2.Древнейшие памятники ландшафтного искусства и градостроительства. Архитектура и ландшафтное и искусство Древнего Рима и Греции.
Эпоха бронзы(2 тысячелетие до н.э.) начинают появляться сооружения из огромных каменных глыб. В это время нет понятия архитектуры как искусства, создается мегалитическая архитектура –выражение идеологических, духовных и эстетических потребностей на примитивном уровне. Наиболее характеры для этого времени такие сооружения как менгиры, дольмены и кромлехи.
Менгиры– вертикально поставленные, необработанные камни – место общественных церемоний.
Дольмены – 2-4 вертикальных камня, перекрытые грубо обработанным каменным блоком – место захоронения членов рода.
Кромлех(Стоунхендж) – каменные плиты или столбы по кругу, соединены положенными на них каменными блоками, имеющие ритуальное, возможно астрономическое назначение. Они имеют центричную и осевую планировочную композиции. Так же создаются циклопические крепости. ородища.
Древний Египет– характерны грандиозные монументальные сооружения, возвеличивающие фараонов. Наиболее древние памятники находятся в дельте Нила, что обуславливается тем, что начало египетской цивилизации было положено именно в этом месте. Строительными материалами в Египте служили обмазанные глиной тростники, кирпичи из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях использовался камень. Художественные формы и изобразительные мотивы были взяты египтянами у природы: солнце, лотос, папирус, пальма, львы, имели в основном культовое назначение.Памятники арх-ры Древ-го царства(28–23вв до н.э.) – пирамиды фараонов и гробницы знати, храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами (Пирамиды в Гизе: Хеопса, Хефрена и Микерина.Среднего царства(21–18вв до н.э.) – скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты. Формы храмов с двумя рядами колонн и повышенной средней частью.Нового царства(16–11 вв до н.э.) – храмы состоят из святилища, крытого колонного зала и замкнутого двора, обнесенного глухой стеной.
Сады в этом времени носят регулярный характер: обычно это квадратный участок, обнесенный стеной, по его периметру высажены деревья, в центральной части находится виноградник; так же здесь расположены прямоугольные бассейны для содержания рыбы и водоплавающих птиц.
Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.
В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:
- регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
- формирование замкнутых композиций;
- наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
- использование ритма как композиционного приема;
- применение аллейных и рядовых посадок;
- использование экзотов в ассортименте древесных растений.
Государства Ассирии и Вавилонии (Двуречья)(8-7 вв до н.э). Основным материалом для строительства является непрочный сырцовый кирпич. Города создаются округлой, а позднее прямоугольной формы, окруженные двойным или тройным кольцом крепостных стен.В основе планировки Вавилоналежит 8 широких улиц, ведущих к городским воротам. От них к определенному храму ведет широкая улица .
Дворцы– изолированные городки с мощными стенами, запутанной планировкой для обороны.
Храмы– второстепенные элементы композиции. Строительство на террасах применялось для храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. На их нижних платформах по периметру высаживали растения в ямы с растительной землёй.
«Висячие сады» Семирамидырасполагались во дворе дворца царя Навуходоносора и представляли собой ряд возвышающихся террас: на нижних находились деревья, на верхних – кустарники и цветы. Существовали и обширные парки для охоты и прогулок верхом. (прообраз современных лесопарков).
Имеются также скупые сведения об обширном парке, созданным ассирийским царем Саргоном II в VIII в. до н.э. близ г. Хорсабада, в котором произрастали деревья, вывезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые. Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в основном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.
Древняя Греция.Характерными зелеными насаждениями в Древней Греции являлисьСвященные рощи(герроны),которые носили мемориальный характер, со временем превратились в спортивные парки.
Философские сады, планируемые для ученых бесед.
Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог.
Частновладельческие сады носили утилитарный характер и озеленялись в основном цветами. Сады подчинены законам пропорции, равновесия, ритма и симметрии.
Периоды архитектуры.
1. Гомеровский. Фундаменты жилых домов и храмов строились из камня, стены из кирпича. Здания были прямоугольные в плане. Вход в дом/храм представлял собой двухколонный портик. Типичными были двускатные крыши, образующие на торцовых сторонах фронтоны.
2. Архаический.Характерным признаком этого периода является стоечно-балочная конструкция –ордер(колонна, антаблемент (балочное перекрытие), основание – стереобат) – упорядоченная система несущих и ненесущих частей сооружения, колонн и перекрытий.
Типы ордеров:
Дорический– характерна простота и строгость форм, массивность.
Ионический– характерна легкость, стройность, изящество.
Коринфский– характерна большая декоративность.
В период классики (5-4 вв до нэ) утверждают канонический тип храма: по числу колонн, пропорциям, архитектурной образности. Древнейшие греческие города не имели общую градостроительную идею. Позднее планировка имела регулярную прямоугольную структуру (основателем в Греции считают Гипподама из Милета). "Агора" – площадь, естественный центр города. "Гимнасий" – учебное здание. Спортивные сооружения – стадионы для бега; ипподромы.
3. Эллинистический– пропаганда греческой архитектуры. Появляются новые типы сооружений – монументальные алтари и богатые перистильные жилые дома с росписью по штукатурке.
