранный орган привлечь виновных ответственности.
Законодательство не содержит отказ от допуска на предприятие общественного контролера как состав правонарушения, но здравомыслящий прокурор вполне может внести представление в администрацию предприятия о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных в отказе лиц и обязать администрацию обеспечить проведение общественной проверки.
Если же этого не произошло, то включается в действие общественная кампания против данного предприятия, в которой используются все законные методы (с учетом того, что нарушения экологических норм имеют место на каждом предприятии):
- критические публикации в прессе, на радио и телевидении;
- публичный вызов на «ток-шоу» (ТВ или радио) руководителя предприятия или начальника службы по охране окружающей среды;
- обращения в вышестоящие организации, во все без исключения контролирующие вопросы экологической безопасности органы, в региональное правительство, к региональному Уполномоченному по правам человека, к Главному федеральному инспектору по данному субъекту федерации, в окружные контролирующие инстанции;
- инициирование проверок данного предприятия государственными органами (желательно с участием данной НПО);
- обоснованная критика в адрес администрации предприятия с трибуны публичных мероприятий (конференций, семинаров, круглых столов, совещаний);
- целенаправленный сбор, анализ и использование дополнительных данных о воздействии предприятия на окружающую среду, о нарушениях экологических прав граждан в ближайшей селитебной зоне, граничащей с санитарно-защитной зоной данного предприятия;
- проведение собрания граждан, чье здоровье находится под воздействием
выбросов предприятия, и приглашением ответственных лиц его администрации (желательно с участием органа местного самоуправления);
- инициирование или проведение общественной экологической экспертизы
проекта нового строительства или расширения (реконструкции) предприятия;
- проведение иных общественных акций (пикеты, митинги и т.д.).
Как говорится, не пройдет и полгода, как администрация данного предприятия будет вынуждена провести с НПО переговоры и установить нормальные отношения, в числе первых мероприятий предусмотрев посещение предприятия и предоставление необходимой информации.
Однако, вернемся к варианту, когда общественных инспекторов допустили к проверке. Первым действием в этом случае является обязательный визит к руководству предприятия с предъявлением поручения (решения) о проверке и удостоверений, а также обсуждение плана проверки.
В условиях ограниченности объема данного пособия мы не можем расписать программу комплексной или целевой проверки предприятия (тем более, что план в большой степени зависит от мощности, масштабов территории, профиля предприятии, степени подготовки контролеров и т.д.) и ограничимся лишь общими рекомендациями.
Администрация предприятия выделяет в качестве представителя предприятия компетентного специалиста (специалистов). При этом следует заранее обговорить его полномочия по подписи акта проверки и его возможность привлекать (для объяснений или получения документации) иных специалистов предприятия.
Если общественная инспекция проводит комплексную проверку, и комиссия не располагает необходимой документацией, то разумнее предварительно запросить и провести ее экспресс-анализ тут же на предприятии. И, исходя из появившихся вопросов, предложить обследовать конкретную систему или объект. К примеру, просмотрев схему водоснабжения и канализации, лицензию на пользование водным объектом, раздел «Водоснабжение и канализация» проекта строительства предприятия, отчет 2ТП (водхоз), общественная комиссия может начать с обследования узла учета водопотребления. При этом ответственное за учет должностное лицо предъявляет контролерам журнал учета установленной формы и предоставляет возможность осмотреть опломбированные поверенные водосчетчики. Конечно, существуют способы фальсификации данных счетчиков (к примеру, обводные трубопроводы, отключение счетчиков, фиктивные системы оборотного водоснабжения и т.д.), поэтому для серьезной проверки в составе комиссии желательно включать специалистов высокого уровня. Кстати, это может быть бывший, допустим, энергетик данного предприятия, не испытывающий благодарности к его администрации за незаконное увольнение.
Особое внимание обращается на «нестыковки», несоответствия в разрешительных документах, проектах, лицензиях, которые и нужно уточнять при натурном обследовании. Допустим, в томе ПДВ и разрешении на выбросы в атмосферу указано разное число источников выбросов. Или условия лицензии на обращение с опасными отходами не включены в экологический паспорт предприятия (кстати, паспорт - основной источник информации о предприятии). Или класс опасности отходов не соответствует техническим условиям (техническому регламенту, сертификату) на данный вид продукции. Или раздел ОВОС не соответствует положительному заключению государственной экологической экспертизы и условиям лицензий на природопользование.
В общем, можно перечислять достаточно долго все подобные случаи, которые нуждаются в уточнении и отражении в акте проверки.
Вся собранная при изучении документации и обследовании информация излагается именно в этом акте произвольной формы.
Проект акта пишется по окончании проверки членами комиссии с учетом мнения и объяснений представителя предприятия.
В случае, если члены комиссии не согласны с предложениями представителя предприятия, и включают спорный факт, вывод или обстоятельство в акт, представитель предприятия может изложить особое мнение по данной проблеме письменно и приложить к акту. Но по согласованным позициям представитель предприятия должен акт подписать.
