1.Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садово-парковом искусстве.
Ландшафтное проектирование– комплекс архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений для разработки методов художественного оформления открытого пространства.
Ландшафтная архитектура– архитектура открытых пространств.
Сфера деятельности:
- садово-парковое искусство,
- озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, с/х предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий.
Ландшафтное проектирование должно опираться на такие качества как:
- функциональность (удобство, польза),
- конструктивность (прочность, экономичность),
- эстетичность,
- долговечность.
Основные понятия, используемые в ландшафтном проектировании:
Композиция– расположение различных форм в пространстве в сочетании друг с другом, при котором создается единое целое.
Виды композиции:
- фронтальные- основные элементы декора расположены на одной линии в ширину и хорошо просматриваются с первого взгляда, при этом не в глубину участка, ни в высоту композиция не продлевается.
- объемные- элементы дизайна представлены во всех трех плоскостях.
- глубинно-пространственные-во всей композиции присутствует глубокая перспектива, то есть внешний вид ландшафта изменяется по ходу движения по участку.
К основным приемам формирования композицииотносятся: симметрия и асимметрия, нюанс (тонкий переход от одних форм и красок к другим) и контраст, ритм.
При создании планировочной композиции ландшафта важен учет закономерностей его зрительного восприятия. К ним относятся:
Закон линейной перспективы.Как правило предметы выглядят лучше, если расположены либо на горизонтальной поверхности, либо на поверхности с небольшим подъемом.
Но некоторые объекты проектирования наиболее интересны при рассмотрении сверху или снизу. В частности, планировочные элементы ландшафта (водоемы, лужайки и др.) выглядят наиболее выигрышно при рассмотрении их сверху, а некоторые объемные элементы (деревья с архитектурной или шаровидной формой кроны) более эффективно смотрятся на фоне неба, поэтому на них лучше смотреть снизу.
Кроме этого, расстояние между зрителем и отдаленным предметом оптически сокращается, если скрыть лежащую между ними местность (кулисами кустарников понижением рельефа). Глаз наблюдателя в данном случае не имеет масштаба для сравнения, поэтому интересный пейзаж окружающей местности будет зрительно включаться в культурный ландшафт.
Закон воздушной перспективыимеет большое значение для ландшафтного дизайна.
Чем дальше от наблюдателя располагается предмет, тем больше смягчаются его окраска и очертание. Скажем, использование на значительном удалении от зрителя древесно-кустарниковой растительности с мягкими очертаниями крон и синеватым оттенком листвы и хвои значительно усиливает впечатление глубины пейзажа. Расположение насаждений с серебристой, пестролистной и светлоокрашенной листвой на переднем плане будет оптически приближать их к наблюдателю.
Пространственные изменения цвета называют также цветовой (колоритной) перспективой.
В отличие от живописи с ее условным изображением природы в ландшафтном искусстве глубина пространства — это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цвета и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.
Основные понятия архитектурного проектирования:
Социальный заказ– конкретная общественная потребность, актуальная для общества в целом или для определённой его части.
Пространство– арена действий, общий контейнер для рассматриваемых объектов, сущность некоторой системы.
Функция – принцип работы и задача того или иного элемента, помещения, здания, пространства, отражающиеся в большей или меньшей степени на его форме.Архитектурные формы– первоэлементы, отражающие в себе все особенности архитектуры: функцию, конструкцию, эстетическую выразительность.
Основные компоненты ландшафтного проектирования:
- здания – формируют центр ландшафтного проекта, основная цель ландшафтного дизайна здесь: сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны.
- газонное покрытие - придаёт завершённость облику сада.
- зелёные насаждения: отдельные деревья, кустарники, цветы, их комбинаций и ансамбли (сад, клумба, рабатка и тд)
- различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, камни, МАФ).
Стиль– это единство морфологических особенностей, отличающее искусство одной эпохи, цивилизации и т.д. от другой.
В ландшафтной архитектуре выделяют 2 направления:
Регулярный стиль сада, которому присуща симметрия, строгость и четкость геометрических форм. Здесь мы можем увидеть прямые дорожки, встречающиеся в центре участка, чаще возле дома. Деревья и кустарники обычно подстрижены, так как именно этому стилю присуще топиарное искусство. Характерными чертами регулярного стиля планировки так же считаются парадные цветники и большие площади газонов. Можно обнаружить газонный, цветочный и кружевной партер. (сады Версаля, С-Петербурга)
Пейзажный стильобладает бОльшей свободой и изысканностью. Здесь главными чертами является асимметрия, плавность и изогнутость линий. Данный стиль не делает дом центром притяжения, а гармонично встраивает его в окружающий пейзаж. Озеленение максимально приближено к естественному. (Англ-е усадьбы, построенные в старину).
Архитектурный стильсоздается совокупностью признаков, типичных для искусства определенной эпохи. Можно выделить:
Романский стиль – (10-13 вв.) Главную роль играют монастыри, церкви и замки. Для него характерны массивные стены и тяжеловесные башни с узкими проемами бойниц. В декоре используется несложный геометрический орнамент, стилизованные изображения растений или животных.
Готический стиль– (12-16 вв.) Ведущий тип здания – собор. Для стиля характерны такие черты как устремленность вверх, сложные ажурные конструкции, стрельчатые арки, развитой декор с широким использованием скульптуры.
Возрождение (ренессанс) – (Западная и Центр. Европа. Италия. 14-16 вв) Этот стиль является переходным от средневековой культуры к культуре нового времени. Главным трендом становится возрождение античности. Ведущую роль стали играть не церковные, а светские сооружения. Ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады и другие формы античного зодчества придают величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку.
Барокко– (Европа: кон. 16 – сер. 18 в, Россия: 18 в). Ему характерна упругость криволинейных форм. Трансформированная ордерная система здесь сочетается с обилием декоративных деталей, со скульптурной лепкой и резьбой. Русское барокко 1ой трети 18 в., которое сформировалось в процессе строительства Петербурга, называютпетровским барокко. Так же для русской архитектуры характерен такой термин как инарышкинское барокко – (кон 17 – нач 18 вв) которое характеризуется симметричностью композиции, свободной трактовкой ордера, заимствованной из западноевропейской архитектуры, пышный белокаменный декор (гребни, разорванные фронтоны).
Рококо – (Европа 1-я пол. 18 в). Стиль с утонченным, изящным и усложненным декором; резными и лепными узорами, завитками, разорванными картушами, рокайлями (раковинами). В России распространен в сер. 18 в. В качестве отделки дворцовых зданий, преимущественно интерьеров эпохи барокко.
Классицизм – (Европа: 17 – нач. 19 вв; Россия: с 60-х 18 в. по 40-е 19 в). Характерно творческое заимствование форм античности и итальянского Возрождения, уравновешенность симметричных композиций, использование ордерной системы, в пропорциях и формах более близких античности.
Ампир – (1 треть 19 в). в рамках позднего классицизма. Ориентируется также на античность, но включает наследие архаичной Греции, императорского Рима и Др. Египта, мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы, формы массивных портиков (дорического и тосканского ордеров).Характерна военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре, большие нерасчлененные плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объемы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и тп.
Эклектика – (сер 19 – нач. 20 в.) – это соединение разностилевых элементов или стилизация в духе архитектуры прошлого. В России выделяются: русско-византийский стиль (сер 19 в) и русский стиль (преобладание элементов древнерусской архитектуры 17 в).
Для обобщенного названия ретроспективно ориентальных стилистических направлений сер. 19 – нач 20 вв. применяют термины историзм или ретроспективизм.
Неоклассицизм – (кон. 19 – 1 пол 20 вв.) - обращение к античности, классицизму или Ренессансу (неоренесансу). При доминировании форм ампира его можно назвать как неоампир. Характерна парадная представительность и подчеркнутая монументальность сооружений.
Модерн – (кон 19 – нач 20 вв). Создаются новые формы (эркеры, фонари верхнего света, карнизы-козырьки), используются новые отделочные материалы (керамика, большие площади остекления), свободная планировка для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий.
Конструктивизм – (1920 – нач 30-х,) “конструирование” окружающей среды. Создание форм с четкими геометрическими контурами, обнажение конструкций, подчеркивание функций частей здания. В градостроительстве – принципы функционального зонирования, свободная планировка, обилие зелени и спорт сооруженийй.
