logo
2 блок

25.Возрастные этапы древостоев. Естественное из реживание древостоев. Классификация деревьев по Крафту, по в.Г. Нестерову.

Возрастной этап– определенный временной период, который проходит любой древостой в процессе жизни с появления всходов и образования подростов до естественного отмирания.

Молодняки– с момента появления всходов до смыкания крон подроста и перехода его в состояние чащи (т.е. густого труднопроходимого молодого древостоя). Формируется древесный полог, способствующий образованию лесного сообщества. Начинают активно проявляться отношения между деревьями.

Жердняк– быстрый рост в высоту, наибольшая листовая и хворостяная масса, резкая дифференциация деревьев по размерам ствола и кроны, а также интенсивным отпадом деревьев.

Средневозрастные насаждения. Интенсивное формирование стволов и крон, под их пологом появляется подлесок, происходит формирование насаждения с характерной лесной средой.

Приспевающие насаждения– вызревание древостоя, появляются хоз-ценные признаки, под пологом появляются группы подроста. Сформировавшееся лесное насаждение начинает влиять на окружающую среду.

Спелые насаждения. Древостой приобретает качественные и количественные показатели, наиболее соответствующие целям хозяйства. Влияние на окр среду довольно значительно.

Перестойные насаждения.Древостой достигает естественной спелости. У деревьев появляется суховершинность, они постепенно стареют и отмирают.

Естественное изреживание древостоя– изменение количества деревьев в древостое, увеличение его возраста в результате естественного их отмирания.

Закономерности (особенности):

1. В густых насаждения ихреживание выражено больше, чем в редких.

2. На богатых и достаточно увлажненных почвах изреживание происходит быстрее, чем на бедных и сухих (т.е. при хороших климатических условиях происходит быстрее).

3. Светолюбивые и быстрорастущие породы изреживаются быстрее и более интенсивно, чем медленнорастущие и теневыносливые.

Факторы, влияющие на естественное изреживание.

1. Наследственность.Одинаковые семена с одного и того же дерева имеют разные наследственные свойства, заложенные под воздействием внешних и внутренних причин, воздействующих на дерево в момент формирования семян. Если условия, при формировании семян, были хорошими, то и семена хорошие, если наоборот – наоборот.

2. Условия микросреды.Это условия, при которых появляются всходы, т.е. из этих условий наибольшее значение имеют лодородные почвы, степень ее задернения, аэрации, а также влажность и температура.

3. Межвидовые отношения.Т.е. отношения между разными видами древесных пород в смешанном древостое.

4. Внутривидовые отношения.Взаимоотношения между деревьями одного вида древесных пород в чистом древостое. В результате роста, развития и изреживания лесного массива, происходит его разделение по степени развития по достигнутой высоте, т.е. происходит дифференциация деревьев.

Классификация по Крафту В этой классификации учитывается высота (рост) деревьев, их положение среди соседних деревьев, а также характер кроны. По этим признакам деревья делятся на 5 классов.

I класс– исключ-но развитые деревья, имеющие наилучший рост;

II класс– деревья хорошего роста и хорошего развития;

III класс– деревья умеренного развития, их кроны развиты слабее, чем у деревьев I и II класса.

IV класс– заглушенные, ослабленные в росте, но еще жизнеспособные деревья. Они разд-ся на подклассы:IVа– деревья занимают свободные просветы в пологе;IVб– деревья с кронами, расположенными ниже и частично под общим пологом;

V класс– деревья под пологом насаждения;– деревья с еще живой кроной;– с отмирающей или отмершей кроной.

Первые три класса деревьев относятся к нормальным, или господствующим, остальные относятся к отставшим в росте, или заглушенным.

Классификация Нестерова.Учитывается размеры деревьев, по этому признаку выделяют 3 класса роста, и кроме размеров учитываются морфологические признаки, учитывающие степень развития деревьев (форма кроны, форма ствола, характер коры).

Согласно этим признакам породы делятся на 2 группы:

1.породы замедленного развития

2.породы быстрого развития.

В конечном итоге данная класс-ция стала иметь 3 класса и 6 подклассови выглядела след. образом:

I А класс-деревья сильного роста и замедленного развития;

I Б класс -деревья сильного роста и быстрого развития;

II А класс- деревья замедленного роста и медленного развития;

II Б класс– деревья замедленного роста и быстрого развития;

III А класс– деревья слабого роста, неразвившиеся;

III Б класс– деревья слабого роста, отмирающие и усохшие.

Деревья I класса– это наиболее крупные деревья в насаждении.

Подкласс Ахар-ет их как слабоплодоносящие с хорошим приростом в высоту и пирамидальной вершиной.

Деревья подкласса Б– это так же наиболее крупные деревья, но обильно плодоносящие с более слабым приростом по высоте, с тупо закругленной или плоской вершиной, сильно суковатые.

Деревья II класса– это средние по высоте деревья, по диаметру и кроне, а

деревья III класса– это отставшие в росте, они своими кронами не участвуют в составе полога насаждения.

Рост– изменение размеров деревьев по высоте, диаметру и общему объему дерева. В зависимости от скорости роста древесные породы делятся на 2 группы: быстрорастущие и медленнорастущие.Развитие– качественное изменение, происходящее в деревьях в процессе роста. Основным внешним признаком, показывающим степень развития