logo
2 блок

4.Главные черты средневековой архитектуры и ландшафтного искусства Китая и Японии. Современные сады в японском стиле.

Японские и китайские сады издавна отличались от европейских своей пейзажностью, утонченностью и изяществом. Главным принципом создания этих садов являлось отсутствие прямых линий. Плавность и изогнутость линий способствовала умиротворению и спокойствию, чем издавна славились японская и китайская нации. Главным принципом паркостроения было умение в «меньшем видеть большее». Каждый элемент в саду несёт определённую смысловую нагрузку и является определенным символом. Свободная планировка сада прекрасно сочетается с симметричными композициями двор­цовых построек и прямоугольных дво­ров. Скульптуры в садах можно встретить довольно редко, в основном это изображения птиц или животных (аист, дракон, черепаха). Символизм послужил возникновению типичного для этих садов «Сухого пейзажа», который содержал «водные потоки» из гальки и каменные водопады.

Ландшафтное искусство Китая длительное время существовало изолированно.

В Китае существовало 6 типов садов:

- при императорских дворцах,

- при императорских гробницах,

- при храмах,

- сады естественных пейзажей,

- домашние сады,

- сады ученых.

Так же в стране существовало 2 школы (направления) планированиясадов:

Южная школа– миниатюрные сады, внутри – архитектурные сооружения, мостики, водоемы, скалы, гроты (Сады в Шанхае, Су-Чжоу).

Северная– на обширных пространствах, крупные формы рельефа и огромные водоемы (парк Ихэ-юань, под Пекином).

По определению создателей древнейших пейзажных ландшафтов, китайских садов, они похожи на картину, в которой гармонично сочетаются цветы, деревья, камни и вода. Если японский сад - это, прежде всего, место для раздумий и философствования, то китайский создан и для развлечений. И, в противоположность японскому, созерцаемому отстраненно, со стороны, в китайском человек погружается в пространство сада, ощущает его вокруг себя и наслаждается ландшафтом "изнутри".

Китайский сад наполнен цветом- мостики, черепица на крышах и беседки окрашены в яркие оттенки оранжевого, красного или "императорского" желтого. Еще один популярный цвет - лазурь.

Дорожкивыложены цветной галькой с изображениями животных - драконов, павлинов, осьминогов, рыб.

В китайском ландшафте много воды, спокойной и тихой, - буйство фонтанов Европы здесь заменяет плоская, ровная гладь озера. Основные видовые точки часто расположены на воде и подразумевают путешествие на лодке - от острова к острову, от одного залива к другому. Заливы и острова имеют свое символическое значение, например, остров черепахи ассоциируется с древней легендой о сотворении мира.

Наиболее характерные для китайского сада растения - астры, хризантемы, глицинии, ивы, кипарисовики и яблони. На севере страны также распространены кедры и березы.

Китайские архитекторы увлекались созданием пейзажей настроения."Смеющийся" построен на умелой игре на контрастах: из темной мрачной пещеры попадаешь на солнечный берег живописнейшего озера. Строгая вертикаль остроконечного кипарисовика здесь соседствует с нежными плакучими ивами, архитектор постоянно использует игру тени и света.В пейзаже "очарования"растения подобраны так, чтобы создавать романтическое настроение и навевать легкую грусть.

Китайские архитекторы также увлекаются рукотворными лабиринтами из камня. 

Ландшафтная архитектура Японии.

Восточным народам свойственно особое уважение к природе, ее красоте, разумности и одухотворенности. По мнению японцев, все "рукотворные" ландшафты человек создает в соавторстве с природой: она дает художнику сада свои "слова", он пользуется ими и выражает новое, человеческое содержание.

Композиция японских садовотличается сдержанностью и лаконизмом, как и характер их создателей. Каждый элемент, будь то растение, вода или камень, наполнен символическим смыслом. Так,сосна олицетворяет долголетие,бамбук- стойкость и благородство. В почете многовековыекамни и мхи- согласно синтоистской религии, распространенной в Японии еще до принятия буддизма, они являются жилищами различных духов. Для японца сад - это уменьшенная модель мира, своего рода микрокосм, который, кроме внешнего содержания, наполнен еще и очень глубоким философским смыслом. Сад предназначен для спокойного созерцания, раздумий, медитации и создания безмятежного настроения.