Новое в садах Греции по сравнению с Египтом - их террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы. На террасах - посадки больших деревьев, Цветы и фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами.
Древний Рим.Архитектура сформировалась в 4-1 вв до нэ. Здесь строго продуманна схема городской планировки.Общественные сооружения: базилики, термы (общественные бани), театры, амфитеатры, цирки, библиотеки, рынки.Культовые:храмы, алтари, гробницы. Введеныинженерные сооружения(акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости, каналы)Оборонительные сооружения– крепости, состоящие из стен, укреплений и боевых башен.
Наибольшего расцвета садово-парковое искусство Древнего Рима достигло в период с I в. до н.э. до I в. н.э. Климат Апеннинского полуострова средиземноморский, но более мягкий и менее засушливый, чем в Греции.
Характерны обилие воды в виде рек и ручьев, гористый рельеф, наличие ценного строительного материала (мрамора и известняка) и широкий ассортимент древесно-кустарниковых и цветочных растений.
Здесь произрастаютразличные виды сосен, дубов, кипарис, платан, земляничное дерево, тополь, каштан съедобный, гранат, маслина, плодовые. Имеются виды, хорошо поддающиеся стрижке - буксус, лавр, мирт. Из цветочных - лилии, левкои, ирисы, тюльпаны, нарциссы, фиалки, гвоздики и др.
В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:
- совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);
- создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы);
- отсутствие композиционного единства в садах.
- 1.Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садово-парковом искусстве.
- 2.Древнейшие памятники ландшафтного искусства и градостроительства. Архитектура и ландшафтное и искусство Древнего Рима и Греции.
- 3.Облик средневековых городов западной Европы. Романский стиль, готика. Ландшафтное искусство средневековой Европы и государств ислама.
- 4.Главные черты средневековой архитектуры и ландшафтного искусства Китая и Японии. Современные сады в японском стиле.
- 5.Архитектура, градостроительство и ландшафтное искусство эпох Возрождения и Барокко. Сады эпохи Возрождения в Италии. Регулярные сады барокко во Франции, Германии, Голландии.
- 6.Стилистические особенности архитектуры, градостроительства и ландшафтного искусства классицизма. Пейзажные сады классицизма и романтизма в Англии, Франции, Германии.
- 7.Особенности ландшафтной организации, планировки и облика русских городов XII-XVII вв. Ландшафтное искусство допетровского времени.
- 8.Регулярное градостроительство в России п. П. XVIII в. Регулярные дворцово-парковые ансамбли пригородов Петербурга и Москвы.
- 9.Градостроительные преобразования в России эпохи классицизма. Дворцово-парковые комплексы и пейзажные усадебные сады пригородов Петербурга и Москвы XVIII - XIX веков.
- 10.Принципы размещения и формирования основных функциональных зон города в хх в. Системы озелененных территорий города.
- 11.Роль природного ландшафта в градостроительстве. Понятие Природного комплекса города. Пригородная зона.
- 12.Складывание системы общедоступных парков в европейских и русских городах XVIII-XIX веков. Современные городские многофункциональные и специализированные парки.
- 13.Разновидности и ландшафтная композиция центров современных городов. Объекты озеленения центра.
- 14.Массовое жилищное строительство в городах во второй пол. XX в. Ландшафтное решение жилой среды города и пригородной зоны.
- 15.Ландшафтное решение промышленных районов, узлов и предприятий.
- 16. Многомерное понятие ландшафта. Природные компоненты ландшафтных геосистем, связи между ними.
- 17. Иерархия природных ландшафтных геосистем.
- 18. Факторы и главные закономерности (законы) дифференциации ландшафтов суши.
- 19. Динамика ландшафтных геосистем.
- 20. Факторы и механизмы антропогенизации ландшафтной оболочки. Классификации, типологии и характеристики природно-антропогенных ландшафтов.
- 21.Понятие о лесе. Основные древесные породы-лесообразователи. Растительные части леса. Морфология лесного массива и древостоев.
- 22. Лес и почва. Значение почвы для леса. Влияние леса на почву. Круговорот азота и зольных элементов в лесу. Отношение древесных пород к почве. Состав и типы живого напочвенного покрова в лесу.
- 2 Св-ва почвы:
- 2 Категории типов лесов:
- 25.Возрастные этапы древостоев. Естественное из реживание древостоев. Классификация деревьев по Крафту, по в.Г. Нестерову.
- 26.Типы водного питания. Методы и способы осушения. Закрытая осушительная система и ее элементы. Особенности проектирования осушительной системы в парках и садах.
- 27.Увлажнительная система. Расчет полива дождеванием. Проектирование оросительной системы в парках и садах.
- 28.Плоскостные сооружения: дороги, дорожки, площадки. Классификация плоскостных сооружений. Организация поверхностного стока и отвод вод с искусственных покрытий.
- 1.Пешеходные коммуникации.
- 2.Транспортные коммуникации.
- 3.Площадки.
- 29.Вертикальная планировка территории. Методика проектирования рельефа искусственных покрытий. Типовые поперечные профили искусственных покрытий. Способы подсчета объемов земляных работ.
- 30.Искусственное покрытие плоскостных сооружений. Конструкция дорожной одежды.