В случае отказа от подписи в акте делается соответствующая запись о факте отказа.
Кстати, неверен обвинительный уклон акта. То есть, акт должен содержать и положительные для предприятия факты, выводы и обстоятельства.
Сопровождение членов общественной комиссии представителем предприятия обязательно, как и соблюдение требований техники безопасности по его требованиям.
Как правило, администрация предприятия стремится превратить проверку в экскурсию по территории с показом наиболее благополучных в экологическом смысле объектов. А посему нежелательно не упускать из рук руководство комиссией и требовать показать комиссии все объекты и документацию в соответствии с планом проверки.
4.3. Оформление результатов проверки.
Собранные обследованием предприятия данные анализируются, суммируются и на их основе делаются выводы как общего характера, так и по конкретным вопросам плана проверки.
Акт составляется как минимум в 2-х экземплярах, один из которых, после регистрации в канцелярии предприятия, оставляется его руководителю.
Однако, более эффективно провести встречу с руководителем предприятия по итогам проверки (руководитель может собрать совещание по итогам проверки) и вручить ему один экземпляр акта публично или под роспись.
Как уже отмечалось выше, при самостоятельной проверке общественными инспекторами протокол об установленных правонарушениях не может быть составлен. При совместной проверке с государственными инспекторами контролирующих органов в акт и протоколы должны включаться представители общественной инспекции как члены комиссии или как свидетели правонарушения. Это, с одной стороны, усиливает доказательность указанных документов, с другой - затрудняет возможность «спуска проблемы на тормозах», то есть снижает вероятность подкупа должностных лиц государственного контроля.
В общей части акта указываются дата и место составления, данные о членах комиссии и представителях предприятия, основание для проверки и ее цель, реквизиты проверяемого объекта (полное наименование, форма собственности, юридический адрес, ф.и.о. и должности руководителей, контактные данные).
Констатирующая часть содержит описание результатов проверки в соответствии
с программой (планом) мероприятия. После анализа установленных фактов по каждому вопросу плана делается вывод о наличии нарушения конкретной статьи федерального закона или подзаконного акта. Особое внимание при этом желательно обратить на организацию и эффективность производственного экологического контроля на предприятии, наличие утвержденной Системы управления окружающей средой (приказы, должностные инструкции, планы природоохранных мероприятий ), проведение внутреннего экологического аудита, наличие сертификатов по стандартам серий ИСО-Р- 9000 (качество продукции), ИСО-Р-14000, ISO-19011 (управление окружающей средой, экологический менеджмент и аудит). При этом надо учесть, что заключения по внешнему и внутреннему экологическому аудиту являются объектом коммерческой тайны, и администрация вполне может отказаться предъявлять при проверке эти документы для ознакомления даже государственным органам.
В акте можно указать также степень и эффективность выполнения ранее выданных предписаний контролирующих органов, информацию о которых можно запросить перед проверкой или непосредственно на предприятии.
Желательно отразить в акте работу администрации предприятия с местным населением, наличие открытых информационных ресурсов об экологической деятельности предприятия, проведение общественных мероприятий, возможность приема граждан администрацией, реакцию предприятия на жалобы местного населения. Последнее особенно актуально в отношении санитарно-защитной зоны предприятия, в границах которой или в непосредственной близости от которой могут располагаться жилые дома, дачные участки и иные объекты. Кстати, весьма полезен и примечателен опыт работы экологической общественности в г. Череповце, где организацией судебных исков, целенаправленным общественным контролем удалось отселить из санитарно-защитной зоны металлургического комбината в благоустроенное жилье десятки семей.
Раздел «Общие выводы» может содержать заключения и оценки общественной комиссии о степени соблюдения предприятиям природоохранного законодательства, включая положительные моменты и достижения в области экологической политики.
В законодательстве нет права общественных инспекторов выдавать предписания, но есть право вносить предложения по совершенствованию природоохранной работы. Поэтому приложением к акту может быть заполненная форма такого предложения, содержащего фактическое предписание со сроками исполнения, но носящее рекомендательный характер. Либо такие предложения вносятся в акт после раздела «Общие выводы».
Оформленный и подписанный акт проверки является основным ее результатом, основанием для дальнейших действий общественных контролеров.
Итак, мы вкратце рассмотрели аспекты самостоятельной проверки предприятия общественной экологической инспекцией.
В рассматриваемой области вполне может получиться неплохой «альянс» НПО
с нарождающимся муниципальным экологическим контролем, в основном не имеющим опытных кадров и навыков контрольной деятельности.
Совместные с контролирующими органами проверки проще в организации, результативнее в результатах и последствиях, но в этом случае общественный инспектор будет играть роль статиста или, в лучшем случае, эксперта, и подчиняться требованиям действующего законодательства в отношении правомочий государственного органа.
