logo search
курс лекций по зд 2012 печать

1. Необходимо создавать условия для относительно бесконфликтного функционирования всех систем природы и общества.

Такую задачу можно было бы выполнить в ходе экологического планирования, охватывающего всю биосферу, но наиболее актуального для регионального уровня, ибо практически решение идет не сверху (от биосферы), а снизу (от элементарных систем природы).

Рассмотрим ряд примеров по организации системы природного экологического планирования.

По пространственным характеристикам эти системы различны. Так, индивидуальные участки жизни животных имеют площадь, изменяющуюся посезонно на один или даже два порядка величин. У некоторых видов, таких, как белый медведь, участок обитания столь велик, что составляет целый сектор Арктики. Миграционные пути копытных, не говоря уже о перелетных и кочующих птицах, растягиваются на сотни и даже тысячи километров. Еще сложнее обстоит дело с абиотическими экологическими компонентами, связанными с изменением характеристик поверхности планеты. В конечном итоге, сдвиг системно-экологического равновесия может наступить в очень обширных районах - столь больших по площади, что никакая мыслимая охраняемая природная территория в единственном числе не сможет создать баланса.

2. Достижение экологического равновесия возможно лишь на основе пространственно разорванной и неравнозначной по выполняемым функциям системы площадей, т.е., применив программно-целевой метод, можно и нужно создавать многофункциональные системы сохранения природного баланса.

Рассмотрим некий идеальный территориальный план, обеспечивающий экологический баланс региона. Наиболее уязвимые верховья и дельты рек должны находиться под охраной заповедников, окруженных буферными охранными зонами и заказниками, позволяющими расширить площади охраны отдельных видов живого и абиотических компонентов природы. Отдельно от заповедников, но в экологическом единстве с ними, должны располагаться национальные парки, совмещающие в себе природоохранные и рекреационные задачи.

В ряде случаев, когда абсолютное заповедование нерационально, целесообразна организация крупных национальных парков с хорошо организованными резерватами при них.

Эту сеть следует дополнить средообразующими и ресурсоохранными угодьями, а для видов животных с обширными индивидуальными участками и для некоторых других природных элементов требуются также административные меры охраны вне границы охраняемых природных территорий. Это водозащитные и поле (почво) защитные полосы, которые будут служить «мостами», соединяющими заповедные территории.

3. В функционально непрерывную систему должны войти природные парки и зеленые зоны вокруг населенных пунктов, обеспечивающие здоровую природную среду населенных мест и рекреационные нужды их жителей. При этом, зеленые зоны могут совмещаться с местностями традиционного быта, природно-историческими участками, зонами отдыха и представлять собой сочетание агро- и экосистем интенсивного пригородного хозяйства, с учетом, однако, своей рекреационной роли.

Курортные зоны целесообразно дополнять морскими национальными парками. Внутри этих зон могут создаваться все формы природных охраняемых территорий, за исключением крупных абсолютных заповедников.

Приведенная схема безмасштабна и условна. Истинное положение охраняемых и эксплуатируемых участков будет зависеть от многих обстоятельств, определяемых в ходе работ. Важно лишь подчеркнуть, что конфигурация и соотношение всех площадей должны обеспечивать экологическое равновесие, в свою очередь, создающее благоприятный ресурсный баланс для развития хозяйства (достаточную водность, защищенность от эрозии и т.п.), условия здоровой природной среды для жизни людей, их работы и отдыха. В эти понятия входят также утилизационные способности природы.

Все перечисленные показатели могут быть тщательно рассчитаны для местных условий. Работу в регионе следует начинать с определения характера сложения экосистем различного уровня сложности. Наиболее заметным естественным образованием, при этом, служит бассейн реки, ручья или других водотоков и водоемов, оптимизация водного режима которых - наиболее разработанная задача. Далее, могут быть установлены поглощающие способности экосистем, оптимум соотношения их размеров с агросистемами и т.д. Возможен учет фаунистических требований, рекреационных потребностей и т.д. Природоохранный оптимум целесообразно сопоставить с существующей сеткой землепользования, определить кадастровые земельные разности и на основе всех плановых и фактических материалов выделить систему участков, наиболее отвечающую потребностям охраны природы и хозяйства с учетом перспектив его развития, а, следовательно, будущего увеличения давления на окружающую среду.

Конечно, подобные разработки требуют высокого уровня научно-поисковых исследований и больших капитальных вложений. Поэтому на практике, как правило, ограничиваются лишь некоторыми элементами экологического планирования. Тем не менее, стремление к идеалу - необходимое условие развития.

Система охраняемых природных территорий должна строиться не только на принципах заповедания наиболее сохранившегося, т.к. узловые участки, достойные абсолютной охраны, могут оказаться в ранее нарушенном хозяйственной деятельностью районе. Совершенно несущественно, что на таком участке нет ничего примечательного, редкого или «девственного». В данном случае, заповедание может осуществляться как восстановительный акт, своеобразная реанимация природной системы.

Такая охраняемая природная территория, являющаяся поддерживающим и восстанавливающим экологическое равновесие заповедником, называется заповедником-сепортером.

Эта форма охраны ближе к ресурсо- и средозащите, чем к заповеданию в общепринятом понимании, но в конечном итоге она призвана восстанавливать зональный тип экосистем, а это уже предмет внимания обычных природных заповедников и национальных парков. Следовательно, восстанавливающий заповедник как бы готовит почву для существующих ныне форм природных охраняемых территорий.

Таким образом, следует различать заповедники-эталоны (абсолютные резерваты) и поддерживающе-восстановительные заповедники-сепортеры (регулируемые резерваты).

Исходя из этого, принцип «каждому региону - свой заповедник» не может оставаться доминирующим. Прежде всего, он должен быть дополнен вопросами: какой заповедник и для чего?

Очевидно, правильнее говорить не о том, что каждый физико-географический район должен иметь заповедник, а о том, что каждый район должен обладать системой охраняемых природных территорий, обеспечивающих целесообразное природное равновесие.

На вопрос, сколько и какого ранга охраняемых территорий необходимо для этого, должен отвечать экологический план, учитывающий задачу сохранения природного многообразия и баланса в экосистемах различного иерархического уровня.

Все это отнюдь не обесценивает природоохранное районирование. Наоборот, экологический план может опираться только на достаточно разработанную сетку региональных экологических систем. Роль районирования в этом случае, повышается, так же как и предъявляемые к нему требования системной целостности выделяемых градаций.

Вывод: при выделении особо охраняемых природных территорий необходимо исходить не столько из музейно-эталонной концепции, сколько из управленческо-ресурсоохранной: мы должны видеть в заповедниках не эталон умирающей природы, а образец восстанавливаемого; не случайный набор хаотически складывающихся сетей охраняемых природных территорий различного типа и подчиненности, а единую, целенаправленную их функциональную систему, способную управлять экологическим равновесием и окружающей средой в соответствии с потребностями человеческого общества.