logo search
курс лекций по зд 2012 печать

1.4 Правовые основы организации особо охраняемых природных территорий

В Украине существует множество законов и подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на регулирование экологических правоотношений, охрану природы, ее флоры, фауны и всей окружающей природной среды. К наиболее важным из них относятся:

За нарушение экологического законодательства и нанесение ущерба природе установлены различные виды юридической ответственности: от административной, материальной, до уголовной.

В соответствии с Конституцией, земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства (ст. 14).

В ст. 16 Конституции Украины закреплено, что обязанность государства обеспечивать экологическую безопасность и поддерживать экологическое равновесие на территории Украины.

В свою очередь, ст. 66 закрепляет обязанность граждан Украины не наносить вред природе и возмещать причиненный ущерб.

Важнейшее место в системе экологического законодательства Украины принадлежит закону «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91. В нем конкретизируются экологические права и обязанности всех граждан и юридических лиц, полномочия органов управления, использование природных ресурсов, вопросы экологической безопасности, контроль за выполнением экологического законодательства.

Земельный кодекс Украины был введен в действие с октября 2001 г. Он является основным документом, регулирующим земельные правоотношения в Украине. Рассмотрим некоторые его положения непосредственно касающиеся нашей темы.

Cт. 19 Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения;

  2. Земли жилой и общественной застройки;

  3. Земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;

  4. Земли оздоровительного назначения;

  5. Земли рекреационного назначения;

  6. Земли лесного фонда;

  7. Земли водного фонда;

  8. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и другого назначения.

Как видите, особо охраняемые природные территории выделены в отдельную категорию земель. В этом есть преимущество нового законодательства перед аналогичным законодательством Советского Союза, где как особо охраняемые выделялись лишь земли курортов и земли заповедников, причем и те и другие включались в категорию земель несельскохозяйственного назначения, т.е. фактически приравнивались к землям промышленности и транспорта. Новое законодательство обращает большее внимание на вопросы охраны природы. Ст. 43, 44, 46, 83 Земельного кодекса гласит: