logo
2 блок

3.Облик средневековых городов западной Европы. Романский стиль, готика. Ландшафтное искусство средневековой Европы и государств ислама.

Алгоритмы возникновения средневековых городов:

1. Спонтанноепроисходит под воздействием благоприятных факторов. Этот тип возникновения городов чаще наблюдался в ранний период развития.

2. Планируемоеразвитие происходит по воле и под наблюдением какой-либо организации или отдельного лица, часто отделено от других городов.

Облик средневековых городов:

Изначально укреплениями городов были естественные преграды. Основные признаки городов: удобство, безопасность, особенности ландшафта местности. Позже появились оборонительные сооружения (стены, башни, рвы, валы и тд).

Города устраивали близко к источникам сырья, с удобством коммуникаций (гавань). Они органически вписывались в ландшафт, приспосабливаясь к нему, и как следствие имели многообразие и неповторимость форм, неправильность, иррегулярность, незавершенность и противоречивость застройки.

В городе обычно находитсякафедральный собор, один или несколько рынков, укреплённый центр (бург, ситэ), здания городской администрации, дворцы-замки знати. На начальном этапе существования города, рынок собирался вдоль главной улицы, позднее прямоугольные рынки обособились в центре города, на пересечение главных путей. Также в городе были специализированные рынки ремесленников. К городу примыкают торгово-ремесленные предместья и сельские округа. Порой и внутри городских стен есть небольшие пахотные участки, виноградники и огороды. Важнейший компонент города – стены. Они имели двое ворот (на главной магистрали) или 4 (на выходе из города двух важнейших улиц).

Наиболее распространенные формы города– прямоугольник и окружность. Здания внутри города могут быть расположены хаотично. Так же внутренняя застройка может быть привязана к нескольким главным улицам, от центра к стенам.

Романский стиль (11-12в)опирался на древнеримскую архитектуру. Здесь использовались полуциркульные арки, своды, сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки. Здание тщательно вписано в окружающую природу и выглядит особенно прочным и основательным, за счет того, что имеют массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основные постройки: храм-крепость и замок-крепость.

Главный элемент композиции– башня (донжон). Вокруг неё расположены остальные постройки, составленные из простых геометрических форм (кубов, призм, цилиндров).

Готический стиль (12-16в).Основные архитектурные постройки этого времени - храмы, соборы, церкви, монастыри.

Черты стиля:легкие и возвышенные формы, арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Высокие здания строятся без внутренних промежуточных стен с большими оконными проемами и стоят устойчиво благодаря специальным опорам и приспособлениям для укрепления конструкции (в особенности аркбутаны).

Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения. Средневековый садменьше античного сада по размерам. Стиль сада – регулярный, с разбивкой участка на квадраты и прямоугольники. Сады преимущественно утилитарного назначения. Здесь выращивают лекарственные растения и плодово-ягодные культуры.

Монастырский тип садов характеризуется регулярной планировкой. Основная его черта – уединенность, тишина, утилитарность.

По назначению монастырские сады делятся на:

- плодовые сады,

- огороды,

- виноградники,

- сады цветов для церковных служб,

- аптекарские сады.

Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Санкт-Галленский сад в Швейцарии.

Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Феодальный тип садовСады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали Цветы, имелся источник - колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, - прием, получивший широкое распространение в парках. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз.

Сады делились на утилитарные и потешные. Потешные сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.

Появляются такие декоративные элементы, как цветники, трельяжи, перголы и др . При замках крупных феодалов создаются более обширные сады - прато, не только утилитарного назначения, но и для отдыха.

Мусульманские сады. В странах арабского Востока, в Иране, Индии человек с древних времен бережно относился к воде как самой большой драгоценности. Поэтому центром мусульманских садов часто становились небольшие капельные водопады - полная противоположность буйных средиземноморских каскадов. Не менее важным символом сада служит священное дерево жизни: согласно легендам, в Египте это сикаморовая фига, в Палестине - гранат, в Иране - миндаль.

Мусульманские сады легко узнаются по отчетливой геометричности плана. Так называемая структура "чор-бак" ("четыре сада") формируется из нескольких квадратов. Большой делится на четыре маленьких, которые, в свою очередь, могут дробиться на еще более мелкие. Это членение создается не только дорожками и высаженными в ряд растениями, но и при помощи узких и неглубоких каналов с водой, используемых для орошения сада.

Мавританский тип садов.Наружные садыне отличались роскошью и были предназначены для хозяйственных нужд. Они засаживались плодовыми деревьями и шелковицей. В центре садов располагался фонтан.Внутренние садысо всех сторон окружены зданиями и красивыми пристройками в виде аркад и галерей. Деревья и кустарники не подвергались стрижке. Дно фонтана оформлялось орнаментом мозаикой. Самым известным примером являютсясады Альгамбрыв Испании. Ядро композиции – 2 дворика, украшенные аркадами с типичным «мавританским» орнаментом. В центре Львиного двора – фонтан с фигурами львов, вода попадает в кольцевой бассейн и растекается по четырем канальцам, образуя в плане разновидность каменного чор-бака. В миртовом дворике по продольной оси лежит бассейн, с двумя рядами фонтанчиков, окружённый плотным невысоким кольцом стриженных миртовых кустов