Островное расположение и горный рельеф Японского государства способствовали определению главных элементовнационального садового искусства. Этокамень("скелет" природы, символ светлого мужского начала янь) ивода("кровь" природы, символ темного женского начала инь). Вода очищает, наполняет ручьи и реки, обрушивается водопадами или заключена в специальное водное устройствоцукубай. Оно представляет собой каменную чашу с выдолбленной в верхней части нишей, где скапливается вода, падающая из расположенной выше бамбуковой трубочки. Для омовения рук и лица, для приготовления чая воду зачерпывают специальным бамбуковым ковшиком. Другое водное устройство,соцу,напоминает водные качели. Стекающие с гор капли ручья наполняют бамбуковый стебель, полый с одной стороны. Он тяжелеет и медленно опускается, а противоположный конец стебля поднимается вверх. Это происходит до тех пор, пока вода резко не выльется из трубочки и "качели" не вернутся в исходное положение. Периодический стук бамбука о лежащий внизу камень способствует отпугиванию диких зверей - вот почему устройство назвали "оленьим пугалом".

Для японских садов характерны символические "сухие" водоемыиз гальки или песка. При обустройстве "сухих" водопадов подбирается контрастная по цвету галька, которая в лучах закатного и рассветного солнца блестит как живая вода. При создании "сухих" ручьев и рек имитируются круги на воде - для этой цели используют инструмент, напоминающий грабли.

Не менее важная составляющая японского сада - камни, заменяющие скульптурный декор. Они подбираются по форме (статуя, низкая вертикаль, плоский, лежачий, изогнутый), цвету, фактуре и соответствию всех этих качеств общему характеру сада. Существует целое искусство расположения камней - сутэ-иси. Камни подчеркивают изгибы береговой линии, акцентируют острова, формируют дорожки. Последние намеренно делают "разрывными", чтобы злые духи (в соответствии с древним синтоистским преданием) не смогли пройти по пустоте. Из камня изготавливаются фонари и скамейки.

Традиции японского сада во многом заимствованы из более древнего китайского пейзажного сада. Так, окружающий ландшафт активно вовлекается в создание образа сада. И если с его главных точек видна горная цепь, мастер непременно превратит ее в естественную ограду.

В японских садах сравнительно мало цветов, преобладают вечнозеленые деревьяи кустарники (сосна черная, вечнозеленые дубы, азалии), которые символизируют вечное постоянство рая. При выборе других растений учитывается время их цветения и изменения окраски листьев, чтобы сад был красив в каждое время года. Весна - пора беззаботной радости и наслаждения цветущей сакурой. Летом зреют травы и распускаются камелии и рододендроны. Красоту увядающей осени оттеняют красные листья японского клена (в средней полосе можно заменить на клен Веерный, Приречный, Гинала) и нежные хризантемы. Суровой зимой настоящее наслаждение испытываешь, созерцая причудливый рисунок ветвей деревьев и мужественную красоту бамбуковых стеблей. При проектировании сада в условиях Москвы вместо бамбука применимы лишь невысокие виды филостахиса и сазы.

Сегоднясад в японском и китайском стиле так же многолик, но подвержен европейскому влиянию. Не тронуты старые, знаменитые сады, ставшие национальным достоянием, при храмах, в монастырских комплексах, чайные сады Философский смысл сегодня уступает место эстетической ценности, сад становится декоративным дополнением архитектуры. Принципы построения сада же остались прежние: асимметричность композиции, свободное пространство и минимализм. Расширился ассортимент материалов (стал использоваться металл и пластик). Появилась абстрактная скульптура, геометрические формы, далёкие от природных.

Наибольшее применение городском озеленении:

- растения в контейнерах;

- сады на крышах;

- балконные сады.