logo
курс лекций по зд 2012 печать

7.3 Кадастровая оценка заповедного природного фонда

Важным средством улучшения деятельности заповедников, рационального использования и повышения значения и уровня охраны заповедного природного фонда является система его учета и экономической оценки, т.е. кадастр.

Кадастр природных ресурсов – это систематизированный свод сведений количественных, качественных и территориально-адресных показателей, характеризующих определенный вид природных ресурсов, включая экономическую оценку, а также характер изменений состояния ресурсов под воздействием природных, техногенных и экономических факторов.

Кадастр заповедного природного фонда должен содержать достаточно подробные ландшафтно-географические и системно-структурные сведения о природных комплексах, а также данные о состоянии и полноте их современного использования.

Цели составления кадастра:

  1. Оптимизация представительства природных комплексов заповедников как единой и полной государственной системы заповедного природоохранения.

  2. Контроль за результатами работы заповедного природного фонда как государственного достояния.

  3. Оценка эффективности использования и надежности резервирования научно-информационных ресурсов заповедного фонда.

Специфика кадастра ПЗФ связана с его особенностями:

  1. Природный фонд не может быть перемещен с занимаемого им ранее места на другое, ему необходимы определенные территориальные размеры и расположение в ландшафте. Это непременные условия сохранения им функциональных свойств.

  2. Природный фонд рассчитан на вечное существование и функционирование, т.е. он не изнашивается и является постоянным средством производства. При этом, более длительные сроки извлечения информационных материалов в процессе научных исследований вызывают постоянное возрастание их ценности.

  3. Природный фонд включает в себя живые организмы, популяции, имеющие определенную организацию и представленные биогеоценозами. Эти биогеоценозы нельзя повторить, заменить или реконструировать. Естественный эволюционный процесс является единственным и исключительным условием их существования.

  4. Заповедники представляют собой часть единого государственного земельного фонда и водных пространств специального назначения. Они образованы за счет земель государственного лесного и водного фондов, а также земель запаса. Поэтому кадастр заповедного природного фонда использует основные принципы формирования существующих кадастров и включат в свой состав основные положения земельного, водного, лесного, мелиоративного, фаунистического и других кадастров. Это необходимо потому, что заповедники помимо стратегического научно-информационного ресурса, обладают многими ценными побочными свойствами: водоохранными, водорегулирующими, почвозащитными, атмосфероохранными, климатическими, эстетическими и другими. Эти свойства проявляют себя и на хозяйственно используемых территориях за пределами заповедников.

Для характеристики природного фонда заповедников необходимо, в первую очередь, располагать такими сведениями:

  1. Физико-географические и региональные параметры заповедника (зона, подзона, географическая область, район, представляемый данным заповедником).

  2. Характеристика территории (общая, лесная, водная и т.д.).

  3. Основные ландшафтные и биогеоценотические разделы, включая сведения об уникальных или особо ценных объектах.

  4. Генетическое разнообразие охраняемых растений и животных (показатели видового обилия флоры и фауны с указанием особо ценных и редких видов).

  5. Количественные показатели обилия растительного и животного мира в данном заповеднике.

Однако, на сегодняшний день кадастр заповедного природного фонда является одним из наименее разработанных. Степень изученности заповедников Украины весьма неравномерна. К числу наиболее хорошо обследованных и детально изученных заповедников, которые могут предоставить сведения о кадастре своих природных фондов, относится «Аскания-Нова». Несмотря на то, что в различных публикациях, «Летописях природы», отчетах содержится множество сведений и фактов о природе заповедников, объединение и использование всех этих материалов довольно затруднительно. Кадастр заповедного природного фонда должен быть государственным документом, составленным по единому, четко разработанному плану. Он должен содержать 3 основные части:

  1. Учет пользователей научно-информационными ресурсами заповедников и пользователей другими полезными свойствами (биосферными) заповедного природного фонда.

  2. Инвентаризацию заповедного природного фонда.

  3. Экономическую оценку заповедного природного фонда.

Учет пользователей представляет собой список, в который включены:

  1. Ведомства, имеющие заповедники;

  2. Научно-исследовательские учреждения и организации, получающие и использующие информацию из заповедников, в т.ч. в результате своих собственных научных исследований;

  3. Высшие, средние и другие учебные заведения и культурно-массовые организации, использующие заповедники в качестве базы для учебной и производственной практики и использующиеся ими в экскурсионных целях;

  4. Хозяйственные организации, производственная деятельность которых осуществляется под влиянием полезного экологического воздействия заповедников.

Инвентаризация заповедного природного фонда (ежегодный подсчет растений и животных одного вида) должен производиться на зонально-географической основе с использованием разработанных схем биогеографического районирования.

Для создания заповедников используются материалы лесоустроительных и землеустроительных работ. При этом, должны широко использоваться сведения из других кадастров. В большинстве заповедников ведется работа по почвенному, геоботаническому, гидрологическому и другим видам картографирования. Материалы его должны быть обязательным элементом заповедного кадастра. В него также должны включаться и данные исследований флоры и фауны заповедников, результаты комплексного изучения природы на всех уровнях - видовом, популяционном и ценотическом.

Инвентаризация заповедного природного фонда имеет большое значение при планировании природоохранной деятельности заповедников.

Экономическая оценка заповедного природного фонда и вытекающие из нее конкретные практические рекомендации для рационального использования информационных ресурсов, совершенствования системы заповедного режима является завершением работ по созданию кадастра. Однако, методы экономической оценки природных ресурсов еще недостаточно разработаны и слабо анализируются на практике. Тем не менее, при экономической оценке природных заповедных фондов необходимо учитывать:

  1. Объем научной продукции в виде опубликованных работ и неопубликованных отчетов, который может быть выражен в количественных (печатные листы) показателях;

  2. Эстетические и психологические достоинства заповедной территории;

  3. Использование заповедников для подготовки специалистов (практика и полевые работы студентов, аспирантов, докторантов) и в целях просвещения (экскурсионное обслуживание, экологическое воспитание и другое);

  4. Утилизацию продукции товарного значения, получаемой в результате проведения заповедно-регуляционных мероприятий (сенокошение, рубки леса, регулирование численности животных и другое);

  5. Средообразующий эффект заповедных экосистем (их водоохранная, климатообразующая, атмосфероохранная и другая роль), распространяющийся на хозяйственно используемые территории;

  6. Использование генетического материала заповедников для селекционных целей, а также для восстановления популяций ценных для хозяйственного использования видов.

Вывод: Кадастр ПЗФ дает социально-экономическую и экологическую оценку заповедной природы. Организация работ по составлению такого кадастра как общегосударственного документа имеет большое значение для решения региональных и биосферных экологических проблем.