Но использовать можно и нужно оба вида контрольной деятельности в зависимости от обстоятельств и характера взаимоотношений НПО и государственных органов. Хотя, в последние годы, в связи с коррупционностью государственного контроля, из инструкций по проведению проверок исчезли обязанности госинспекторов привлекать к раскрытию правонарушений общественников, и практика такого привлечения резко сократилась, актуальность совместных проверок и общественного контроля все более возрастает. Причина проста: государство не в состоянии справиться с выявлением и пресечением правонарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования и ситуация приобретает все более неуправляемый характер. Исходя из этого вывода, общественность не может ждать милостивого разрешения от коррумпированного государства выполнять его функции контроля, и уже берет на себя самостоятельно функции контроля не только за предприятиями-природопользователями, но и за осуществлением эффективной контрольной деятельности государственных структур. Бездействие государства в защите прав граждан рождает, в соответствии с Конституцией РФ, активное действие самих граждан в борьбе за благоприятную окружающую среду.
- А. К. Веселов
- 1. Экологический контроль: анализ действующего
- 1.1. Общие предпосылки.
- 1.2. По аналогии с Европой.
- 1.3. Федеральный экологический контроль: взгляд в прошлое, оценка
- 1.4. Участие субъектов федерации в охране окружающей среды.
- 1.5. Повышение уровня правовой подготовки – как условие
- 1.6. Эффективность экологического контроля.
- 1.7. Муниципальный экологический контроль как
- 1.8. Взаимодействие общественности с правоохранительными органами
- 1.10. Общественный экологический контроль и коммерческий сектор.
- 2. Право на общественный экологический контроль.
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- 3. Формы и методы общественного экологического контроля.
- 4. Проверки соответствия хозяйственной деятельности
- 4.2. Общественный инспектор на предприятии.
- 5. Контроль экологического состояния территорий.
- 6. Возможности граждан по пресечению экологических
- 7. Практика привлечения к ответственности физических
- 8. Общественная оценка эффективности государственной
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
- 9. Особенности осуществления общественного экологического
- 9.1. Автозаправочные станции.
- 9.2. Нефтегазодобывающие предприятия.
- 10. Оптимистическое заключение.
- 1. Общие положения
- 2. Предмет, цели и направления деятельности.
- 3. Права и имущество Учреждения.
- 4. Органы управления и организация деятельности.
- 5. Международные связи
- 6. Ревизионная комиссия.
- 7. Реорганизация и ликвидация Учреждения.
- 1. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования (КоАп рф).
- 2. Земельный кодекс рф.
- Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
- 3. Лесной кодекс рф.
- Глава 16. Ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации.
- 4. Уголовный кодекс рф.
- Глава 26. Экологические преступления.
- 5. Водный кодекс рф.
- Глава 14. Ответственность за нарушение водного законодательства Российской Федерации
- 6. Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха».
- Глава VIII Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха
- Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего Закона.
- 1. Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы 15 10 1985 . В Страсбурге).
- 2. Конституция Российской Федерации.
- 3. Федеральный закон р ф «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
- 4. Федеральный закон рф «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»
- 5. Федеральный закон р ф «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
- 6. Федеральный закон рф «Об охране окружающей среды»
- 7. Федеральный Закон «Об экологической экспертизе»
- 9. Федеральный Закон рф «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
- Глава 1. Общие положения.
- Глава 2..Государственные гарантии участия общественности в охране окружающей среды.
- Глава 3. Полномочия граждан и общественных объединений в области охраны окружающей среды.
- Глава 4..Общественный экологический контроль.
- Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду.
- Глава 2. Государственные гарантии участия общественности в охране окружающей среды.
- Глава 3. Полномочия граждан и общественных объединений в области охраны окружающей природной среды.
- Глава 4..Общественный экологический контроль.
- Глава 5. Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду
- Глава 6. Участие граждан и общественных организаций в экологической экспертизе.
- Глава 7. Экономическое стимулирование участия населения в охране окружающей природной среды.
- Глава 8. Контроль и ответственность.
- 1. Общие положения.
- 2. Функции Высшего экологического совета.
- 3.Порядок формирования и состав Высшего экологического совета.
- 4. Организация деятельности Высшего экологического совета.
- 5. Права и обязанности членов Высшего экологического совета.
- 6.Порядок реорганизации и ликвидации вэс.
- 1. Общие положения.
- 2. Цели и задачи Совета.
- 4. Ликвидация совета.
- 1. Общие положения.
- 2. Экологическая служба предприятия-природопользователя.
- 3. Производственный экологический контроль.
- 4. Производственный аналитический контроль.
- 5. Взаимодействие экологической службы, предприятия-природопользователя и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды.
- 6. Документирование и учет результатов деятельности
- I. Общие положения.
- II. Основные задачи.
- III. Функции.
- IV. Права Приемной мпр России.
- V. Должностные обязанности и права начальника
- I. Общие положения.
- II. Основные задачи.
- III. Функции.
- IV. Должностные обязанности и права специалиста -