8.4. Пучины на автомобильных дорогах
Пучины – деформации и разрушение дорожной одежды в виде бугров и сетки трещин. Пучение (пучинообразование) – неоднородные по площади покрытия взбугривания дорожной одежды, обусловленные одновременным проявлением трех факторов:
– интенсивным морозным влагонакоплением за счет наличия мощного сточн ка увлажнения (близкое залегание грунтовых вод, когда высота поднят я воды по капиллярам грунта рабочего слоя больше расстоян я до уровня грунтовых вод);
– нал ч ем тонкодисперсных грунтов (пылеватых, склонных к | ||
С |
| |
большому пучен ю, за счет подъема воды по капиллярам на большую | ||
высоту | попадан я воды в ра очий слой); | |
– глубок м | медленным промерзанием (скорость промерзания | |
менее 4 см/сут). |
| |
| отсутств | хотя ы одного фактора пучины не образуются. |
При | ||
На пуч н стых участках в отдельные годы могут наблюдаться | ||
взбугр ван я до 20 – 80 мм. Вода при замерзании увеличивается в | ||
объеме на 9%. Возникающие центры замерзания грунта за счет уве- | ||
личения | льда при замерзании создают дополнительные капил- | |
| объема | |
ляры. Эти новые капилляры вызывают дополнительное притягивание | ||
незамерзшей воды и переход её в лед. Происходит рост пучины, уве- | ||
|
| А |
личиваются бугры пучения. Рост пучин заканчивается, когда глубина промерзания достигает максимального значения.
находится замерзший грунт. В этотДпериод под воздействием автомобилей возникают просадки земляного полотна и покрытия. На таких участках покрытие имеет сетку трещин – разделено на отдельные блоки. Вода может выдавливаться на покрытие, образуя влажные пятна. После просыхания грунта под дорожной одеждой пучины «закрываются».
Весной происходит оттаивание дорожной одежды и верхних слоев грунта земляного полотна, содержащих ледяные линзы. Образуется
вода. Перемещение воды возможно только вверх и в стороны – снизу И
Впроцессе пучинообразования происходит равномерное и неравномерное поднятие дорожной одежды за счет замерзания воды и происходит разрушение покрытия.
Ввесеннее время происходит оттаивание накопившегося льда в пучинах. Из-за повышенной влажности грунта на месте пучин образуются просадки.
- 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
- 1.1. Основные понятия
- 1.3. Воздействие автотранспортного комплекса на окружающую среду
- 2. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОМПЛЕКСА «ВОДИТЕЛЬ – АВТОМОБИЛЬ – ДОРОГА – СРЕДА» (ВАДС)
- 2.1. Структура комплекса ВАДС
- 3. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
- 3.1. Административная классификация дорог
- 4.2. Элементы продольного профиля дороги
- 5. ОСНОВЫ РАСЧЁТОВ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ ПО ДОРОГАМ
- 5.1. Движение автомобиля по дороге. Сопротивление движению автомобиля
- лагоприятных5.5. Расстояние видимости поверхности дороги
- 6. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЛАНА ТРАССЫ
- 6.1. Принципы проектирования плана трассы
- 6.3. Переходные кривые
- 7.3. Полоса отвода дороги
- 8.2.Источники увлажнения земляного полотна
- 8.4. Пучины на автомобильных дорогах
- 8.7. Требования к возвышению земляного полотна
- 9.ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
- 9.1.Принципы проектирования продольного профиля
- 9.3. Последовательность проектирования продольного профиля
- 10.2. Грунты для сооружения земляного полотна
- Дорожный водоотвод – комплекс сооружений и отдельных конструктивных устройств, предназначенный для предотвращения переувлажнения земляного полотна и скопления воды на дорожномполотне.
- 11.1. Система сооружений поверхностного водоотвода
- 11.6. Определение объемов и расходов ливневых и талых вод
- 12.МАЛЫЕ МОСТЫ И ТРУБЫ
- 12.1.Водопропускные трубы
- 13.1. Общие требования
- бА13.3. Переходно-скоростные полосы
- 14. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
- 14.1. Классификация дорожных одежд
- 14.4. Срок службы дорожных одежд
- 14.5.Критерии предельного состояния дорожных одежд
- 15. ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
- 16. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ
- Заключение