Постмодерн – (посл. четв 20 – нач. 21 в),возник как отрицание функционализма. Характерныконтекстуализм – подчинение зданий сложившемуся контексту места,аллюзия– введение в композицию исторических ассоциаций,орнаментализм– декорация со смысловым значением.
- 1.Основные понятия архитектурного и ландшафтного проектирования. Объекты ландшафтного проектирования. Понятие стиля в архитектуре и садово-парковом искусстве.
- 2.Древнейшие памятники ландшафтного искусства и градостроительства. Архитектура и ландшафтное и искусство Древнего Рима и Греции.
- 3.Облик средневековых городов западной Европы. Романский стиль, готика. Ландшафтное искусство средневековой Европы и государств ислама.
- 4.Главные черты средневековой архитектуры и ландшафтного искусства Китая и Японии. Современные сады в японском стиле.
- 5.Архитектура, градостроительство и ландшафтное искусство эпох Возрождения и Барокко. Сады эпохи Возрождения в Италии. Регулярные сады барокко во Франции, Германии, Голландии.
- 6.Стилистические особенности архитектуры, градостроительства и ландшафтного искусства классицизма. Пейзажные сады классицизма и романтизма в Англии, Франции, Германии.
- 7.Особенности ландшафтной организации, планировки и облика русских городов XII-XVII вв. Ландшафтное искусство допетровского времени.
- 8.Регулярное градостроительство в России п. П. XVIII в. Регулярные дворцово-парковые ансамбли пригородов Петербурга и Москвы.
- 9.Градостроительные преобразования в России эпохи классицизма. Дворцово-парковые комплексы и пейзажные усадебные сады пригородов Петербурга и Москвы XVIII - XIX веков.
- 10.Принципы размещения и формирования основных функциональных зон города в хх в. Системы озелененных территорий города.
- 11.Роль природного ландшафта в градостроительстве. Понятие Природного комплекса города. Пригородная зона.
- 12.Складывание системы общедоступных парков в европейских и русских городах XVIII-XIX веков. Современные городские многофункциональные и специализированные парки.
- 13.Разновидности и ландшафтная композиция центров современных городов. Объекты озеленения центра.
- 14.Массовое жилищное строительство в городах во второй пол. XX в. Ландшафтное решение жилой среды города и пригородной зоны.
- 15.Ландшафтное решение промышленных районов, узлов и предприятий.
- 16. Многомерное понятие ландшафта. Природные компоненты ландшафтных геосистем, связи между ними.
- 17. Иерархия природных ландшафтных геосистем.
- 18. Факторы и главные закономерности (законы) дифференциации ландшафтов суши.
- 19. Динамика ландшафтных геосистем.
- 20. Факторы и механизмы антропогенизации ландшафтной оболочки. Классификации, типологии и характеристики природно-антропогенных ландшафтов.
- 21.Понятие о лесе. Основные древесные породы-лесообразователи. Растительные части леса. Морфология лесного массива и древостоев.
- 22. Лес и почва. Значение почвы для леса. Влияние леса на почву. Круговорот азота и зольных элементов в лесу. Отношение древесных пород к почве. Состав и типы живого напочвенного покрова в лесу.
- 2 Св-ва почвы:
- 2 Категории типов лесов:
- 25.Возрастные этапы древостоев. Естественное из реживание древостоев. Классификация деревьев по Крафту, по в.Г. Нестерову.
- 26.Типы водного питания. Методы и способы осушения. Закрытая осушительная система и ее элементы. Особенности проектирования осушительной системы в парках и садах.
- 27.Увлажнительная система. Расчет полива дождеванием. Проектирование оросительной системы в парках и садах.
- 28.Плоскостные сооружения: дороги, дорожки, площадки. Классификация плоскостных сооружений. Организация поверхностного стока и отвод вод с искусственных покрытий.
- 1.Пешеходные коммуникации.
- 2.Транспортные коммуникации.
- 3.Площадки.
- 29.Вертикальная планировка территории. Методика проектирования рельефа искусственных покрытий. Типовые поперечные профили искусственных покрытий. Способы подсчета объемов земляных работ.
- 30.Искусственное покрытие плоскостных сооружений. Конструкция дорожной одежды.