logo search
default / Вопрос 15 / Общественный экологический контроль в России

1.5. Повышение уровня правовой подготовки – как условие

экологического контроля.

Полное неведение подавляющего большинства депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федерации РФ и сотрудников аппарата Правительства РФ в области действующих международных стандартов в сфере экологической безопасности, конвенций, международных соглашений и договоров, федерального природоохранного законодательства, подавление политической воли в области охраны окружающей среды под воздействием промышленно-финансовых групп России, приводят к постепенной деэкологизации законодательства, к принятию недостаточно грамотных и нелогичных законов Федеральным Собранием РФ, и противоречащих действующим законам подзаконных актов - Правительством РФ.

Анализ практики правоприменения, отчетов и докладов по охране окружающей среды показывают низкий уровень правовой подготовки инспекторского состава и сотрудников государственной экологической экспертизы и экологических служб на местах, что значительно снижает эффективность контроля и профилактики нарушений в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, придание МПР РФ функции разработчика законодательства в этой сфере, при имеющемся уровне подготовки штатного персонала министерства, может привести к усилению противоречивости нормативной базы и снижению эффективности правоприменения.

Малочисленность обращений и жалоб граждан на нарушения их экологических прав в природоохранные органы, прокуратуру и суды указывает на низкую правую грамотность как заявителей, так и правоприменительных органов, на неспособность правоохранительных и природоохранных органов обеспечить реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, повышение квалификации в области экологического права объективно необходимо всем категориям государственных служащих для реализации их функций, а также гражданам для защиты своих прав.

Попытки создания правовых клиник по этой отрасли права предпринимались юристами общественных организаций лишь в Иркутске (www.discoverbaikal.ru/Irkutsk) и Хабаровске, но постепенно эти инициативы без финансовой поддержки сведены к нулю. В настоящее время в России есть лишь несколько десятков юристов, способных квалифицированно выполнять функции экологических адвокатов. Однако, признанная опасность экологической катастрофы, устойчивое повышение заболеваемости и смертности населения, растущее множество правовых проблем при использовании природных ресурсов, постоянно меняющееся законодательство требуют внимания к созданию программы обучения и специализации по этой отрасли права.

Возьмем для примера опять же Республику Башкортостан (РБ).

В новом составе Государственного Собрания РБ отсутствуют специалисты по вопросам экологии и природных ресурсов. С другой стороны, в Башкирии не соблюдается действующее законодательство по участию общественности в охране окружающей среды (не проводятся общественные экологические слушания по намечаемой хозяйственной деятельности, общественная экологическая экспертиза, нарушается право граждан на экологическую информацию, на учет общественного мнения при принятии экологически значимых решений и т.д.). Ни в Приволжском Федеральном округе, ни в Республике не производится подготовка юристов, специализирующихся на экологическом праве, отсутствуют бесплатные специализированные консультации для населения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды.

С целью решения этих проблем Ассоциация юристов - экологов России, Союз экологов РБ, Институт права Башгосуниверситета и МПР РБ реализовали эколого-правовой проект, имевший следующие цели и задачи:

- правовое обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и на участие в принятии экологически значимых решений;

- вовлечение населения в законотворческий процесс и процедуры общественного экологического контроля (элементы гражданского общества и правового государства);

- повышение правовой грамотности населения, сотрудников органов законодательной и исполнительной власти, природоохранных и правоохранительных органов;

- создание модели межсекторального сотрудничества общественных организаций, законодательного органа и природоохранных органов в целях совершенствования природоохранного и природноресурсного законодательства и организации контроля за его соблюдением;

- организация первой в республике общественной юридической консультации для граждан в сфере защиты их прав на природопользование и охрану окружающей среды, участие в принятии решений;

- подготовка юристов по специальности «экологическое и природноресурсное право» для работы в государственных органах, муниципалитетах и других структура.

В соответствии с планом работы по проекту создан общественный Экспертный совет по природноресурсному и экологическому законодательству, работающий под эгидой профильного комитета Государственного Собрания - Курултая РБ, как модель взаимодействия общественности и органов государственной власти в решении экологических проблем, который проводит экспертизу действующего законодательства РБ и практики его применения.

Начата работа над созданием на региональном уровне законодательных механизмов, предусмотренных «Конвенцией о доступе к информации, участии общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхус, Дания, 1998 г.), что будет способствовать присоединению России к данной Конвенции.

В учебный план Башкирского госуниверситета включена специализация (в рамках государственно-правовой) по экологическому и природноресурсному праву, создана кафедра аграрного и экологического права, и в 2004 году проведен набор экспериментальной коммерческой группы на 1 курс по данной специализации. Из студентов старших курсов, желающих специализироваться по данному направлению, формируется группа консультантов, которые под руководством преподавателей и опытных юристов-экологов консультируют граждан и представителей юридических лиц в Общественной приемной Главного федерального инспектора по РБ.

В плане повышения квалификации в октябре 2003 года Союз экологов РБ организовал проведение круглого стола «Право и экологическая безопасность» с участием представителей 38 государственных, научных и иных организаций, рекомендации которого включили и пункты по совершенствованию образовательного процесса в данной сфере.

В 2004 году проведены три выездных семинара-совещания на темы: «Практика правового регулирования режима водоохранных зон водных объектов» и «Правовые проблемы взаимодействия государственных органов, общественных организаций и СМИ

в осуществлении экологического контроля», «Экологическое предпринимательство: правовые проблемы и перспективы развития»; подготовлены и проведены международная конференция «Социально-правовые проблемы охраны окружающей среды в современных условиях» и межрегиональная научно-практическая конференция «Состояние и перспективы правового регулирования природоохранной деятельности на региональном уровне», а также выпускался бюллетень «Экологическая адвокатура». Во всех этих мероприятиях приняли участие представители районных и городских администраций, органов прокуратуры, природоохранных и иных органов, научных учреждений, предпринимательских структур, общественности и средств массовой информации.

Опыт Башкортостана, кстати, может быть реализован и на федеральном уровне.

В частности, есть острая необходимость обновить состав и организовать эффективную экспертную работу Высшего экологического Совета Комитета по экологии Государственной Думы.

Крайне актуально и создание правовой клиники по экологическому праву в одном из ВУЗов г. Москвы ( к примеру - МГУ, РУДН, МНЭПУ, Академия права), что ускорит введение в образовательные стандарты дисциплины «экологическое право»

Большую практическую пользу принесли бы межрегиональные обучающие тематические семинары с участием судов, прокуратуры, природоохранных органов, общественных организаций и научных учреждений в федеральных округах.

Генеральной прокуратуре РФ нелишне было бы рассмотреть вопрос о проведении коллегии по оценке эффективности работы в области защиты экологических прав граждан районных прокуроров и специализированных прокуратур, предусмотрев усиление статуса последних.

Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному суду РФ, как представляется, пора бы дать разъяснения и обзоры по практике применения судами экологического законодательства.

Министерству внутренних дел РФ, наверное, нужно озаботиться обучением штатного состава подразделений экологической милиции основам природоохранного законодательства, а Росприроднадзору и Ростехнадзору следует, видимо, создать мощные правовые службы и провести жесткую аттестацию персонала на владение действующим законодательством.

Проблему образованности граждан, можно надеяться, помогут решить Общественные приемные, которые должны функционировать при всех территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды РФ.