logo search
РБ ЗО химики 2014-2015 / Уч мет пос 2 / Уч поссоб 2

3.2 Транспортные, грузово-разгрузочные работы

3.2.1 Перевозка радиоактивных материалов (урановой руды; смолы, насыщенной ураном; кека УОШВ и других источников ионизирующих излучений), железнодорожным и автомобильным транспортом должно выполняться в соответствии с требованиями ОСП ОРБУ, ПБПРМ-2006.

На все транспортные средства, предназначенные для перевозок радиоактивных материалов и ИИИ, должны быть оформлены санитарные паспорта в соответствии с требованиями ОСП ОРБУ.

3.2.2 Перевозка урановой руды железнодорожным транспортом следует выполнять в безлюкових, бездверних металлических полувагонах, которые исключают просипання руды при транспортировке.

3.2.3 Перевозки продуктов УОШВ осуществляются в транспортных средствах, которые исключают потерю продукта при транспортировке.

3.2.4 Железнодорожные транспортные средства, автотранспорт, который используются для перевозки урановых руд, не должен использоваться для перевозки других грузов без проведения дезактивации от естественных альфа-излучателей до уровней, не более 0,4 Бк/см2. Мощность дозы внешнего гамма-излучения в любой точке, которая находится на расстоянии 0,1 м от поверхности транспортных средств, не должна превышать 1,0 мкЗв/час.

3.2.5 Не фиксированное радиоактивное загрязнение внешних поверхностей любой упаковки необходимо поддерживать на самом низком практически досягаемом уровне и в обычных условиях перевозки оно не должно превышать 4 Бк/см2 для бета- и гамма-излучателей и альфа-излучателей низкой токсичности. Максимальный уровень мощности дозы гамма-излучения в любой точке на расстоянии 2 м от внешней поверхности транспортного средства не повинный превышать 0,1 мзв/год.

3.2.6 Любое средство перевозки или оборудования или его часть, которые в ходе перевозки радиоактивных материалов подподверглись радиоактивному загрязнению выше границы, отмеченной в п. 3.2.5, или уровень излучения от которых превышает 5 мкЗв/час на поверхности, должны быть как можно быстрее подвергнуты дезактивации специалистом и не должны опять использоваться до тех пор, пока нефиксированное радиоактивное загрязнение не снизится к уровню границы, отмеченной в п. 3.2.5, а уровень излучения, которое создается фиксированным радиоактивным загрязнением поверхностей, после дезактивации не составит меньше 5 мкЗв/час на поверхности.

Выезд автомобильного транспорта за пределы СЗЗ предприятия с нефиксированным (что снимается) радиоактивным загрязнением внешних поверхностей не допускается.

3.2.7 При транспортировке горной массы, урановой руды автомобильным и железнодорожным транспортом необходимо обязательное применение мероприятий по подавлення пыли из материала, которая транспортируется (увлажнение, укрытие открытых поверхностей пылесвязывающими добавками, брезентом и тому подобное).

3.2.9 Транспортировку химических реагентов необходимо осуществлять в специально допущенных для этой цели цистернах (жидкие вещества) или в вагонах, контейнерах (твердые вещества).

3.2.10 Выгрузка, загрузка транспортных средств осуществляются в специально отведенных местах, оборудованных в соответствии с требованиями нормативных документов.

3.2.13 Транспортировка радиационно-опасных, химически агрессивных веществ сопровождается лицом, ответственным за перевозку, сохранение груза и охрану, которая имеет соответствующие документы на перевозку опасных грузов.

Специальные моющие средства для оборудования, помещений, контейнеров и специальных автомобилей

В качестве моющих растворов для дезактивации оборудования, помещений, контейнеров и специальных автомобилей могут быть использованы следующие смеси:

Смесь № 1

Стиральный порошок-3 г

Щелочь 10 г

Вода до 1 л

Смесь № 2

ДС – РАС( ДС-РАС (паста РАС ) - раствор рафинированного алкиларилсульфоната)

10 мл

Вода до 1 л

Смесь № 3

ДС- РАС 10мл

Щавелевая кислота 5 г

Поварена соль г

Вода до 1 л

Смесь № 4

ДС- РАС или ОП-7 5 г

Щавелевая кислота 5 г

Гексаметафосфат натрия 7 г

Вода до 1 л

Загрязненные поверхности, которые невозможно отмыть вышеуказанными смесями, должны быть дополнительно обработанные моющей смесью № 5.

Смесь № 5

Марганцовокислый калий 40 г

Серная кислота 5 г

Вода до 1 л

После дезактивации поверхности смесью № 5 (на протяжении 10-15 минут) осуществляется обработка смесью № 3. Если загрязненный материал не является стойким к кислотам (корродирует или растворяется), то его нужно обрабатывать щелочными растворами смеси № 6.

Смесь № 6

Едкий натрий 10 г

Трилон- Б 10 г

Вода до 1 л

Для дезактивации ценного оборудования, приборов используют смеси следующего состава:

Смесь № 7

Лимонная или щавелевая кислоты 10-20 г

Вода до 1 л

Смесь № 8

Тринатрийфосфат или гексаметафосфат натрию 10-20 г

Вода до 1 л

Время дезактивации зависит от степени и размеров загрязнения. Ориентировочно, дезактивация одного спецавтомобиля двумя рабочими продолжается 1-2 часа, а одного контейнера одним рабочим - 10-20 минут.

Затрата раствора моющей жидкости на один спецавтомобиль равняется в среднем 150 л, из которых:

Холодной воды - 80 л

Горячей воды - 50 л

Спецрастворов - 20 л

Затрата моющей жидкости на один контейнер равняется в среднем 12 л, из которых:

Холодной воды - 5 л

Горячей воды - 5 л

Спецрастворов - 2 л

В отдельных случаях загрязнения могут быть удалены механическими средствами (металлическими щетками, наждаковим бумагой, скребками и тому подобное). Поврежденныые поверхности должны быть восстановлены.

В процессе дезактивации необходимо принимать меры по возможному сокращению расходов моющих средств с целью уменьшения отходов.