logo search
2 блок

2.Древнейшие памятники ландшафтного искусства и градостроительства. Архитектура и ландшафтное и искусство Древнего Рима и Греции.

Эпоха бронзы(2 тысячелетие до н.э.) начинают появляться сооружения из огромных каменных глыб. В это время нет понятия архитектуры как искусства, создается мегалитическая архитектура –выражение идеологических, духовных и эстетических потребностей на примитивном уровне. Наиболее характеры для этого времени такие сооружения как менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры– вертикально поставленные, необработанные камни – место общественных церемоний.

Дольмены – 2-4 вертикальных камня, перекрытые грубо обработанным каменным блоком – место захоронения членов рода.

Кромлех(Стоунхендж) – каменные плиты или столбы по кругу, соединены положенными на них каменными блоками, имеющие ритуальное, возможно астрономическое назначение. Они имеют центричную и осевую планировочную композиции. Так же создаются циклопические крепости. ородища.

Древний Египет– характерны грандиозные монументальные сооружения, возвеличивающие фараонов. Наиболее древние памятники находятся в дельте Нила, что обуславливается тем, что начало египетской цивилизации было положено именно в этом месте. Строительными материалами в Египте служили обмазанные глиной тростники, кирпичи из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях использовался камень. Художественные формы и изобразительные мотивы были взяты египтянами у природы: солнце, лотос, папирус, пальма, львы, имели в основном культовое назначение.Памятники арх-ры Древ-го царства(28–23вв до н.э.) – пирамиды фараонов и гробницы знати, храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами (Пирамиды в Гизе: Хеопса, Хефрена и Микерина.Среднего царства(21–18вв до н.э.) – скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты. Формы храмов с двумя рядами колонн и повышенной средней частью.Нового царства(16–11 вв до н.э.) – храмы состоят из святилища, крытого колонного зала и замкнутого двора, обнесенного глухой стеной.

Сады в этом времени носят регулярный характер: обычно это квадратный участок, обнесенный стеной, по его периметру высажены деревья, в центральной части находится виноградник; так же здесь расположены прямоугольные бассейны для содержания рыбы и водоплавающих птиц.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

- регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;

- формирование замкнутых композиций;

- наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

- использование ритма как композиционного приема;

- применение аллейных и рядовых посадок;

- использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Государства Ассирии и Вавилонии (Двуречья)(8-7 вв до н.э). Основным материалом для строительства является непрочный сырцовый кирпич. Города создаются округлой, а позднее прямоугольной формы, окруженные двойным или тройным кольцом крепостных стен.В основе планировки Ва­вилоналежит 8 широких улиц, ведущих к городским воротам. От них к определенному храму ведет широкая улица .

Дворцы– изолированные городки с мощными стенами, запутанной планировкой для обороны.

Храмы– второстепенные элементы композиции. Строительство на террасах применялось для храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. На их нижних платформах по периметру высаживали растения в ямы с растительной землёй.

«Висячие сады» Семирамидырасполагались во дворе дворца царя Навуходоносора и представляли собой ряд возвышающихся террас: на нижних находились деревья, на верхних – кустарники и цветы. Существовали и обширные парки для охоты и прогулок верхом. (прообраз современных лесопарков).

Имеются также скупые сведения об обширном парке, созданным ассирийским царем Саргоном II в VIII в. до н.э. близ г. Хорсабада, в котором произрастали деревья, вывезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые. Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в основном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.

Древняя Греция.Характерными зелеными насаждениями в Древней Греции являлисьСвященные рощи(герроны),которые носили мемориальный характер, со временем превратились в спортивные парки.

Философские сады, планируемые для ученых бесед.

Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог.

Частновладельческие сады носили утилитарный характер и озеленялись в основном цветами. Сады подчинены законам пропорции, равновесия, ритма и симметрии.

Периоды архитектуры.

1. Гомеровский. Фундаменты жилых домов и храмов строились из камня, стены из кирпича. Здания были прямоугольные в плане. Вход в дом/храм представлял собой двухколонный портик. Типичными были двускатные крыши, образующие на торцовых сторонах фронтоны.

2. Архаический.Характерным признаком этого периода является стоечно-балочная конструкция –ордер(колонна, антаблемент (ба­лочное перекрытие), основание – стереобат)упорядоченная система несущих и ненесущих частей сооружения, колонн и перекрытий.

Типы ордеров:

Доричес­кий– характерна простота и строгость форм, массивность.

Ионический– характерна легкость, стройность, изящество.

Коринфский– характерна большая декоративность.

В период классики (5-4 вв до нэ) утверждают канонический тип храма: по числу колонн, про­порциям, архитектурной образности. Древнейшие греческие города не имели общую градостроительную идею. Позднее планировка имела регулярную прямоугольную структуру (основателем в Греции считают Гипподама из Милета). "Агора" – площадь, естественный центр города. "Гимнасий" – учебное здание. Спортивные сооружения – стадионы для бега; ипподромы.

3. Эллинистический– пропаганда греческой архитектуры. Появляются новые типы сооружений – монументальные алтари и богатые перистильные жилые дома с росписью по штукатурке.

Новое в садах Греции по сравнению с Египтом - их террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы. На террасах - посадки больших деревьев, Цветы и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами.

Древний Рим.Архитектура сформировалась в 4-1 вв до нэ. Здесь строго продуманна схема городской планировки.Общественные сооружения: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки.Культовые:храмы, алтари, гробницы. Введеныинженерные сооружения(акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы)Оборонительные сооружения– крепости, состоящие из стен, укреплений и боевых башен.

Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н.э. до I в. н.э. Климат Апеннинского полуострова средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции.

Характерны обилие воды в виде рек и ручьев, гористый рельеф, наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка) и широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений.

Здесь произрастаютразличные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке - буксус, лавр, мирт. Из цветочных - лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:

- совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);

- создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы);

- отсутствие композиционного единства в садах.